- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 495,43 Кб
Научная библиотека ФГБОУ ВПО ‘Казанский государственный университет культуры и искусств’
Содержание
Введение
Глава 1 Библиотека как целостная система: общая характеристика
.1 Библиотека как система: сущностные особенности
.2 Структурные элементы системы «библиотека»
.3 Библиотека КазГУКИ как целостная система
Глава 2. Методология и методика исследования
.1 Методологический блок исследования
.2 Методический блок исследования
Глава 3. Результаты исследования
.1 Выводы и рекомендации
Список использованной литературы
Приложение 1. Терминологический словарь
Приложение 2. Образец опросного листа для читателей
Приложение 3. Образец опросного листа для библиотекарей
Приложение 4. Сводная таблица результатов исследования опросных листов читателей
Приложение 5. Сводная таблица результатов исследования опросных листов библиотекарей
Введение
Сегодня библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Их деятельность подчинена реализации базовых требований, определяющих движения России к информационному обществу, к которому относятся: формирование единого информационно – коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры; интенсивное развитие новых и высоких технологий; создание обеспечения прав, и граждан на свободное получение, распространение и использования информации; удовлетворение потребностей общества в информации; повышение уровня образования научно- технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного воздействия.
В настоящее время в РФ насчитывается более 120 тысяч библиотек. Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество. Это хранительницы документальной памяти всех людей. Библиотеки содействуют реализации прав каждого человека на образование пользования достижениями культуры, на отдых, досуг, на получение информации. Они способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого отдельного человека.
На общетеоретическом уровне деятельность библиотек, замечает Ю.Н. Столяров, «предстает не в том виде, в каком ее видят люди в их непосредственной практике. Она предстает как некая упорядоченная система, каждый компонент которой занимает определенное положение и играет определенную роль» [44,с.8].
Изучение библиотеки как системы подготовлено всей историей развития библиотековедения. Но специальных работ по данному вопросу мало. Это связано, скорее всего, с тем, что долгое время разработкой этой проблемы не занимались целенаправленно, библиотековеды решали в основном тактические и практические проблемы, а изучение данной, долгое время велось на ощупь.
Современный этап библиотековедения отличает принципиально иной подход. Исследователи стали не просто перечислять те или иные элементы, но стали уделять внимание разрешению вопроса: почему именно эти элементы образуют систему, именуемую библиотекой. Поиски ответа на этот вопрос привели к значительному углублению теоретического уровня научных разработок. Библиотека стала рассматриваться как сложное социальное явление, требующее многоаспектного и разноуровневого, систематического изучения. Среди первых исследователей библиотеки с точки зрения системного подхода был Н.С. Карташов. Н.С. Карташов ввел в библиотековедение термин «система» и построил систему «взаимоотношений библиотекаря, читателя и книги» [44]. Его идеи были подхвачены Н.И. Тюлиной, которая с позиций системного подхода исследовала национальные библиотеки [47].
В начале 70-х годов эта проблема рассматривается Ю.Н. Столяровым, который в ряде работ на общетеоретическом уровне обнаруживает простейшие исходные элементы, из которых слагается библиотека как объективная реальность, как социальный институт, а также функции и связи, излагает свое понимание библиотека как четырехэлементной в сущности системы.
Ю.Н. Столяров выдвигает концепцию сущностной модели библиотеки как системы и выделяет следующие элементы, при отсутствии хотя бы одного из которых (любого) библиотека функционировать не может: документ (Д) – книга, публикация; абонент (А) – читатель, пользователь; библиотекарь (Б); материально-техническая база (МТБ). Каждый из них играет свою качественно-специфическую, но равноправную роль, без которой функционирование библиотеки как целостной системы невозможно. Каждый элемент является условием существования (функционирования) другого (других), а с другой стороны, сам обусловлен им (ими). Поэтому ни один из элементов нельзя отделить от других, не нарушив их состояние активности, не разрушая целости библиотеки.
