- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,44 Мб
История фотографии
Аннотация
Дипломная работа посвящена истории фотографии, важнейшим открытиям и фотографическим процессам. Работа содержит основную информацию об истории фотографии, раскрывает наиболее значимые моменты развития фотографии, охватывает период с момента зарождения концепции "автоматического рисунка" до пикториализма. Затрагивает очередной технический прорыв в области фотографического изобретательства, результатом чего становится появление действительно массовой фотографии. Данная работа позволяет проследить богатую историю фотографии с первых ее дней до современной эпохи цифровых изображений.
Подобран небольшой иллюстрационный ряд.
Изложение материала строится на основе документальных источников с использованием мультимедиа-программ.
Структура работы представлена введением, литературным сценарием, режиссерским сценарием, раскадровкой, заключением, фильмом на DVD.
Для широкого круга любителей фотографии.
Содержание
Введение
. Литературный сценарий
. Режиссерский сценарий "Фотография идет в 21 век"
. Раскадровка
. Фотогалерея
. Технологические особенности проекта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Фотография – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд многих поколений разных стран. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.
Появление фотографии повлияло на способ видения человека, начиная от фиксирования реальности до конструирования реальности на композиционной плоскости.
С незапамятных времен, замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в 4 веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.
Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояко-выпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.
Это была "фотография" до фотографии. Труд рисовальщика был упрощен. Но люди работали над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать "световой рисунок" в камере-обскуре, но надежно закреплять его на плоскости химическим путем.
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой половине 19 века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозев Нисефор Ньепс (гелиогравюра), Луи-Жак Манде Дагер (дагеротипия) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (калотипия). Их принято считать изобретателями фотографии.
К концу 19 века повсеместное распространение любительской фотографии, легкость в получении снимков породило некую антитезу себе. Небольшая группа эстетизированных людей обратилась к использованию альтернативных техник печати изображений. Это направление получило название пиктореализма. Основным его признаком стало преимущественное акцентрирование на технике, позволяющей достичь определенного эстетического эффекта, и эмоциональным воздействием образа.
Одним из самых ярких представителей пиктореальной фотографии 19 века был Генри Робинсон. Он утверждал, что "художник, желающий производить картины с помощью фотографического аппарата, подчиняется тем же законам, как и художник, пользующийся красками и карандашом". Робинсон ввел в практику фотомонтаж как прием художественного построения фотоизображения.
век стал своеобразным фундаментом для развития фотографии в мире. Именно в первые десятилетия после появления фотографии были намечены основные векторы движения нового искусства, ставшие определяющими для 20 века.
Сегодня, благодаря цифровым технологиям и Интернету, фотография популярна как никогда. Любой пользователь имеет возможность поймать удачный кадр и поделиться им с друзьями. Но еще не так давно для этого требовался минимум шкаф с химикатами.
Фотография наших дней – это область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности.
1. Литературный сценарий
Фотография идет в 21 век.
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном хранении изображений окружающих нас явлений и предметов. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.
Многие века люди искали способ увековечить образ. В Древности наскальные рисунки. Позднее возникло искусство портрета, изображение человека.
Основой для изображения фотографии послужило наблюдение знаменитого ученого Аристотеля. Он заметил, что свет проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне изображает то, что находится за окном, только в перевернутом виде.
Спустя полторы тысячи лет это открытие дало рождению камере-обскуре. Камера обскура – это устройство которое передавало лучи света сквозь специальное отверстие. Единственный минус этого изобретения заключался в том, что изображение, которое отражалось на стене при помощи обскуры можно было только перерисовать.
Постепенно конструкция совершенствовалась. Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.
В первые это удалось сделать лишь в 19 веке французу Жозефу Ньепс. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6-8 часов на ярком солнце.
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Дагера. Изображение получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
Генри Фокс Талбот научился делать снимки на пропитанной солями серебра бумаге, получая негативное изображение, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков. Он назвал свой процесс калотипией.
Англичанином Фредериком Скоттом Арчером был предложен мокрый коллодионный процесс. Это позволило вразы сократить время экспозиции. Фотограф нес за собой не только камеру, треногу, пластины, банки с реактивами, но тащил за собой светонепроницаемую палатку – и все эти принадлежности весили около 60 килограммов. Пользуясь коллодионным процессом были сделаны великолепные снимки.
