- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 37,05 Кб
Культурные реалии жизни уездного города на примере Городца Нижегородской губернии: история и современность
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Роль малых городов в истории и культуре России
.1 История возникновения уездных городов России
.2 Городец как характерный представитель уездных городов России
Глава II. Культурная история уездного города Городца Нижегородской губернии
.1 Быт и культурная жизнь населения города Городца конца XIX – начала XX вв
.2 Специфика Городца как города-музея
.2.1 Музейный квартал Городца
.2.2 Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города
.3 Книгописец и изограф И. Г. Блинов
Глава III. Особенности городецких художественных промыслов и их роль в культурной жизни города
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Уездные города России ― основа сохранения её культурного наследия. Комплексное изучение уездных городов, анализ повседневного уклада, образа жизни горожан имеет принципиально важное значение в контексте региональных исследований.
В течение ХХ века неуклонно рос научный интерес к Городецкому краю. Археологические раскопки, экспедиции археографов, труды искусствоведов раскрыли роль Городца как одного из самых значимых малых городов России, города с богатой историей и самобытной культурной средой.
Темой исследовательской работы стали «Культурные реалии жизни уездного города на примере Городца Нижегородской губернии: история и современность».
Большая часть работы посвящена культурным реалиям Городца второй половины XIX – начала XX веков. Данный временной отрезок выбран неслучайно, поскольку официально статус уездного города многие российские населенные пункты получают во второй половине XIX века, в ходе реформ государственного устройства Российской Империи, а теряют данный статус в результате реформ советского правительства первой четверти XX века. Проводимые государственные реформы и естественный процесс исторического развития оказывают неизгладимое влияние на его культурную жизнь, однако удаленность малых городов от центра, позволяет им в большей степени сохранять свою самобытность. В этом противоречивом контексте интересным видится проследить эволюцию культурной жизни Городца, как яркого представителя уездных городов в этот переломный для истории России период.
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются вопросы формирован историко-культурного потенциала исторических территорий на примере города Городца, занятия населения в ходе развития данных территорий, а так же различные аспекты формирования объектов культурного наследия.
Научная новизна исследования видится в разностороннем изучении различных составляющих общественной и культурной жизни населения уездного города на примере Городца на основе различного рода источников.
Всю группу библиографического материала и источников можно систематизировать и объединить в четыре блока.
Первый блок – это литература, касающаяся становления и дальнейшего развития городецких художественных промыслов.
Второй блок – это источники, в которых город рассматривается в контексте Нижегородского края.
Третий блок это труды, посвященные деятельности Городецкого краеведческого музея.
И четвертый блок – это исследования краеведческого характер опубликованные в периодической печати.
Итак, первый раздел. К нему относится литературы, в которой Городец предстает как один из видных центров народных художественных промыслов, и как город, расположенный в выгодном положении по отношению к торговым путям и играющий важную роль в торговых связях, как Нижегородского края, так и Поволжья. Эту группу источников можно охарактеризовать как несущую важный материал, касающийся основных промыслов населения Городца и раскрывающих различные аспекты этих промыслов. Однако полного представления общественной жизни они дать не могут, поскольку не только художественными промыслами известен город Городец.
При анализе второго блока, складывается картина места и роли Городца как уездного города Нижегородской губернии. Этот блок дает нам информацию о том, как возник сам город и позволяет проследить пути его становления и развития как важного экономического, торгового и культурного центра Поволжья, начиная с первых упоминаниях о Городце в летописи 1172 года и заканчивая первой четвертью XX века. Также из этой группы источников мы узнаем, кто руководил городом в различные периоды, и как это сказывалось на общественной жизни города.
Важнейшую роль в культурной жизни города, безусловно, играл и продолжает играть Городецкий краеведческий музей. Об этом мы можем судить из литературы, относящейся к третьему блоку. В этом разделе мы узнаем об этапах становления и развития музея и людях имеющих к этому непосредственное отношение. Этот блок дает наиболее ценную информацию о жизни горожан, их занятиях и наиболее выдающихся личностях города, вписавших свое имя в его историю.
Четвертая группа это источники, повествующие о наиболее значимых моментах в общественной жизни Городца, таких как открытие различных общественных учреждений, моменты, связанные с религиозной жизнью города. Также из этого блока мы узнаем о личностях купцов – старообрядцев Прянишникова и Овчинникова, имевших в своих коллекциях немало культурных ценностей. Здесь же мы раскрываем личность И. Г. Блинова – известного книгописца и изографа. Характеризуя эту группу источников, стоит отметить, что она раскрывает тему на конкретных фактах из общественной жизни города, и речь в них идет о конкретных людях, внесших свой вклад в жизнь города, что представляет большую важность для исследования.
Таким образом, тема «Эволюция культурной жизни уездного города по данным письменных источников на примере Городца Нижегородской губернии в период конца XIX- начала XX веков» имеет достаточно широкое освещение в научно-исследовательской литературе, но при этом видится отсутствие комплексной работы, раскрывающей все множество и разнообразие аспектов общественной жизни.
Целью данной работы стало выявление культурных реалий уездного города на примере Городца Нижегородской губернии.
Достижение заявленной цели было осуществлено путем последовательного решения ряда исследовательских задач, включающих:
·определение роли малого города в истории и культуре России;
·анализ основных направлений и ключевых событий истории Городца, повлиявших на его развитие как уездного города;
·изучение основных аспектов культурной истории города Городца;
·исследование общественной жизни Городца;
·рассмотрение роли городецких старообрядцев в культурной жизни города и сохранения историко-культурного наследия предков;
·выявление роли городецких художественных промыслов в формировании духовно-исторической среды региона.
При комплексном изучении темы автором были использованы такие методы, как: анализ и синтез; структурный, системный, исторический подходы; методы дедукции и индукции, компаративный метод.
Практическая значимость работы заключается в создании научно-достоверной картины общественной жизни уездного города на примере Городца в конце XIX начале XX века.
Обширная работа с источниками, в том числе и периодической печатью, позволила подробно рассмотреть предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям объективной оценки вклада поволжского города в культуру России.
По мере того, как остается позади всё более значительный пласт прошлого и увеличивается объем приобретенного опыта и знаний, заметно возрастает роль и значимость истории уездного города России.
Осмысление настоящего и решение проблем современности невозможно без учета исторических событий – наследия ушедших эпох. В силу этого особый интерес представляет изучение истории и культуры уездных городов России в целом и Нижегородского Поволжья в частности.
Структура исследования включает в себя введение, в котором отражаются основные положения, актуальность, научная новизна, цель и задачи работы, три главы, заключение, содержащее полученные выводы, список использованной литературы и приложения, содержащие наглядные материал по истории культурной жизни Городца.
Во введении определяется актуальность исследования, цель и задачи, формулируется гипотеза, определяется объект и предмет исследования
Первая глава носит более широкий обобщающий характер, в ней рассматриваются особенности малых городов России и Городец как один из представителей уездных городов.
Во второй главе анализируется культурная история уездного города Городца Нижегородской губернии 19-20 веков.
В третьей главе анализируется отражение особенностей городецких художественных промыслов в культурной жизни города.
В заключении излагаются полученные выводы и намечаются дальнейшие перспективы исследования в данной области.
Глава I. Роль малых городов в истории и культуре России
.1 История возникновения уездных городов России
История уездных городов России начинается задолго до появления современного смысла вкладываемого в это понятие. Здесь стоит начать с рассмотрения непосредственно территориального деления царской России.
Уезд – основная административно-территориальная единица Российского государства во второй половине XVII – начала XVIII вв. Территория некоторых уездов складывалась на основе прежних феодальных владений еще в XIII – XIV вв., однако даже в XVII в. границы многих уездов не были определены, земли одного уезда часто не составляли сплошного массива. Уезды делились на волости и станы (дворцовые волости были самостоятельными административными единицами).