Для отражения сущности библиотеки как сложной системы Ю.Н.Столяров развивает концепцию до трехконтурной системы. В качестве второго контура системы он видит модели названных всех четырех элементов библиотеки в целом. А третий контур просматривается в виде модели регламентирующей и учетной документации библиотеки, например паспорта фонда и каталогов, описи дел, перечень личных дел в отделе кадров и т.д. Оспорив данную концепцию, многие авторы (И.Г.Моргенштейн, М.Ф.Меняев, С.В.Мамонтов, Н.И.Тюлина) пытались внести свои коррективы или выстроить собственную сущностную модель библиотеки, добавляя новые элементы, такие, как СБА, информационно – поисковый язык, информационные системы и др. Однако, не смотря на возникающие споры о пятиэлементной системе или доминировании отдельных элементов системы, концепция Ю.Н.Столярова продолжает оставаться классической.
Как видим, роль и значение библиотеки как системного объекта многогранна.
Объект данного исследования – научная библиотека ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» (КазГУКИ) как сложная целостная система.
Предмет – элементы «Библиотекарь» – «Абонент», их взаимосвязи в условиях научной библиотеки КГУКИ.
Цель данного исследования – проанализировать элементы «Библиотекарь» – «Абонент», как составляющие системы библиотеки КазГУКИ, их взаимосвязи в условиях научной библиотеки, разработать рекомендации по совершенствованию системы.
В данном исследовании выделены следующие задачи:
Изучить библиотеку как целостную систему на основе имеющихся публикаций. библиотека абонент читатель обслуживание
Изучить взаимодействие двух элементов системы – « библиотекарь » и « читатель » в научной библиотеке КазГУКИ.
Выявить мнение библиотекарей о степени взаимодействия с читателем, в процессе библиотечного обслуживания.
Выявить мнение читателей о степени взаимодействия с библиотекарем в процессе библиотечного обслуживания.
Проанализировать результаты исследования.
Разработать рекомендации для библиотекарей.
Глава 1. Библиотека как целостная система: общая характеристика
.1 Библиотека как система: сущностные особенности
Любую библиотеку целесообразно рассматривать как более или менее сложную систему, характеризующуюся совокупностью многосторонних, довольно устойчивых связей и отношений ее составных частей. Среди исходных, изначально присущих, обязательных и постоянных в каждой библиотеке выделяются следующие элементы, при отсутствии хотя бы одного из которых (любого) библиотека функционировать не может: документ (книга, публикация), читатель (пользователь), библиотекарь, материально-техническая база [24, с.15].
Библиотека – это определенным образом систематизированное (упорядоченное) собрание произведений печати и других небумажных документов. Упорядоченная совокупность документов и их собраний образует библиотечный фонд – органическую, неотъемлемую часть библиотеки. Библиотечный фонд – неоднородное образование. Его структура определяется объемом и содержанием находящейся в нем постоянно и поступающей в него непрерывно разнообразной документальной информации.
Библиотека – это учреждение, которое организует использование документальной информации, необходимой для удовлетворения разнообразных информационных потребностей читателя [24, с.18].
В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» [48], принятом 23 ноября 1994 г., библиотека определена как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о многом: о признании особой и все возрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития одновременно во всех трех указанных направлениях; о разноплановости, многогранности повседневного библиотечного труда.
Рассмотрим более подробно сущность библиотеки как системы.
Еще на ранних этапах развития цивилизации становится невозможным распространять знания только в рамках простого запоминания их и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникает потребность в таком способе фиксирования знаний, который бы обеспечил их хранение, и распространение во времени и пространстве, создавая возможность преемственности в их развитии.
Появление документа предполагало возникновение читателя. Документы, аккумулирующие запас знаний, могут вернуть эти знания обществу только через посредство человека, воспринимающего и перерабатывающего содержание документов и таким образом реализующего их информационную ценность. Более того, исторически возникнув как следствие развития знаний, документ столь же исторически превращается в необходимое условие их развития.
С другой стороны, творческая деятельность человека, образование опосредуются документами разной степени сложности. Следовательно, оба элемента системы «документ- читатель» объективно необходимы друг другу.