Один из самых ярких представителей пиктореальной фотографии 19 века был Генри Робинсон. В 1857 году он открыл портретную студию в Лондоне. Кроме портретной съемки Робинсон занимался сложным искусством комбинированной печати. Самой известной работой является фотокартина "Жизнь уходит". Композиция из 5 негативов, на которой изображена девушка, умирающая от туберкулеза, и отчаяние других членов семьи.
Возможно, этой технике он научился у своего друга фотографа Оскара Рейландера, который создал фотокартину "Два пути жизни". Фотоколлаж составлен из 32-х отретушированных негативов. По центру полотна располагаются два молодых человека, выбирающих свой жизненный путь. С одной стороны от них расположились фигуры, аллегорически изображающие добродетель, с другой – фигуры олмцетворяющие соблазн и порок.
К концу 19 века технические возможности фотографии позволили любому, желающему заняться ею, с легкостью достигать результатов, доступных прежде немногим искушенным мастерам. Любой мог взять любительский фотоаппарат. Отснять 100 снимков и не разбирая фотоаппарат отправить его в лабораторию. Там фотоаппарат разбирали, делали фотографии, заправляли пленкой на 100 фотографий и возвращали владельцу.
Простота в обращении открыла миллионам людей доступ к документированию собственной жизни. Лозунг рекламной компании Кодак гласил "Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное". Обывателю необходимо было лишь купить камеру.
Первой популярной цветной пленкой была пленка КОДАКХРОМ. Многие снимки, попавшие на обложки популярных изданий были сделаны на КОДАК. Сегодня фотография стала цифровой, разноцветной и может воплощаться практически на любом материале и даже размере. А телескоп Хаббл делает поражающие воображение фотоснимки космических объектов.
И трудно представить, как бы складывалось наше представление о жизни без такого величайшего открытия как фотография. Ведь благодаря камере-обскуре люди научились останавливать мгновения и оставлять лучшее себе на память.
. Режиссерский сценарий "Фотография идет в 21 век"
№ кадра | Метраж | Содержание кадра | Звук |
1 | 12 сек | Логотип. Титры: МГППУ, ИТ, РММП | Начало музыки: Вангелис |
2 | 33 сек | Галерея фотоснимков. | Диктор: Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном хранении изображений окружающих нас явлений и предметов. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники. |
3 | 7 сек | Титры: "Фотография идет в XXI век" | |
4 | 4 сек | Статуя и колонна. | Диктор: Многие века люди искали способ увековечить образ. |
5 | 2 сек | Наскальный рисунок. | Диктор: В Древности наскальные рисунки. |
6 | 5 сек | Диктор: Позднее возникло искусство портрета, изображение человека. | |
7 | 6 сек | Портрет Аристотеля. | Диктор: Основой для изображения фотографии послужило наблюдение знаменитого ученого Аристотеля. Он заметил, |
8 | 5,5 сек | Вырезание дырки в окне. | Диктор: что свет проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне изображает то, что находится за окном, |
9 | 3 сек | Свеча прямая и перевернутая. | Диктор: только в перевернутом виде. |
10 | 3 сек | Рисовальщик. | Диктор: Спустя полторы тысячи лет это открытие дало |
11 | 4 сек | Рисовальщик и камера-обскура. | Диктор: рождению камере-обскуре. Камера обскура – это устройство которое |
12 | 3,5 сек | Схема прохождения лучей. | Диктор: передавало лучи света сквозь специальное отверстие. |
13 | 10 сек | Рисовальщик. | Диктор: Единственный минус этого изобретения заключался в том, что изображение, которое отражалось на стене при помощи обскуры можно было только перерисовать. |
14 | 4 сек | Рисовальщик. | Диктор: Постепенно конструкция совершенствовалась. Техника позволяла получать изображение, |
15 | 4,5 сек | Рисовальщики. | Диктор: оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика. |
16 | 10 сек | Полиэкран: портрет Ньепса и гравюра кардинала. | Диктор: В первые это удалось сделать лишь в 19 веке французу Жозефу Ньепс. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. |
17 | 4 сек | Камера-обскура Ньепса и бегущие часы. | Диктор: Съемка по методу Ньепса длилась 6 – 8 часов на ярком солнце. |
18 | 16 сек | Полиэкран: фото и портрет Дагера и схема изготовления дагеротипа. | Диктор: Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Дагера. Изображение получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, |
19 | 5 сек | Дагеротип. | Диктор: но можно было получить только один снимок. |
20 | 7 сек | Полиэкран: фотография и портрет Тальбота. | Диктор: Генри Фокс Талбот научился делать снимки на пропитанной солями серебра бумаге, |