В ряде уездов существовали другие единицы: Новгородский уезд делился на 5 пятин, а те, в свою очередь, – на погосты. Псковский и некоторые другие уезды делились на губы, Казанский – на дороги и т.п. Всего в конце XVII в. существовало более 200 уездов. В некоторых уездах кроме городов-центров были и другие города, называвшиеся «пригородами». По реформе 1708 уезды вошли в состав губерний.
В ходе областной реформы Петра I 1708 года Нижний Новгород был причислен к Казанской губернии. В январе 1714 года из северо-западных частей Казанской губернии была выделена новая Нижегородская губерния. В состав губернии кроме Нижнего Новгорода вошли города Алатырь, Арзамас, Балахна, Васильсурск, Гороховец, Курмыш, Юрьевец, Ядрин с прилежащими территориями. В 1717 году губерния была упразднена, территории вновь вернулись в Казанскую губернию.
мая 1719 года в результате второй петровской реформы Нижегородская губерния вновь была воссоздана. В ее состав вошли 3 провинции: Алатырская, Арзамасская, Нижегородская и 7 городов.
В ходе административной реформы Екатерины II 5 сентября 1779 года было учреждено Нижегородское наместничество, включившее в себя старую Нижегородскую губернию, а также части сформированных ранее Рязанского и Владимирского наместничеств и часть Казанской губернии.
декабря 1796 года при Павле I происходит обратное переименование Нижегородского наместничества в губернию.
История многих российских городов начинается в последней трети XVIII в., когда постановлениями правительства десятки сел и слобод получили статус города. В ходе губернской реформы 1775 г. статус города получили 212 крупнейших сел. В последующие десятилетия происходит складывание городских сословий, постепенное развитие городской инфраструктуры, формирование городского образа жизни и культурных стереотипов горожан.
По подсчетам Б.Н.Миронова, в уездных городах в конце XVIII в. – первой половине XIX в. проживало до 88 % городского населения. Согласно Городовому положению 1870 г. бюджеты уездных городов России формировались на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ (торговых рядов, бань, городских боен и др.), пошлинных сборов на клеймение весов и мер и т.п.
Феномен русского города был и остается одним из важных направлений в отечественной исторической науке. Уездные города, в отличие от столичных и губернских, имели особый статус, функции, степень урбанизации, иным был их социокультурный облик. Одноранговый официальный статус определил наличие в каждом уездном городе однородных государственных институтов и типологически сходный сословный состав. Подобная однородность не означала единообразия «жизненной среды», известная пословица «что ни город, то норов» предполагала своеобразие каждого городского поселения. То же можно сказать и о Городце.
В одной из корреспонденции «Нижегородских губернских ведомостей» за 1896 г. отмечалось, что «по внешнему благоустройству Городец далеко перещеголял свой уездный город Балахну. В верхней нагорной части села есть улицы, которые оказали бы честь любому уездному городу, мощеные и даже освещаемые фонарями, обставленные домами городской постройки, принадлежащими местному купечеству».
Город Городец – древнейший в Нижегородском крае. Как у большинства старых русских городов, точная дата основания Городца неизвестна. Впервые он попал на страницы летописей в 1172 году как уже существующий город-крепость. Городец защищал восточные границы Владимиро-Суздальского княжества от нашествий волжских булгар. До основания Нижнего Новгорода в 1221 году он оставался главным опорным пунктом русских князей в Среднем Поволжье.
В феврале 1238 года Городец разделил трагическую участь всей Владимирской Руси: он был разорен войсками хана Батыя. С Батыевым нашествием на Городец связана история одной из святынь России -костромской чудотворной иконы Федоровской Божьей Матери. По легенде, эта икона хранилась в нашем городе, а после сожжения его татарами она чудесным образом перенеслась в Кострому, где и была обретена вновь. Список с этой чудотворной иконы городчане принесли в монастырь, названный в её честь Федоровским.
История Городца связана также с именем великого русского полководца Александра Ярославича Невского. Осенью 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, князь занемог – и здесь, в Городце, 14 ноября (ст. стиля) окончил свой земной путь. Известно, что перед смертью Александр Невский принял монашеский постриг и схиму. Согласно легенде, произошло это в келье Фёдоровского монастыря. Однако точное место смерти не упоминается ни в летописях, ни в Житии благоверного князя. Не дошла до нас и история самого монастыря того времени.
В конце 13 века Городец становится центром удельного княжества во главе с одним из сыновей Александра Невского – князем Андреем Александровичем. В историю Руси Андрей Городецкий вошел как инициатор долгих и жестоких княжеских усобиц. В годы его княжения Городец стал таким же видным политическим центром, как Тверь и Москва. Зимой 1293/94 года князь Андрей привел на Русь «Дюденеву рать» – большое татарское войско, с помощью которого захватил у старшего брата великокняжеский стол и право именоваться великим владимирским князем. Андрей Александрович княжил во Владимире целых десять лет. Он умер 27 июля 1304 года и был похоронен в своей отчине – Городце, в церкви Михаила Архангела. Со смертью князя Андрея город быстро потерял былое политическое значение.
Новый этап в истории Городца наступил во второй половине 14 века. В 1341 году возникло Нижегородское великое княжество, одним из уделов которого стал Городец. Здесь княжил Борис Константинович – честолюбивый и энергичный политик, непримиримый соперник возвышавшейся в то время Москвы. Рост её могущества не удалось остановить ни Борису, ни его потомкам. Заслуживает внимание, что после присоединения Нижнего Новгорода к Москве (1392 г.) владельцем Городца на время стал соратник Дмитрия Донского, герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич Храбрый.
Одно из последних упоминаний о Городце в летописях относится к декабрю 1408 года. Войско татарского хана Едигея осадило Москву и разорило Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород и "пойдоша к Городцу и город взяша, огнем пожгоша весь…" Нашествие Едигея нанесло городу страшный удар, от которого он так и не смог оправиться. Несмотря на былую славу, со временем Городец теряет статус города и сходит с политической карты Руси. Представить его дальнейшую историю в течение почти двух веков нам довольно трудно, поскольку археологических или письменных источников того времени почти не сохранилось.
В XVII веке Городец известен как волостное село Балахнинского уезда. В это время на месте древнего города и вокруг него возникло несколько деревень и починков, а центр «коренного» Городца сместился в северную часть городища – ближе к берегу Волги, более удобному для торговли и судостроения. Свидетельством начавшегося возрождения села стало церковное строительство. В 1673 году на высоком берегу Волге, был поставлен каменный Троицкий собор, ставший главным украшением Городца с реки. В это же время на берегу Волги в Нижней Слободе (к югу от старого городища) строится каменная церковь Параскевы Пятницы. А в 1707 году между Троицким и Пятницким храмами возводится новый, каменный храм Михаила Архангела. Таким образом, к началу 18 века Городец приобрел выразительный архитектурный ансамбль, обращенный к Волге приволжского населенного пункта.
1.2 Городец как характерный представитель уездных городов России
Расцвет Городца пришелся на вторую половину XIX и начало XX веков на эпоху бурного развития российского капитализма. После отмены крепостного права Городец быстро разбогател на волжском судоходстве и судостроении, а также торговле. Немало вчерашних крестьян стали богатыми пароходчиками и купцами. Пароходная эра, начавшаяся на Волге в 1840-е годы, дала толчок для развития многим волжским пристаням, затонам, верфям. Благодаря зимовке в местном затоне груженых хлебом судов, Городец и его округа стали центром мукомольной промышленности и хлебной торговли.
Вдоль Волги стояло множество пристаней, а рядом с берегом вытянулась «Большая» улица, застроенная торговыми рядами и магазинами. По отзывам современников, городецкий базар уступал только Нижегородской ярмарке. Осенью и зимой здесь шла бойкая торговля хлебом, льном и кустарными изделиями из дерева (так называемым «щепным товаром»). Со временем старая базарная улица уже не вмещала всех торгующих, поэтому в конце XIX века значительную часть базара (в частности, льняные амбары), перенесли в нагорную часть села.