По мере развития общества растет, в одной стороны – число документов, с другой – читателей. Для понимания связей между ними следует иметь в виду следующие обстоятельства:
как документ, так и читатель дискретны и разнородны;
с течением времени происходит процесс наращивания духовных продуктов. К тому же количество документов начинает тысячекратно превышать возможности их прочтения индивидом.
отсутствие информации о нахождении нужного документа, трудности в поисках документов, содержащих нужную информацию, отсутствие информации о появлении новых документов затрудняют работу читателя.
Все это приводит к тому, что мере роста знаний и роста читательских потребностей возникает объективная необходимость в управлении системой «читатель-документ» извне. Такое управление может осуществляться различными социальными институтами, среди которых видное место занимает библиотека. Снятие противоречий между документом и читателем в условиях библиотеки осуществляет библиотекарь, понимаемый в данном случае не как реальная личность, а элемент системы.
Но и этим сложность системы не ограничивается. Ю.Н. Столяров отмечает, что «документ имеет двойственную природу: его духовное содержание заключено в вещную форму» [43, с.63] как материальный объект он нуждается для своего хранения и использования в специальных помещениях и специальном оборудовании. Материально-техническая база также необходима для обслуживания читателей и для создания условий работы библиотечному персоналу.
Так объективно возникают все четыре элемента (при генетической первичной роли документа и читателя), в совокупности и нерасторжимой связи образующие библиотеку. Каждый из них при этом играет свою собственную, качественно обособленную, но в целом равноправную роль, без которой функционирование библиотеки было бы невозможно.
Библиотека – это целостный сплав четырех названных элементов.
Зная родовые элементы и характер связей между ними, можно построить структурную модель. Структурная модель показывает, что библиотеку как систему образует нерасторжимое единство четырех элементов, каждый из которых играет в ней собственную роль, весьма существенную для функционирования данной системы библиотеки (см. рис. 1).
Рис. 1. Структурная модель
Элементы равноправны не по признаку значимости их ролей, а по признаку необходимости и достаточности для образования такого социального института как библиотека. Они равнозначны между собой в этом и только этом смысле.
Каждый из элементов связан с остальными, выполняет объективно необходимые функции, придающие законченность и устойчивость системе «библиотека» в целом. Они будут присущи любой библиотеке до тех пор, пока она существует в своем собственном качестве.
Исследователи отмечают, что представление о библиотеке как четырехэлементной системе относится к наиболее сложным в библиотековедении, так как с увеличением числа разнородных элементов быстро растет число возможных связей между ними, а с учетом того, что связи могут быть направлены как внутрь, так и во вне системы, их число значительно возрастает.
Основные параметры («на входе») каждого из четырех основных элементов библиотеки задаются условиями внешней среды, видоизменяются в процессе их взаимодействия между собой и («на выходе») оказывают воздействие на породившую их среду. Как замечает Ю.Н. Столяров, «поскольку действие системы «библиотека» целенаправленно, наибольшую социальную значимость имеет характер изменения элемента А» [43].
Помимо простейших, исходных, родовых, исторически первичных элементов библиотека может обладать еще временными, изменчивыми, несущностными элементами, вторичными, производными по отношению к первым.
Производные элементы появляются в процессе развития, усложнения системы и определяются особым назначением той или иной библиотеки, необходимостью установления промежуточных пунктов в усложнившейся связи элементов между собой. Ими обусловливаются все многообразие типов и видов библиотек со всеми особенностями их функционирования.
Библиотека в новых условиях хозяйствования
Новые социально-экономические условия привели к значительным изменениям в организации библиотечного обслуживания и, в целом, в работе библиотек. В сегодняшней социально-экономической ситуации библиотеки, особенно в средних и малых городах, по сравнению с другими государственными организациями, оказались наиболее подготовленными к выполнению роли универсальных информационных центров для широкого обслуживания населения, организаций и органов государственной власти.
Региональные и муниципальные публичные библиотеки значительно расширили тематику приобретаемых ими книг и периодики за счет экономической, финансовой, юридической, справочной конъюнктурно-коммерческой литературы, в том числе на машиночитаемых носителях.