21 | 7 сек | Фотография Тальбота (эффект: негатив-позитив). | Диктор: получая негативное изображение, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков. |
22 | 4 сек | Полиэкран: негатив фотографии и позитив фотографии. | Диктор: Он назвал свой процесс калотипией. |
23 | 10 сек | Полиэкран: портрет Арчераи схема коллодионного процесса. | Диктор: Англичанином Фредериком Скоттом Арчером был предложен мокрый коллодионный процесс. Это позволило вразы сократить время экспозиции. |
24 | Рисунок: палатка с химикатами и фотограф с помошником. | Диктор: Фотограф нес за собой не только камеру, треногу, пластины, банки с реактивами, | |
25 | 3 сек | Принадлежности фотографа. | Диктор: но тащил за собой светонепроницаемую палатку – и все эти принадлежности |
26 | 4 сек | Рисунок: палатка с химикатами и фотограф с помошником. | Диктор: весили около 60 килограммов. Пользуясь коллодионным процессом были сделаны великолепные снимки. |
27 | 32 сек | Фотогалерея. | |
28 | 8 сек | Полиэкран: фотография и портрет Робинсона. | Диктор: Один из самых ярких представителей пиктореальной фотографии 19 века был Генри Робинсон. |
29 | 6 сек | Видеохроника. Лондон. | Диктор: В 1857 году он открыл портретную студию в Лондоне. Кроме портретной съемки |
30 | 4 сек | Портретная студия. | Диктор: Робинсон занимался сложным искусством комбинированной печати. |
31 | 13,5 сек | Фотокартина "Жизнь уходит". | Диктор: Самой известной работой является фотокартина "Жизнь уходит". Композиция из 5 негативов, на которой изображена девушка, умирающая от туберкулеза, и отчаяние других членов семьи. |
32 | 7 сек | Портрет Рейландера. | Диктор: Возможно, этой технике он научился у своего друга фотографа Оскара Рейландера, |
33 | 23 сек | Полиэкран: фотокартина "Два пути жизни". | Диктор: который создал фотокартину "Два пути жизни". Фотоколлаж составлен из 32-х отретушированных негативов. По центру полотна располагаются два молодых человека, выбирающих свой жизненный путь. С одной стороны от них расположились фигуры, аллегорически изображающие добродетель, с другой – фигуры олмцетворяющие соблазн и порок. |
34 | 10,5 сек | Видеохроника. Америка. | Диктор: К концу 19 века технические возможности фотографии позволили любому, желающему заняться ею, с легкостью достигать результатов, доступных прежде немногим искушенным мастерам. |
35 | 5 сек | Фотография Джордж Истман. | Диктор: Любой мог взять любительский фотоаппарат. Отснять 100 снимков |
36 | 4 сек | Фотография лаборатории. | Диктор: и не разбирая фотоаппарат отправить его в лабораторию. Там фотоаппарат разбирали, |
37 | 5 сек | Схема разборки и сборки камеры Кодак. | Диктор: делали фотографии, заправляли пленкой на 100 фотографий и возвращали владельцу. |
38 | 6 сек | Фото девушек с фотокамерой. | Диктор: Простота в обращении открыла миллионам людей доступ к документированию собственной жизни. |
39 | 6 сек | Лозунг на здании компании Кодак. | Диктор: Лозунг рекламной компании Кодак гласил "Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное". |
40 | 3 сек | Выставка разных типов фотокамер. | Диктор: Обывателю необходимо было лишь купить камеру. |
41 | 4 сек | Коробки с цветной пленкой. | Диктор: Первой популярной цветной пленкой была пленка КОДАКХРОМ. |
42 | Пленочный фотоаппарат. | Диктор: Многие снимки, попавшие на обложки | |
43 | 4 сек | Обложка журнала National Geographic. | Диктор: популярных изданий были сделаны на КОДАК. |
44 | 5,5 сек | Подборка цветных фотографий. | Диктор: Сегодня фотография стала цифровой, разноцветной |
45 | 2 сек | Рекламный баннер. | Диктор: и может воплощаться практически на любом материале и даже размере. |
46 | 2 сек | Фотопринтер. | |
47 | 6 сек | Телескоп Хаббл. | Диктор: А телескоп Хаббл делает поражающие воображение фотоснимки космических объектов. |
48 | 9 сек | Фотография сделание телескопом. | |
49 | 2 сек | Манежная площадь в Москве. | Диктор: И трудно представить, как бы складывалось наше представление о жизни |
50 | 6 сек | Птички купаются в фонтане. | Диктор: без такого величайшего открытия как фотография. Ведь благодаря камере-обскуре люди научились останавливать |
51 | 2 сек | Фотокадр: птички. | Диктор: мгновения и оставлять |
52 | 3 сек | Видео фонтана. | Диктор: лучшее себе на память. |
53 | 3 сек | Фотокадр: капли. | |
54 | 15 сек | Титры: "Автор сценария и режиссер Светлана Троицкая" "Текст читал Александр Крапиневич" "Оператор Светлана Троицкая" "Музыка Вангелиса" | Конец музыки. |
. Раскадровка
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном хранении изображений окружающих нас явлений и предметов. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники (Фотогалерея).