Не меньшую роль, чем торговля, в хозяйственной жизни Городца играло судостроение. Еще в XVIII веке здесь строили знаменитые волжские расшивы, а затем, с появлением буксирных пароходов, – подчалки и баржи. В конце XIX века городецкие судостроители ежегодно спускали на воду более 40 судов разной конструкции и размера. Но преимущественно строили баржи, причем весьма внушительного размера – длиной около 80-100 метров. Иногда строились в Городце небольшие пароходы, паровые котлы и машины к ним изготавливались на местных литейно-механических заводах И. П. Рязанова и К. В. Кузнецова. Наряду с этим у Кузнецова отливали великолепные чугунные крылечки, до сих пор украшающие некоторые старые купеческие дома.
Издавна занимались в Городце и выделкой кож, а также печением пряников. Городецкие печатные пряники славились наравне с тульскими и вяземскими. С Нижегородской ярмарки они расходились по всему Поволжью, шли на Дон и в Сибирь. Современники отмечали, что в конце XIX века в Городце выпекалось более 30 сортов пряников самого разного сорта и размера: от самых мелких (закусочных) до аршинных (подарочных). Огромные, так называемые «битые» пряники пеклись по особому заказу для особо торжественных случаев. Их дарили в дни именин, свадеб, преподносили знатным гостям.
Старинный обычай одаривать гостей печатными пряниками просуществовал в Городце до начала XX века. Известны случаи, что местные жители преподносили пудовые пряники гастролирующим артистам, Нижегородскому губернатору, даже возили их в Москву членам царской фамилии. Печатные пряники были настоящей визитной карточкой Городца, недаром самый известный местный пряничник А. М. Бахарев в 1896 году собирался экспонировать свою продукцию на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
С конца XVIII века Городец являлся одним из главных центров нижегородского старообрядчества. Сюда, в Поволжье, стекались из Центра России староверы разных течений и толков. Через Городец шла связь между старообрядцами Керженских скитов и Москвы. Важная роль села в жизни нижегородских староверов отразилась в известной поговорке: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец. А на чем Городец – на том Керженец».
Жестокие гонения на «раскольников» при царе Петре сменялись послаблениями в царствовании Екатерины II. В это время в Городце на «Часовенной горе» была поставлена деревянная часовня, ставшая со временем особо почитаемой святыней местного старообрядцества. В конце XIX века она сгорела, и новая каменная часовня была выстроена нижегородским купцом-миллионером и старообрядцем Н. А. Бугровым. На его же средства в начале XX века в Городце была построена и большая старообрядческая богадельня.
Старообрядцы играли большую роль не только в хозяйственной, но и культурной жизни Городецкого края. В быту и образе жизни «ревнители древлего благочестия» придерживались многих патриархальных обычаев, традиций и норм допетровской Руси. Кроме того, гонимые официальным православием, староверы бережно хранили у себя древние церковные книги, иконы. Очень крупные коллекции икон, рукописных и старопечатных книг собрали купцы-старообрядцы, городчане Г. М. Прянишников и П. А. Овчинников. Их собрания имели большое научное значение и были хорошо известны столичным музеям и коллекционерам. Ряд книг по их заказу переписал известный переписчик древнерусских рукописных книг, выходец из городецких крестьян-старообрядцев И. Г. Блинов. После революции книжные собрания Прянишникова и Овчинникова попали в отдел рукописей Государственной библиотеки, а работы Блинова украшают собрания столичных музеев и библиотек.
В первой главе был кратко рассмотрен быт Городца с позиции типичного уездного города России, а также история появления самих уездных городов и понятия уезд. В XIX веке Городец благодаря торговле, пароходству и судостроительству становится богатым процветающим городом, в котором активно велась культурная жизнь.
Глава II. Культурная история уездного города Городца Нижегородской губернии
.1 Быт и культурная жизнь населения города Городца конца XIX – начала XX вв.
К концу XIX века Городец из волостного села Балахнинского уезда превратился в настоящий купеческий город, один из самых богатых в Нижегородской губернии. В домах провинциального купечества причудливо переплетаются черты городской каменной архитектуры и народного деревянного зодчества. Ряд домов мог бы украсить не только провинциальный, но и любой губернский город старой России. На многих городецких домах имелись резные оконные наличники и навершия ворот, литые чугунные крылечки, кованые железные ворота и декоративные решётки, вазоны, дымники и водосточные трубы из просечного железа.
Вместе с экономикой оживилась и его общественная жизнь. При активном участии купцов-благотворителей были открыты детский приют (1881 г.), первая в губернии народная библиотека-читальня (1898 г.), добровольное пожарное общество, женская и мужская гимназии. При игумене Феодосии всё более заметную роль в жизни Городца играл Федоровский мужской монастырь. Здесь открываются начальное училище, первые в селе больница и библиотека, миссионерское братство во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Многие жители Городца работали на фабрично-заводских и кустарных предприятиях. В 1912 году здесь находилось пятнадцать мелких кожевенных заводов, два механических чугунолитейных и машиностроительных завода, две механические мукомольные мельницы, две слесарные и литейные мастерские, маслобойный, мыловаренный, свечной и два лесопильных завода.
Кроме этого, в Городце было много мелких промышленных предприятий, расположенных в неприспособленных помещениях: 13 кузниц, два кирпичных, веревочный, пять валяно-сапожных заводов, четыре столярных мастерских, пять крендельных и пряничных заведений, восемь сапожных мастерских, две мельницы и т.д.
На конец XIX века Городец числился селом и входил в Балахнинский уезд. Это было многолюдное село: по переписи 1897 года в нём проживало 6330 жителей, в то время население Балахны – уездного города – состояло из 4700 человек.
В начале ХХ века общественная жизнь Городца кипела. Здесь было создано вольное пожарное общество, учрежден Народный Дом (один из первых в губернии) с общественной библиотекой и аудиторией для театральных постановок, усилиями местных купцов-благотворителей содержался детский приют и многие народные училища, а в 1910 – 1911 г.г в Городце были открыты мужская и женская гимназии. Так в газете «Нижегородские губернские ведомости» за 1903 год можно прочитать, что на содержание городского училища и ремесленного класса Городца из городских средств требовалось 450 рублей.
Городец был одним из немногих населенных пунктов, в котором в связи с количеством жителей можно было иметь два трактира и один погреб, правда, с исключительно выносной продажей и без оптовых складов. Это было самое большое допустимое количество открытых частными лицами заведений с продажей алкогольных напитков во всем Балахнинском уезде, и что также подтверждает насколько преуспевающим селом, был Городец, насколько востребованы там были не сами трактиры, а возможность заниматься частным предпринимательством.
Неудивительно, что перед революцией Городец был настоящим провинциальным купеческим городом. Главная улица в нем так и называлась «Купеческая». Население Городца быстро увеличивалось за счет постоянно живущих здесь торговцев и рабочего люда, стекавшегося сюда из окрестных деревень в поисках заработка. По данным всероссийской переписи 1897 года, в Городце насчитывалось 7015 жителей, а, по мнению современников, с учетом фактически слившихся с Городцом деревень, – 9 тысяч жителей (в то время как в Балахне – 4700 чел.). В 1915 году в Городце проживало уже 15 тысяч человек. Если в 1897 году численность жителей Городца составляла 6.300 человек, то в 1926 году она увеличилась почти в два раза до 11 200 человек. В 1959 году этот показатель составил уже 27 019 человек.
Впервые за годы ХХ столетия село Городец входило в Городецкую волость Балахнинского уезда, который охватывал значительную территорию (в настоящее время эта территория входит в состав Балахнинского, Городецкого, Ильиногорского, Чкаловского районов, Нижегородской области). Сам Городец в 1915 г. насчитывал до 14 тыс. чел. населения. По выборочной городской переписи 1920 г., при большом количестве отсутствующих ввиду голода население Городца составляло 5633 чел. (муж. – 2181, жен. – 3452). Уже в марте 1919 года в черту села Городца были включены посёлки Молостниково и Ремесленный. Городец являлся притягательным центром для большой части населения уезда, занимающейся земледелием, разведением скота и сбывавшей продукты своего труда на рынках, что часто приводило к распространению в Городце каких-либо заболеваний скота. Так в ведомостях о повальных болезнях на скот в Нижегородской губернии за время с 15 по 22 августа 1903 говорится о том, что в Городце больше всего зараженного скота, а именно свиней – 329 голов, 24 свиньи были убиты. Более тяжелое положение было только в Сергачском уезде. С осуществлением административной реформы Городец стал центром уезда не только в хозяйственном смысле, но и территориально.