Библиотеки становятся все более востребованными обществом. С 1985 г. их посещаемость выросла на 11% и составляет около 450 млн. посещений в год, а в наиболее информационно насыщенных библиотеках регионального уровня посещаемость с 1993 г. выросла на 30%.
Большую роль начинают играть библиотеки в правовой информатизации страны. Обеспечение доступности официальных правовых актов сегодня является чрезвычайно актуальной задачей. Формированию в России единого информационно-правового пространства призвана содействовать программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек», которая реализуется Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), Минкультуры России и Российским фондом правовых реформ (РФПР). Подобные центры начали открываться на базе учебных заведений, учреждений научно-технической информации, библиотек муниципальных образований, в органах местного самоуправления. На 1 января 2001 г. уже открыто более 220 центров правовой информации, и этот процесс активно развивается [15]. Из доступных источников [12; 27; 28; 36] удалось получить следующие сведения: 2000 год – 200, 2003 год – 1200 центров. По данным мониторинга, проведенного Министерством культуры Российской Федерации, на базе библиотек и других учреждений России в 2009 году функционировало 5326 информационных центров. Однако существуют иные оценки их количества в этот период – 4200. Этот же источник приводит данные по состоянию на 2011 год: более 19,5 тысячи публичных центров (пунктов доступа) к правовой информации.
В 2002 году в публичных библиотеках России началась работа по интеграции ресурсов правовой и деловой информации. Многие региональные
библиотеки объединили центры правовой и деловой информации в единые структуры. Помимо этого, на базе публичных библиотек функционирует чуть более 70 % ПЦПИ, остальные центры созданы на базе высших и средних технических учебных заведений, общеобразовательных школ, почтовых отделений ФГУП «Почта России» [40]. Нужно отметить и то, что с 2007 года публичные центры доступа к российской правовой информации стали создаваться за рубежом на базе российских центров науки и культуры.
Особенностью формирования сети ПЦПИ в Российской Федерации также явилось активное участие в этом процессе многих общественных и деловых структур. С одной стороны, это обеспечило создание ПЦПИ в учебных заведениях Минобразования, Минобороны, Министерства внутренних дел, Минюста России, а также в ряде иных организаций [38]. С другой стороны, по мнению некоторых специалистов, это привело к отсутствию единого подхода к созданию общероссийской сети ПЦПИ [27]. Так, по состоянию на 2011 год ПЦПИ были открыты далеко не во всех регионах страны.
Сегодня значительную роль в библиотечном деле начинают играть современные информационные технологии. На конец 2000 г. автоматизацией в той или иной степени были охвачены практически все федеральные и региональные научные библиотеки, около 70 % региональных юношеских и детских библиотек, специализированных библиотек для слепых, значительная часть библиотек высших учебных заведений. На 1 января 2001г. технический парк библиотек системы Минкультуры России составлял 8408 компьютеров, из которых 1622 находились в федеральных библиотеках и 2886- в центральных региональных научных библиотеках.
Автоматизированные библиотечно-информационные технологии используются почти в 3 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1500 – муниципального уровня. С каждым годом их число увеличивается. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов Российской Федерации созданы локальные компьютерные сети, объединяющие от 30 до 60 компьютеров, а в некоторых регионах – более 100. Сотни библиотек подключены к Интернету в качестве пользователей, во множестве библиотек созданы интернет – классы. В отдельных регионах развернуты работы по формированию региональных библиотечных сетей.
Особое значение имеют успехи в создании электронных каталогов и баз данных в крупнейших российских библиотеках и обеспечение удаленного доступа к ним. За последний год число «виртуальных» посещений такой библиотеки, как Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России, в несколько десятков раз превысило число физических посещений. Объем библиографических баз данных (БД), произведенных российскими библиотеками, к настоящему времени достиг нескольких десятков миллионов записей. Библиотека постепенно превращается в центр электронных информационных ресурсов, сохраняя, тем не менее, за собой функции обычной библиотеки по предоставлению пользователям печатных документов.