Титры: Фотография идет в 21 век.
Многие века люди искали способ увековечить образ (Фотоколлаж).
В Древности наскальные рисунки.
Позднее возникло искусство портрета, изображение человека.
Основой для изображения фотографии послужило наблюдение знаменитого ученого Аристотеля.
Он заметил, что свет проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне изображает то, что находится за окном, только в перевернутом виде.
Спустя полторы тысячи лет это открытие дало рождению камере-обскуре.
Камера обскура – это устройство которое передавало лучи света сквозь специальное отверстие.
Единственный минус этого изобретения заключался в том, что изображение, которое отражалось на стене при помощи обскуры можно было только перерисовать.
Постепенно конструкция совершенствовалась. Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.
В первые это удалось сделать лишь в 19 веке французу Жозефу Ньепс.
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Дагера.
Изображение получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода.
Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
Генри Фокс Талбот научился делать снимки на пропитанной солями серебра бумаге, получая негативное изображение, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков.
Из негатива в позитив
Он назвал свой процесс калотипией.
Англичанином Фредериком Скоттом Арчером был предложен мокрый коллодионный процесс. Это позволило вразы сократить время экспозиции.
Фотограф нес за собой не только камеру, треногу, пластины, банки с реактивами, но тащил за собой светонепроницаемую палатку – и все эти принадлежности весили около 60 килограммов.
Пользуясь коллодионным процессом были сделаны великолепные снимки.
. Фотогалерея
Один из самых ярких представителей пиктореальной фотографии 19 века был Генри Робинсон.
В 1857 году он открыл портретную студию в Лондоне. Кроме портретной съемки Робинсон занимался сложным искусством комбинированной печати.
+ видеохроника
Самой известной работой является фотокартина "Жизнь уходит". Композиция из 5 негативов, на которой изображена девушка, умирающая от туберкулеза, и отчаяние других членов семьи.
Возможно, этой технике он научился у своего друга фотографа Оскара Рейландера, который создал фотокартину "Два пути жизни".
Фотоколлаж составлен из 32-х отретушированных негативов. По центру полотна располагаются два молодых человека, выбирающих свой жизненный путь. С одной стороны от них расположились фигуры, аллегорически изображающие добродетель, с другой – фигуры олмцетворяющие соблазн и порок.
К концу 19 века технические возможности фотографии позволили любому, желающему заняться ею, с легкостью достигать результатов, доступных прежде немногим искушенным мастерам. (Хроника).
Любой мог взять любительский фотоаппарат.
Отснять 100 снимков и не разбирая фотоаппарат отправить его в лабораторию. Там фотоаппарат разбирали, делали фотографии, заправляли пленкой на 100 фотографий и возвращали владельцу.
Простота в обращении открыла миллионам людей доступ к документированию собственной жизни.
Лозунг рекламной компании Кодак гласил "Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное".
Обывателю необходимо было лишь купить камеру.
Первой популярной цветной пленкой была пленка КОДАКХРОМ.
Многие снимки, попавшие на обложки популярных изданий были сделаны на КОДАК.
Сегодня фотография стала цифровой, разноцветной и может воплощаться практически на любом материале и даже размере.
А телескоп Хаббл делает поражающие воображение фотоснимки космических объектов.
И трудно представить, как бы складывалось наше представление о жизни без такого величайшего открытия как фотография. Ведь благодаря камере-обскуре люди научились останавливать мгновения и оставлять лучшее себе на память. (Видео манежной площади в Москве и стопкадры).
. Технологические особенности проекта
Фильм представляет из себя мультимедиа-проект.
Произведен подбор готовых изображений, фотографий. Произведена фотосъемка объектов, сканирование фото.
Все полученные материалы обрабатывались в графическом редакторе Adobe Photoshop. Были созданы графические элементы и проведены редактирование, ретушь и масштабирование в заданные размеры.