Городец – крупный центр сбыта изделий народных промыслов, преимущественно резьбы и росписи по дереву. В деревнях, расположенных в живописной долине реки Узолы, издавна занимались росписью глиняных горшков, конских дуг, саней, детских игрушек и стульчиков. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на донцах прялок – знаменитая «городецкая роспись».
Накануне Первой Мировой войны Городец насчитывал более 10 тысяч жителей. Дальнейший экономический рост Городца был прерван революцией 1917 года, после которой его торговое значение резко упало, а также удаленностью города от магистральных шоссейных и железнодорожных путей и отсутствием удобных для промышленности строительных площадок. Отчасти благодаря этому Городец смог сохранить свое неповторимое лицо: сохранилось несколько кварталов старой купеческой застройки 19 – начала 20 веков. На городецких домах по-прежнему можно встретить дымники и вазоны из тонкого просечного железа, а также железные кованные крылечки. Украшением каменных домов богатых городецких купцов были прекрасные чугунные крылечки, отлитые на местном механическом заводе К. В. Кузнецова.
Застройка Городца в начале 20-х годов была малоэтажная (1-2 этажа). Каждое домовладение имело приусадебный участок с огородом и хозпостройками. Отопление печное. В больших многоквартирных домах имелась отдельная кочегарка. На усадьбе располагались уборная и помойная яма, которые периодически очищались.
Город Городец издавна имел значение торгового пункта. Здесь сосредоточена была крупная торговля хлебом (в 1913 году привоз хлеба в Городец доходил до 2,5 млн. пудов). В связи с этой широкой торговлей очень значительное количество населения имело заработок в виде извоза, погрузки, помола.
На основе изложенного можно сделать вывод, что Городец на фоне остальных уездных городов России процветающим. В нем строились различные социальные учреждения, велась активная застройка, развивалось производство, торговля, сохранялась стойкая тенденция по увеличению численности населения, но при всем этом сохранялась специфика Городца как провинциального города, это выражалось и в особой роли народных промыслов в культурной жизни города, и в сохранении народного деревянного зодчества.
2.2 Специфика Городца как города-музея
К особенностям культурной сферы города Городца относятся помимо изложенного выше его положение как города-музея. Он – единственный из городов Нижегородской области, кто имеет свой Музейный квартал, центральное место в котором принадлежит знаменитому краеведческому музею.
.2.1 Музейный квартал Городца
Музейный квартал Городца находится в исторической части города и охватывает старинные улицы Купеческую, Рублева и Набережную. Официально квартал был образован в 2005 году, сегодня в него входят семь уникальных в своем роде музеев: Краеведческий, Детский, «Дом графини Паниной», Музей самоваров, «Городецкий пряник», Музей добра, «Город мастеров». Планируется открытие еще двух новых объектов: Музея оружия и «Усадьбы купца Мелехонова».
Музейный квартал является квинтэссенцией истории культурной жизни всего города. В нем собраны и представлены основные элементы материальной культуры, являющиеся специфическими особенностями Городца. Как уже было сказано выше, центральное место здесь занимает Краеведческий музей. Его особое значение обусловлено почти вековой историей и ценностью представленных экспозиций. Все это будет подробно рассмотрено в следующем разделе данной исследовательской работы. Далее мы остановимся на других музеях, большая часть из которых появилась совсем недавно, но представленные в них экспозиции позволяют как нельзя лучше восстановить культурную и бытовую жизнь Городца конца XIX – XX веков.
Первой мы рассмотрим специфику музея «Городецкий пряник». Данный музей начал свое существование 26 июля 2008 года в качестве подразделения МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс». Он расположен в самом начале Музейного квартала, у перекрёстка улиц Ленина и Кирова. Музей занимает главный дом бывшего особняка купца С. Ф. Тряпкина, выстроенного в начале XX века с элементами модерна. Стоит отметить, что это здание является памятником архитектуры и градостроительства федерального значения.
Музей повествует об истории пряничного дела в Городце XIX столетия, об артели «Красный пряничник» и Городецком пищекомбинате, о современном пряничном производстве.
Главными экспонатами музея являются печатные доски, пряничная продукция наших дней из Городца и других городов России, портреты мастеров-пряничников и резчиков печатных досок.
Музей «Городецкий пряник» – это второй в мире музей, посвящённый истории сладкого промысла. В этом также заключается его уникальность, а такое распространение именно пряничного дела подчеркивает уникальность самого города.
Восьмого сентября 2007 года в Городце открывается музей самоваров. Экспозиция музея располагается в усадьбе Гришаева, являющейся памятником архитектуры XIX века. Основу коллекции самоваров составило частное собрание начальника УФНС по Нижегородской области Николая Фёдоровича Полякова. Его коллекция насчитывает около 400 самоваров и считается самой большой в России. В составе временной экспозиции на май 2008 году находилось 312 самоваров, и их число постоянно увеличивается.
Муниципальное учреждение культуры «Музейно – туристический комплекс «Город мастеров», воссозданный в традициях русского деревянного зодчества, появился в Городце совсем недавно, в январе 2010 года. Особая ценность архитектурных сооружений в том, что они представляют историю «глухой» домовой резьбы во всем ее богатстве и красоте, с присущей городецким мастерам-резчикам манере (приложение 1, рис. № 1). В музее проводятся мастер-классы по глиняной игрушке и городецкой росписи.
В культуру и быт XIX века позволит погрузиться музей «Дом графини Паниной» (приложение 1, рис. № 2). Усадьба Паниных является типичным образцом архитектуры деревянного ампира. Это один из уникальнейших объектов, памятник истории и культуры федерального значения. Построена усадьба Виктором Никитичем Паниным в 1845-1847 гг. Панины являлись владельцами Городца с XVIII века. Императрица Екатерина II подарила его в качестве отступных своему фавориту графу Григорию Орлову. Затем Городцом владел его брат, граф Владимир Орлов и дочь Владимира – Софья Панина.
Помимо названных на сегодняшний день в Городце работает еще несколько музеев, располагается множество архитектурных памятников, всё это позволяет говорить об особом культурном статусе Городца как города-музея.
2.2.2 Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города
Большую роль в общественной жизни Городца играл и играет музей. Городецкий музей как музей уездного города ведет свою историю с февраля 1920 года – в то время на втором этаже бывшего дома купца И. П. Облаева была устроена его первая постоянная экспозиция. Первая выставка музейных экспонатов была открыта в Городце летом 1918 года. Она размещалась в одной из комнат Народного дома.
Помимо музейной выставки работали народный театр и библиотека-читальня. Помещение Народного дома не было приспособлено для музейной работы, и вскоре для музея стали подыскивать отдельное здание. Выбор комиссии пал на особняк богатого купца Ивана Петровича Облаева на Ленинской (бывшей Купеческой) улице. Он отвечал целям размещения музея и по своему местоположению, и по объему. К тому же это был единственный дом в Городце, в котором комнаты располагались по кругу – такая планировка как нельзя лучше подходила для музейной экспозиции. 10 марта 1919 года волостной исполком постановил: «предоставить под библиотеку и музей дом Облаева на Ленинской улице, а Облаева переселить в дом его, находящийся на Штате». Не смотря на это решение, переезд музея в собственное здание затянулся до начала 1920 года, однако краеведческая работа в Народном доме не прекращалась.