В библиотеках активно развивается электронная доставка документов (ЭДД). В ряде крупных федеральных библиотек организованы специальные службы ЭДД. С целью укрепления межбиблиотечных связей и объединения усилий библиотек для оперативного обслуживания читателей в конце 2000 года в России была образована Ассоциация служб ЭДД, в которую вошли более 60 библиотек из всех регионов страны [4].
Задачи технологического перевооружения библиотек и обеспечения доступа к библиотечным информационным ресурсам в значительной степени решаются в рамках программы Минкультуры России «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ». Программой предусматривается создание в библиотеках полнотекстовых БД и электронных изданий. Формирование полнотекстовых БД одновременно решает и проблему сохранности библиотечных фондов. Проводимые работы способствуют созданию на базе библиотечной системы Минкультуры России национальной структуры публичных точек свободного доступа граждан к сетевым российским и зарубежным информационным ресурсам. Представляется целесообразным стимулировать участие в финансировании работ по созданию такой структуры корпоративных структур, заинтересованных в расширении доступа к деловой и экономической информации.
Обеспечение доступа к информации сегодня сдерживается, главным образом, низкими темпами работ по формированию машиночитаемых информационных ресурсов, невозможностью реализации в библиотеках современных дорогостоящих коммуникационных интернет-технологий, высокими тарифами на использование высокоскоростных телекоммуникационных каналов. Решение этих проблем требует достаточного уровня финансирования библиотек и проведения серьезных технологических и методологических исследований и разработок.
Основными задачами этих разработок являются:
распространение современных информационных технологий не только на крупнейшие, передовые центральные библиотеки, а на всю библиотечную сеть;
возрождение МБА и ее трансформация в систему межбиблиотечного обмена на основе электронной доставки документов и передачи микрокопий;
стандартизация и обеспечение совместимости библиографических форматов и используемых классификационных систем;
обеспечение сохранности библиотечных ресурсов на основе микрокопирования и оцифровки документов [10].
Изменению роли библиотек в использовании информационных ресурсов в значительной мере мешает консерватизм отношения к ним со стороны всей системы государственного управления. Универсальные публичные, научные, региональные и муниципальные библиотеки до сих пор рассматриваются только как учреждения культуры. Даже такая крупнейшая специализированная научная библиотека, как Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ), финансируется в соответствии с бюджетным классификатором по статье «культура».
Меняющуюся роль библиотек в формируемом информационном пространстве следует подкрепить соответствующими изменениями в нормативном обеспечении, системе учета деятельности библиотек, организации их финансирования. Управление деятельностью библиотек должно быть согласовано с управлением другими частями единой информационной инфраструктуры, которая пронизывает и обеспечивает все сферы деятельности граждан и организаций (в том числе сферу культуры).
Основные направления деятельности библиотеки как целостной системы в изменяющемся мире
Библиотека является не только важнейшим информационным ресурсом, но и культурно-образовательным центром социума. От уровня библиотечно-информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования. С целью решения социально-значимой задачи укрепления статуса библиотеки и повышения престижа библиотекаря необходимо взаимодействие всех заинтересованных организаций, включая федеральные, региональные органы власти и общественные объединения.
Сегодня сложной проблемой остается низкий уровень оплаты труда библиотекарей: средняя месячная заработная плата библиотечного работника общеобразовательного учреждения в обследованных регионах составляет 1950 рублей.
В то же время библиотекари являются активными участниками инновационных преобразований общеобразовательных учреждений. При этом они не только традиционно поддерживают эту деятельность, но и переосмысливают роль и задачи самой библиотеки в образовательном процессе. Уже сейчас многие библиотеки начинают работать как информационно-библиотечные центры, медиатеки: они создают единый справочно-библиографический аппарат на имеющиеся в общеобразовательном учреждении информационные ресурсы, включают в структуру фондов нетрадиционные носители информации, оказывают методическую помощь другим структурным подразделениям общеобразовательного учреждения.
Вместе с тем следует отметить острую нехватку достоверной статистической информации о библиотеках.