Следующим этапом идет создание полиэкранов, т.е. соединение нескольких изображений в одну сюжетную композицию с использованием программы Adobe After Effects.
Окончательно фильм собирался на монтажном столе программы Final Cut Pro.
При подготовке аудиоряда сделана запись диктора и отбор музыки в фонотеке. Обработка и сведение звуковых элементов.
Заключение
В настоящее время нет таких областей человеческой деятельности, где бы не применялась или не могла быть успешно применена фотография. Это потому, что с фотографией в том или ином ее виде постоянно приходится иметь дело многим миллионам людей самых различных профессий.
Фотография представляет собой один из самых распространенных видов изобразительного искусства. Подход к фотографии как искусству, близкому к живописи, искусству, которое отличается от живописи только технической реализацией получения изображения, был характерен с самого начала ее изобретения.
Годом изобретения фотографии считается 1839 год. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось получить устойчивое изображение.
Калотипия Тальбота и дагеротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагеротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов, тем не менее он получил дальнейшее развитие.
В 1851 году англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать.
Не смотря на постоянное совершенствование фотографии с использованием пластинок, в конце 80-х годов 19 века появился абсолютно новый способ фотографирования. Американская компания Кодак наладила выпуск негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида, а также соответствующих фотоаппаратов. Пленочная фотография заменила фотопластины, но мы должны воздать должное всем первопроходцам в области фотографии, ибо без них мы бы не имели понятия, как в действительности выглядели люди 19 века и окружавшая их действительность. Фотоснимки тех лет просто бесценны.
Прогресс не стоит на месте, и на сегодняшний день человеку трудно представить свою жизнь без фотографии. Для большинства людей фотоснимки являются документами, свидетельствами их личной истории длиною в жизнь.
Сегодня фотографию можно назвать одним из самых динамично развивающихся видов искусства. Фотографии нашли широкое применение в научной сфере, промышленности, торговле и других областях. Благодаря фотоснимкам значительно облегчается общение, восприятие, намного ярче и краше становится жизнь в целом.
Список использованных источников
фотография автоматический рисунок пикториализм
Основная литература
1. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. – Москва: Академический Проект: Фонд "Мир", 2007. – 512 с.
2. Филиппов С.А. Киноязык и история: Краткая история кинематографа и киноискусства. – Москва: Клуб "Альма Анима", 2006. – 207 с.
4. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: Александра, 1992. – 544 с.
5. Ермакова Е.Ю. Интерпретация текста в учебном фильме режиссера В. Кобрина "Биопотенциалы" // Вестник московского образования, – 2012 . – №2. – С. 244-250.
6. Ермакова Е.Ю. Компьютерные технологии в кинематографе: от спецэффектов к эстетике кино // MediaVision. Информационно-технический журнал. – 2012. – №1. – С. 52-58
7. Деллюк Л. Фотогения кино – Москва: "Новые вехи", 1924. – 168 с.
. Разлогов К.Э. Медиаобразование – мифы и реальность. Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова // Медиаобразование, – 2006. – №3. – С. 90-93.
9. А.А. Сыров, "Путь фотоаппарата", Ленинград, 1954 г.
10. В.Ф. Буринский, Луи Дагер и Жозеф Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии. http://www.litmir.net/bd/?b=101564
Электронные ресурсы
. Фото сайт: История развития возникновения фотографии. photo.far-for.net/
12. История фотографии. Часть 1. Рождение. http://justnotes.ru/istoriya-fotografii-chast-1-rozhdenie.html/ (Опубликовано: 16 января 2012)
. Луи-Жак-Манде Дагер. http://history-persons.ru/2011/12/lui-zhak-mande-dager/ (Опубликовано: 1 декабря 2011)
. История фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877). http://humus.livejournal.com/2487417.html/ (Опубликовано: 30 марта 2012)
. Фредерик Скотт Арчер. Мокро-коллоидный прцесс и амбротипия. http://prophotos.ru/history/3098-frederik-skott-archer-mokrokolloidnyiy-protsess-i-ambrotipiya/ (Опубликовано: 09 октября 2009)
. Генри Пич Робинсон (1830 – 1901). http://schwarzze.livejournal.com/294434.html/ (Опубликовано: 5 марта 2011)
. Оскар Рейландер (1813 – 1875) http://stevekyiv.livejournal.com/180855.html/ (Опубликовано: 15 февраля 2011)
. История компании Кодак. http://www.kodak.ru/ek/RU/ru/Our_Company/History_of_Kodak/George_Eastman.htm/