История создания музея, прежде всего, связана с именем Константина Павловича Смирнова. Работая заведующим Народным домом, он объединил вокруг себя группу местных любителей старины, всерьез увлеченных идеей сохранения и изучения исторического наследия Городца. 30 марта 1919 года они собрались в Народном доме для обсуждения вопроса об учреждении на общественных началах Городецкой архивной комиссии. «Председателем собрания К. П. Смирновым было сказано вступительное слово, в коем было отмечено историческое значение с. Городца, обилие в нем и окрестностях всякого рода памятников старины и архивного материала. Обращено было внимание на опасность порчи или даже совершенной утраты этих памятников и на необходимость создания в с. Городце органа, который взял бы на себя их охрану и научную разработку… Таким органом, по мнению К. П. Смирнова, могла бы стать ученая архивная комиссия, как отделение Нижегородской ученой архивной комиссии».
Открытию музея в Городце предшествовала длительная история частного коллекционирования и собирательства. Антиквариатом увлекались многие состоятельные городчане, крупнейшие собрания старины были у богатых купцов-старообрядцев Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова. В их коллекциях были монеты, посуда, старинные иконы, древние рукописные и старопечатные книги. У этих коллекционеров, особенно у Овчинникова, интерес к старине был очень глубок и разносторонен. Оба купца умерли незадолго до революции, а их богатейшими коллекциями вскоре заинтересовался Московский Румянцевский музей. В то же время городецкая общественность стремилась оставить эти собрания в Городце для пополнения фондов музея.
В отчёте, составленном К. П. Смирновым в декабре 1919 года, говорится: «Музей организован в июле 1918 года губернским отделом народного образования. Отделы: общеобразовательный, естественно-исторический, археологический, прикладной, сельскохозяйственный, гигиенический, религиозно-бытовой. Основные экспонаты получены от земства. Содержится отделом народного образования. Находится в наемном помещении. 2000 экспонатов. Записи посетителей ведутся ими самими по желанию в особой книге. Заведует особое лицо, не связанное с другой должностью. 47 лет. Константин Павлович Смирнов. Работает завмузеем 1,5 года. Раньше занимался педагогической и административно-научной деятельностью».
Современники вспоминают о нем как об очень интеллигентном, высокообразованном человеке и энергичном организаторе. К. П. Смирнов был сыном священника села Курцева, окончил Духовную академию, служил инспектором народного просвещения в Оренбурге и Петрограде, а с 1917 года стал работать преподавателем географии в городецкой гимназии. Здесь же, в Городце, работали учителями два его брата и сестра. Труды К. П. Смирнова по созданию музея высоко оценил хранитель Московского Румянцевского музея Г. П. Георгиевский, посетивший Городец в октябре 1919 года: «Нахожу первые шаги Городецкого музея удачными, размещение систематичным и правильным. Будущее за ним совершенно обеспечено. Дело находится в опытных и любящих руках».
Константину Павловичу, к сожалению, пришлось работать в своем музее недолго. По неизвестным нам причинам , согласно постановлению местного райкома партии с 15 февраля 1920 года , он был освобожден от своей должности заведующего Народным домом. Тогда же в целях упорядочения работы входивших в Народный дом отдельных учреждений (театра, музея и библиотеки-читальни) Городецкий отдел народного образования поручил заведывание ими особой коллегии. Она должна была состоять из двух лиц: из заведующего Народным домом (на него возлагалась хозяйственная часть) и зав. Домом-музеем (ему поручалась культурно-просветительная и организационная работа).
В начале 1920 года большую обеспокоенность городецких любителей старины вызывал нерешённый вопрос о судьбе коллекций Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова. На них давно предъявил свои права Румянцевский музей, однако обе они ещё хранились в Городце и была надежда, что удастся оставить их здесь навсегда.
На заседании Городецкой ученой архивной комиссии 2 января 1920 года её член И. Г. Блинов возбудил вопрос об оставлении коллекций в Городце и об учреждении с этой целью в Городце отделения Московского Румянцевского музея. ГУАК поддержала такое предложения и постановила «уполномочить членов Комиссии И. Г. Блинова и П. С. Кузнецова … бывающим в Москве, лично ходатайствовать перед кем следует» Поскольку талантливый городецкий художник Иван Гаврилович Блинов тесно сотрудничал с Румянцевским музеем, была надежда на положительном решении вопроса. 13 февраля 1920 года на заседании комиссии И. Г. Блинов «сообщил, что ходатайство ГУАК в Москву передал и ответ придет по почте».
Однако такого плана придерживались не все. Острая дискуссия о судьбе собраний городецких купцов развернулась на заседании архивной комиссии 18 февраля 1920 года. Председательствовал на нём по традиции К. П. Смирнов. Он напомнил присутствующим, что вопрос о коллекциях Прянишникова и Овчинникова стоит с апреля 1919 года. На этот счёт существует три мнения: 1. Оставить их в Городце в виде отдела Румянцевского музея (то, что эти коллекции его собственность, настаивают вдова Овчинникова и наследники Прянишникова). На взгляд К. П. Смирнова, это самый простой вариант. 2. Создать из них новый музей. 3. Передать в Народный Дом-музей. Большинство членов комиссии – 10 против 5 при 1 воздержавшемся – высказались за учреждения в Городце отдела Румянцевского музея. Однако член ГУАК и новый директор Народного дома В. Г. Оранжереев, названный в протоколе «представителем райкома», заявил, что райком против устройства в Городце отдела Московского Румянцевского музея, коллекции Прянишникова и Овчинникова должны быть присоединены к Городецкому Дому-музею, и об этом он вместе с Отделом народного образования будет ходатайствовать в Москву.
Идея создания отделения Румянцевского музея, вынашиваемая ГУАК, не нашла поддержки и в вышестоящих государственных учреждениях. 12 февраля 1920 года в Городецкую ученую архивную комиссию из Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата Просвещения было послано письмо в котором сообщалось. «В ответ на Ваше отношение 25 января 1920 г. … Открытие в селе Городце отделения Румянцевского музея в данный момент Отдел считает недопустимым».
На следующий день после дискуссии в ГУАК 19 февраля состоялось заседание коллегии Городецкого отдела народного образования: «Повестка дня. 1) Об оставлении в Городце коллекций Прянишникова и Овчинникова. Постановлено срочно послать телеграмму в Москву следующего содержания: Гор. От. Нар. Обр. просит Отдел по делам Музея по охране памятников старины включить существующий в Городце Дом-музей в общий список Музеев, выделить его в самостоятельную единицу – Городецкий Музей и коллекции Прянишникова и Овчинникова передать в этот музей…».
Далее в тексте протокола идут очень важные слова, которые говорят нам о том, что уже в самом начале истории музея его организаторы правильно оценили выдающееся культурно-историческое значение Городца и ту важную роль, которую призван сыграть вновь устраиваемый краеведческий музей: «…таковой уже имеет редкостные экспонаты, сам Городец в целом уже есть музей. Кроме того, постановлено, срочно послать делегата для объяснений. Назначен т. Сатунина».
Значительная часть бывших коллекций городецких купцов была все-таки отправлена в Москву. Однако очевидно, что борьба за их оставление на своей родине ускорила решение вопроса о создании самостоятельного Городецкого краеведческого музея и его переезде из стен Народного дома в особняк Облаевых на Ленинской улице. В феврале 1920 года музей уже занимал второй этаж этого здания, а на первом разместилась библиотека-читальня.
Следующий период в истории музея, с 1920 по 1925 год, связан с именем Ивана Гавриловича Блинова. Он начал работать в музее с марта 1920 года, долгое время, совмещая в одном лице должности заведующего и научного сотрудника. Как и его предшественник, Блинов был яркой, незаурядной личностью. Выходец из простых крестьян-старообрядцев, не имевший даже школьного образования, он благодаря огромному природному таланту и любви к истории стал очень известным переписчиком и иллюстратором рукописных книг. Одни из первых своих работ он выполнял Г. М. Прянишникову и П. А Овчинникову. Расцвет творчества И. Г. Блинова пришёлся на 1910-е годы, когда он по заказу столичных музеев и крупных коллекционеров он работал в Москве, Петербурге, Харькове В марте 1919 года он стал членом Ученой коллегии Российского Исторического музея.
После революции И. Г Блинов возвращается в Городец «В 1919-1920 гг. Иван Гаврилович Блинов помогает хранителю рукописей Румянцевского музея Г. П. Георгиевскому приобрести и перевезти в Москву коллекции рукописных книг Г. М. Прянишникова и П. А Овчинникова Об этих событиях свидетельствует сохранившийся мандат: «Государственным Румянцевским Музеем командируется сотрудник Музея тов. Блинов в г. Городец Нижегородской губернии для сопровождения транспорта рукописей Румянцевского Музея, направляемых в Москву в книгохранилище Музея Румянцевский Музей просит все Советские учреждения и лиц, от коих будет зависеть, оказать тов. Блинову свое содействие».
Будучи не только выдающимся художником, но и большим знатоком русской старины, Иван Гаврилович Блинов внёс большой вклад в дело становления Городецкого музея. Сегодня в фондах музея хранятся не только его фотографии, документы, но и живописные работы, а также рукописные иллюстрированные книги, выполненные им по заказу П. А Овчинникова. Все они являются экспонатами, имеющими всероссийское значение.
Городецкий музей возник в Городце вскоре после революции – в один из самых сложных периодов в истории нашей страны. Несмотря на трудное и сложное время, он стал центром культурной жизни города. Сотрудникам удалось заложить прочный фундамент музейной работы. История создания Городецкого музея убеждает, что его первые шаги были сделаны благодаря настоящим любителям истории и подлинным патриотам.
2.3 Книгописец и изограф И. Г. Блинов
В собраниях Прянишникова и Овчинникова наряду с подлинными рукописями 15-18 веков имеются книги, переписанные уже в конце 19 века местными писцами и художниками. Самым талантливым из них был Иван Гаврилович Блинов (1872-1944).
И. Г. Блинов родился 5 ноября 1872 года в деревне Кудашихе Балахнинского уезда, неподалеку от Городца, в семье крестьянина-старообрядца. Детские годы Ивана прошли в деревне Коскове, на берегу красивой лесной реки Узолы. Деревня Косково была одним из центров, где изготовлялись донца для прялок и украшались городецкой росписью. Семья деда по матери также занималась этим промыслом, дядья Игнатий Клементьевич и Василий Клементьевич Лебедевы были известными мастерами. Уже в молодости Иван увлекся перепиской книг и решил полностью посвятить себя этому искусству.
Молодой художник-самоучка переезжает в Городец, где получает поддержку городецких коллекционеров Овчинникова и Прянишникова, в мастерской последнего И. Г. Блинов проработал несколько лет. Для П. А. Овчинникова Блинов переписал 25 книг.
В начале XX века И. Г. Блинов работает у книготорговца и библиофила Н. П. Никифорова в г. Горбатове Нижегородской губернии, а потом по заказу Нижегородской Думы – в Казани, в библиотеках Казанского университета и Казанской Духовной Академии. Постепенно И. Г. Блинов становится опытным и эрудированным художником, а его имя – известным среди ценителей старины. В 1906 году он принимает участие в Археологическом съезде во Владимире.
В 1909 году по рекомендации Г. М. Прянишникова Иван Блинов начинает работать в Москве в старообрядческой книгопечатне Л. А.
Малехонова старшим корректором славянского шрифта. Новый круг московских знакомств дал возможность Блинову установить деловые и творческие связи со столичными музеями и библиотеками. В 1910-е годы наступает время расцвета таланта И. Г. Блинова. Он знакомится с такими художниками как А. И. Савинов, В. В. Зворыкин, М. В. Нестеров, Д. С. Стеллецкий. Вместе со Стеллецким Блинов выполняет рукопись «Слово о полку Игореве» (поступила в Третьяковскую галерею). Позже он самостоятельно изготавливает лицевые рукописи «Слова» по заказам разных лиц. А в 1916 году Блинова приглашают графически оформить статут ордена Святой Ольги, с чем художник прекрасно справляется и удостаивается Андреевской золотой медали. Стоит также упомянуть, что во время военной службы санитаром в военно-полевом госпитале в 1917 году Блинов знакомится с Сергеем Есениным. После демобилизации Блинов возвращается в Москву, его зачисляют в ученую коллегию Исторического музея.
В 1919 году И. Г. Блинов возвращается в Городец и начинает работать в Городецком музее сначала сотрудником, а с 1920 по 1925 года – директором. Несколько лет спустя он вновь становится сотрудником музея, а в 1930-е годы переходит на работу в колхоз. Последняя иллюстрированная рукопись Ивана Блинова – «История города Городца», законченная в 1937 году (ее текст был сочинен местными краеведами). Один экземпляр этой работы хранится в рукописном отделе Российской Государственной библиотеке, а другой в Нижегородском областном музее-заповеднике. Умер Иван Гаврилович в Городце в 1944 году.
Творческое наследие И. Г. Блинова насчитывает более ста лицевых (иллюстрированных) рукописных книг. Двадцать его работ принадлежат Государственному Историческому музею, среди них «Сказание о князе Черниговском и его боярине Феодоре», «Повесть об убиении царевича Дмитрия Угличского», «Повесть о Савве Грудцыне». Здесь же одна необычная работа – «Повесть о вещем Олеге», написанная мастером в 1914 оду и переданная в музей П. Д. Кориным. В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки образован фонд Блинова. Его работы хранятся также в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (г. С.-Петербург).
Городецкий музей имеет 17 рукописных книг выдающегося городецкого художника. Они были выполнены Блиновым по заказу Овчинникова: при передаче собрания этого коллекционера в Румянцевский музей Иван Гаврилович позаботился, чтобы частично его работы остались в Городце. Сейчас они экспонируются на постоянной выставке. Кроме книг в экспозиции представлены две живописные работы И. Г. Блинова, выполненные на бумаге: «Посещение протопопа Аввакума в тюрьме боярыней Морозовой» и «Куликовская битва» с большим текстом Сказания о Мамаевом побоище внизу. Случайно в средней школе № 5 (бывшее здание старообрядческой часовни) была найдена «Летопись Городецкой старообрядческой часовни», написанная И. Г. Блинова на холсте. Ее также можно увидеть в экспозиции.
Коллекция рукописных книг И. Г. Блинова имеет всероссийское значение и является настоящей гордостью Городца.
Глава III. Особенности городецких художественных промыслов и их роль в культурной жизни города
Городец в конце XIX века был не только богатым купеческим селом, но и пунктом сбыта изделий народных промыслов. Зимой на городецкий базар местные крестьяне, а также торговцы из соседнего Семеновского уезда свозили в большом количестве разнообразные кустарные изделия из дерева так называемый «щепной товар». С началом волжской навигации он расходился по всей России и даже шел на экспорт в Среднюю Азию. Среди прочего щепного товара продавались в Городце и донца прялок, на которых в последней трети XIX века появилась известная теперь по всей стране «городецкая роспись».
В отличие от прялок из северных и центральных губерний России, нижегородские прялки были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения – донцем. После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Молодые девушки брали их на зимние вечерки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених – невесте, или отец – дочери. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Декоративное оформление городецких донец резьбой и инкрустацией из мореного дуба возникло во второй половине XVIII века. Изготовлением донец занимались крестьяне из окрестных с Городцом деревень, расположенных в живописной долине лесной речки Узолы: Коскова, Курцева, Савина, Репина, Ахлебаихи, Боярского, Букина и др. Вставки, вырезанные из твердого черного мореного дуба, долго пролежавшего в воде, эффектно выделялись на фоне светлой поверхности донца. «Катанье в карете» было одним из распространенных сюжетов резных донец. Другим любимым сюжетом было «древо жизни» с птицей на ветвях и всадниками по бокам. Подобные изображения очень древние, встречаются они и на вышитых полотенцах. Специалисты считают, что в XIX веке сюжет «древа жизни» понимался как три неравных мира, между ними шла узкая полоса с растительным или геометрическим орнаментом.
Спрос на прялки потребовал перехода к более дешевой и нарядной технике. Вначале это была робкая подкраска фона и отдельных элементов резных донец. Лучшие образцы инкрустированных донец с подкраской создали в 1850-1860-е годы мастера из деревни Ахлебаихи братья Лазарь и Антон Мельниковы. Их замечательные работы можно видеть теперь в разных музеях. Но вскоре мастера окончательно отказываются от трудоемкой резьбы и инкрустации и в самом начале 1870-х годов переходят к одной росписи.
Благодаря смене строгого резца на послушную кисть начали писать самые разные сюжетные картинки, например, мастер Гавриил Поляков – батальные сцены. Но самыми любимыми стали сцены из богатого купеческого и мещанского быта: семейные праздники, застолья, чаепития, встречи гостей, гулянья кавалеров с барышнями и т. п. Кроме донец мастера расписывали и мочесники, бураки (туеса), солонки, поставки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки.
Техника росписи была следующей. Сначала шла грунтовка донец краской на клею. Клеевая краска высыхала быстро. После грунтовки мастер очень осторожно зачищал поверхность донец, удаляя «ворс» древесины, покрывал их поверхность тонким слоем жидкого прозрачного клея, а затем, просушив донца, приступал к росписи. Для росписи краски тоже делались на клею. Городецкие мастера решительно отказались от предварительной разметки. Мастер сразу наносил кистью основные формы. Изображение компоновалось из отдельных цветовых пятен, затем следовал «оживка» (графическое оформление изображаемого).
На манеру городецкой росписи повлияли иконопись и книжная миниатюра (особенно у известного мастера Игнатия Лебедева). Издавна занимались в городецких деревнях и раскраской саней, дуг, глиняной посуды. Однако важно отметить, что новое искусство росписи не порвало прежней традицией украшения донец, напротив, выросло из нее. При переходе к росписи городецкие мастера перенесли из искусства резьбы инкрустации много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов. Условны, как правило, плоскостные и несколько статичные изображения городецкой росписи также повторяли старые резные инкрустированные работы, которых такая манера диктовалась самой техникой резьбы и характером материала: твердый и колкий мореный дуб не позволял делать картинки вполне реалистичными и разнообразными, приучал мастера-резчика к строгому, условному, обобщенному языку. К тому же на первых порах городецким красильщикам не хватало и живописного опыта. Но позднее некоторые мастера, в частности Игнатий Мазин, стремились в своих работах перейти от обобщенной трактовки мотивов к большей повествовательности и непосредственности.
Расцвет городецкой росписи донец пришелся на 1870-1900 годы. Уже в начале XX века ввиду широкого распространения фабричных тканей спрос на донца резко упал, и денечный промысел стал приходить в упадок, хотя искусство росписи еще долго оставалось высоким. Поэтому Городецкая роспись до революции не успела приобрести большую известность.
Зато в России хорошо знали другие Городецкие народные промыслы: изготовление кустарной мебели и выпечка пряников. На Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде купец из Городца Кудряшов представил коллекцию кустарной мебели.
Можно предположить, что часть её была изготовлена в Городце. В экспозиции музея можно видеть прекрасный образец мебели ручной работы конца XIX века – шкаф для посуды (горка) местного мастера Токарева-Казарина, изготовленный по заказу купца Кокурина. На створках шкафа вырезаны сцены из мировой истории: Жанна Д’ Арк, взятие Рима варварами, крестоносцы в Иерусалиме и др. Есть и русская история: покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем, обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому, поясные портреты Дмитрия Донского, Василия Шуйского, Михаила Федоровича Романова, Ивана грозного и др.
В Городце и в деревнях Городецкого района сохранились замечательные образцы глухой домовой резьбы, характерной для всего Нижегородского Поволжья. Наличники окон, ворота, фронтонные доски домов богато украшались растительным орнаментом и сказочными животными: веселыми львами, птицами-сиринами, русалками (в Городце их называли фараонками). Как правило, в центре фронтонных досок вырезался год совершения работы, а иногда мастер вырезал и свою фамилию.
Богатые традиции старых мастеров народного декоративно-прикладного искусства продолжаются в творчестве современных мастеров.
Пряничный промысел на территории Нижегородской области был известен в разных местах, но крупным центром выпечки пряников со временем стал только Городец. Из сведений о фабричной и заводской промышленности, собранных в 1797 г. по указу Сената, следует, что в Городце выпекали «пряников русского мёда 1000 пудов, украинского мёда 1000 пудов и разводных 6000 пудов, ценою соответственно 4 руб., 3 руб. 80 коп., 2 руб. 50 коп. за пуд».
В XIX веке местное пряничное производство всё увеличивалось: «В 1775 г. здесь выпекалось в год 8 тысяч пудов пряников насумму16,6 тысяч рублей серебром. В 1832 г. было выпечено пряников на сумму 18,5 тыс. руб. серебром, в 1861 г. – на 27 тыс. руб.».
В XX веке отчетливее проявляются тенденции индустриализации производства и общества, это отражается и на развитии коренных промыслов снижается количество выпекаемых пряников, увеличивается количество выпекаемого хлеба, для того, что бы удовлетворить потребности рабочих; большее развитие получает судоходство и судостроения. Однако, данный промысел не был утерян, а продолжает оставаться одной из главных особенностей Городца, об этом свидетельствует и недавно открытый музей, о котором уже рассказывалось выше и общая самобытность Городца, сохранившаяся несмотря на политические и экономические реформы России.
Заключение
Уездные города России являются важной составной частью отечественной истории и культуры. Изучение происходивших в них историко-культурных процессов и описаний жизни горожан современниками событий позволяют проследить тенденции развития общественных процессов. Процесс становления и развития уездных городов также тесно взаимосвязан с особенностями их культуры и архитектуры. Являясь административными, экономическими, духовными и культурными центрами, за исторический период они прошли различный путь развития. Одни с изменением ситуации приходили в упадок, другие возвышались. Это в полной мере можно отнести к истории Городца. В 2012 году город Городец отметил своё 860-летие. За свою историю Городец пережил многое: не раз сменяли друг друга периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Он был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых русских староверов и предприимчивых купцов.
В данной работе мы провели комплексное исследование эволюции культурной жизни уездного города по данным письменных источников на примере Городца Нижегородской губернии в период конца XIX- начала XX веков и получили следующие выводы:
.Еще в конце XIX века современники отмечали, что Городец далеко обогнал соседнюю Балахну, как в хозяйственном, так и в культурном отношении, и стал одним из самых значительных населенных пунктов Нижегородской губернии. Фактически как малый уездный город в истории и культуре России сыграл весьма значимую роль.
.Культурная история уездного города складывалась на основе его экономического благосостояния и трудолюбия его жителей многие, из которых были старообрядцами. Эстетика отражалась уже в самом расположении Городца, который красиво раскинулся на высоком волжском берегу. Издалека был виден Троицкий собор, бывший архитектурной доминантой города. Под Троицкой горой шумел базар, рядом с ним на берегу Волги стояло множество купеческих амбаров и пристаней. В настоящее время в Городецком районе находятся 119 памятников истории и культуры, 10 из которых являются объектами историко-культурного наследия Федерального значения. Это Городецкий вал ХII-XIV вв.; Спасская церковь в честь нерукотворного образа Спасителя, 1752 г.; Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 1824 г.; Дом Дементьевой, 1864 г.; Усадьба Паниных, середина XIX в.; Усадьба купца Облаева, середина XIX в., памятник Александру Невскому, 1993 года и другие.
.Основу экономического процветания Городца составляли хлебная торговля и судостроение. Благодаря зимовке в городецком затоне каравана судов с хлебом из низовьев Волги и Камы, Городец издавна имел значение большого хлебного торгового пункта между Рыбинском и Нижним Новгородом. Так в 1872 году в Городец было привезено 1,5 миллиона пудов разных хлебов, а в 1913 году – 2,5 миллиона пудов. В виду большой хлебной торговли продолжала процветать и выпечка городецких пряников.
.Постройка судов в Городце шла в течение всего года в двух местах: в затоне и в Нижней Слободе. Как и везде тогда, судостроение велось кустарным методом, без стапелей, прямо на берегу Волги: вновь построенные суда спускались на воду во время весеннего паводка. Городецкие купцы строили главным образом огромные (до 100 м длиной) деревянные баржи. Иногда строились и небольшие буксирные пароходы, паровые машины для которых собирались на двух местных чугуно-литейных механических заводах. Кроме того на заводе К.В.Кузнецова отливали чугунные крылечки с фирменными надписями, эти крылечки до сих пор украшают некоторые старые купеческие дома.
.Городецкие художественные промыслы получили широкую известность благодаря тому, что торговое значение Городца выходило далеко за пределы Балахнинского уезда. Зимой в Городец съезжались торговать крестьяне и купцы из соседних уездов в радиусе 30-40 верст: Семеновского Нижегородской губ., Гороховецкого Владимирской губ., Юрьевецкого и Макарьевского уездов Костромской губернии. Наряду с хлебом главными товарами были лен и кустарные изделия из дерева («щепной товар»), а также изделия Городецких художественных промыслов. Лен покупался скупщиками из соседних губерний, а щепной товар с началом навигации сплавляли в низовья Волги: в Саратовскую и Астраханскую губернии, а также в Среднюю Азию, изделия Городецких художественных мастеров – прялки, мебель, глиняные жбанниковские свистульки игрушки и т.д. расходились по всей России благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке. Однако развитие Городецких художественных промыслов с начала XX века замедляется, это связано с непростой социально-экономической ситуацией, и переключением населения на другие виды работ.
.Общественная жизнь Городца во многом определялась деятельностью грамотных старообрядцев, наиболее известным из которых был книгописец и изограф И. Г. Блинов (1872-1944). По заказу музеев и частных лиц он писал и украшал иллюстрациями-миниатюрами копии со старых рукописей и книг. И. Г. Блинов был талантливым художником-самоучкой, выходцем из простых крестьян-старообрядцев, оставивших свой след и в Нижнем Новгороде. Его замечательные работы хранятся также в музее зарубежного искусства в Нижнем Новгороде на Верхневолжской набережной. Многие состоятельные городчане увлекались собиранием предметов старины крупнейшие коллекции были у богатых купцов-старообрядцев Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова.
.Переломный момент в конце XIX – начале XX века обусловил дальнейшее развитие Городца как крупного торгово-экономического центра, что существенно отразилось на численности города. Если в 1897 году численность жителей Городца составляла 6.300 человек, то в 1926 году она увеличилась почти в два раза до 11 200 человек. В 1959 году этот показатель составил уже 27 019 человек.
.Уменьшение роли художественных промыслов в культурной жизни Городца не обозначили их уничтожение. Городец независимо от социально-экономической и политической обстановки страны сохранял свою самобытность, об этом говорит и сегодняшняя тенденция к возрождению музей народных промыслов, мастерских.
Итак, в XIX в. Городец превращается в крупный торгово-экономический и судостроительный центр, этот процесс продолжает усиливаться в начале XX века, оказывая существенное влияние на культурную жизнь города, уменьшая роль традиционных занятий и художественных промыслов, повышая экономический потенциал города. Однако, главная особенность Городца состоит в том, что в нем старое и новое встречается на каждом шагу. Древность и самобытность Городца, красота его природы, неоглядный простор Волги, весь внешний облик города, – все это создавало условия для самобытно развития культуры и искусства, и это сочетание двух эпох в одном городе привлекает пристальное внимание к Городцу и сегодня.
блинов городецкий старообрядец уездный
Список использованной литературы
Источники
.Елпатьевский С. Я. Воспоминания. – Н-Новгород: 2000.
.Коваль А.Н. Городец сегодня.//Нижегородские губернские ведомости. 22 июня 1896 г. С.2.
.Отчёт К. П. Смирнова, декабрь 1919 года// Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея/Составитель А. Н. Еранцев. – Городец: 2004.
.Протокол заседания коллегии Городецкого отдела народного образования от 19 февраля 1920.// Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея/Составитель А. Н. Еранцев. – Городец: 2004.
.Нижегородский край в словаре Брокгауза и Ефрона /Сост. и науч. ред. В. В. Ниякий. – Н. Новгород: Нижегород. ярмарка, 2000.
.Нижегородский край в документах, цифрах, мнениях: Хрестоматия. – М. : Творч.- производств. предприятие «Тиус»: Фирма «Русина», 1992.
.Мельников А.П. Отчёт о современном состоянии раскола. В память П.И.Мельникова (Андрея Печерского). – Н. Новгород: Нижегородская Ученая Архивная комиссия, 1911.
.Газета Нижегородские губернские ведомости, 1903.
Литература
.Аверина В. Городецкая резьба и роспись. – Горький: 1975.
.Аксенова Г. В., И Г. Блинов – Городецкий книгописец и изограф.// Городецкая старина. Выпуск 3. – Городец: 1997. с 17-19.
.Балыкина Л.Е. Население средневекового Городца на Волге. Древности Нижегородского Поволжья, выпуск 1. – Н. Новгород: 1997.
.Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка. Исторический очерк. – Н.Новгород: 1991.
.Володарский Я. Е. Население России в конце XVII – начале XVIII века. М.: 1977.
.Вишневская В.М. Искусство хохломы. Народные художественные промыслы Горьковской области. – Горький: ВВКИ, 1986.
.Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь. Городецкая старина. Выпуск 2. – Городец: 1994.
.Георгиевский Г. П. Музеи центральной России. – М.: 2000.
.Города нашей области: География, история, экономика, население, культура. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1969.
.Емельянова Т.И. Сказочный мир городецкой росписи.//Нижний Новгород, 1998 № 1, Званцев М.П. Нижегородская резьба. – М.: Искусство, 1969.
.Званцев М.П. Городецкие инкрустированные донца.//Записки краеведов: очерки, воспоминания, статьи, документы, хроника. – Горький: 1973.
.Кошман Л.В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки русской культуры XIX века. Т. I. Общественно-культурная среда. – М.: 1998.
.Лисицына А.В. Уникальность историко-архитектурной среды Городца на Волге.//Нижегородский проект. – Н. Новгород, № 2, 2002.
.Маврина Т. Городецкая живопись. – Л.: Аврора, 1970.
.Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. – СПб: 2000.
.Миронов Б.Н. Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. – Л.: Наука, 1990.
.Нижегородский край: Факты, события, люди. – Н.Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 1994.
.Памятники истории и культуры Горьковской области: справочник. / Отв. ред. В. П. Фадеев. – Горький: 1981.
.Путеводитель по залам Городецкого краеведческого музея Составитель А. Н. Еранцев. – Городец: 2004.
.Отечество мое Нижегородское : Книга для чтения /Сост. Г.С. Камерилова. – Н. Новгород: 1997.
.Сметанин С.И. Разложение сословий и формирование классовой структуры городского населения России // Исторические записки. Т. 102. – М.: 1978. С. 153-182.
.Сундеева А.А. Деятельность музеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетия. Аналитический обзор.- М.: 2001.
.Тюрина А.И. История Горьковской области: Учеб. пособие / А. И. Тюрина, В. А. Федоров, Л. А. Чемоданов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Горький Волго-Вят. кн. изд-во, 1989.
.Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции. Материалы X Каргопольской научной конференции. – Каргополь: Велти, 2009.
.Уткин П.И. Хохломская роспись. Народные художественные промыслы. – М.: 1992.
.Уткин П.И. Городецкая роспись. Народные художественные промыслы. – М.: 1992.
.Шибанов П. П. Полвека с книгой. – М.: Книга, 2003.
.Шишов А.Н.Городецкая судоверфь (рассказы инженера). – М.: 1954.