В последние годы вопрос о библиотеках находится в центре общественного внимания. Ключевые проблемы их функционирования обсуждались на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (25.09.2012) на межведомственной коллегии МПТР России, Минобразования России и Минкультуры России (июнь 2002 г.), на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (октябрь 2002 г.).
Сегодня определены следующие направления совершенствования деятельности библиотек:
обновление нормативной правовой документации библиотек;
техническое оснащение библиотек; создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности и включения библиотеки в процессы компьютеризации;
формирование книжных фондов библиотек;
разработка новых организационных форм деятельности библиотек;
развитие межбиблиотечного взаимодействия библиотек России;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек, организация их аттестации [5].
В совершенствовании нуждается нормативная правовая база деятельности библиотек.
Очевидна необходимость разработки нормативных правовых и методических документов, являющихся инструментами управления деятельностью библиотек и одновременно регулирующих процесс ее развития.
Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение библиотек. Специальные исследования по этому вопросу выявили заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой библиотеки и все возрастающей ее ролью в условиях модернизации российского общества. Зачастую библиотека испытывает дефицит площадей. Дефицит площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов: нерационально размещаются рабочие зоны, не создаются комфортные условия для работы библиотекарей и читателей, осложняется доступ к документам и материалам, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы хранения документов, что негативно сказывается на сохранности фондов.
Одной из задач библиотек является предоставление услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, что позволит предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удаленных источниках информации. Однако большинство библиотек не имеет выхода в Интернет, в них отсутствует необходимое оборудование, техника (ксерокс, принтер, компьютер, программные продукты и др.). Все это понижает уровень библиотечного обслуживания, препятствует проведению комплексной автоматизации библиотечной деятельности, формированию медиатеки в структуре библиотеки, не содействует перерастанию библиотеки в информационный центр [17].
Достижение нового качества информационного обслуживания невозможно без кардинального улучшения состояния библиотеки.
В настоящее время библиотеки осваивают маркетинговый подход к формированию фондов, учитывают как читательские потребности, так и условия книжного рынка. Научная организация фонда, в первую очередь, его пополнение и продвижение к читателям, оперативное обслуживание всех групп читателей библиотеки в соответствии с их информационными потребностями и запросами – одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки.
Библиотека нуждается в обновлении и пополнении не только учебных, но и основных книжных фондов. Существенно снижают качество библиотечно-информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно-популярной, методической и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий.
Перспективной является разработка новых организационных форм деятельности библиотек. Межбиблиотечный обмен в данном случае мог бы выступить как форма ресурсной интеграции. Создание организационной схемы такого обмена на основе мониторинга библиотечных фондов может послужить первым шагом на пути к более глубокой межбиблиотечной интеграции и созданию библиотечных ресурсных центров в системе образования. Для развития межбиблиотечного обмена необходимо создание открытых региональных баз данных о фондах библиотек (в том числе о невостребованной литературе), развивать «горизонтальные» связи между библиотеками через профессиональные объединения, ассоциации, центры и т.п.
Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей остается неотъемлемой задачей кадрового менеджмента.
Время диктует новые правила профессиональной деятельности библиотекаря: такие показатели, как количество мероприятий, число читателей и выдача книг уже не являются определяющими в оценке деятельности библиотеки. От библиотекаря – ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы. Библиотекарь (и библиограф) информационного центра должен обладать навыками аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и распространения, а для организации результативного фандрайзинга библиотекарю требуются юридические и экономические знания. Без подготовки и переподготовки библиотечных кадров в указанных направлениях будет затруднен переход от библиотек, выполняющих функции хранилищ учебной литературы, к библиотекам, создающим информационно-образовательную среду. Первостепенную важность приобретает не только наличие у школьных библиотекарей традиционных профессиональных знаний и умений, но и овладение ими навыками пользователей компьютерной техникой и умениями работы с информацией [31].
Особую роль в решении проблемы кадрового обеспечения играет не только подготовка, повышение квалификации библиотекарей, но и переподготовка специалистов, работающих в системе общего образования.
Таким образом, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, оперативно и адекватно реагируя на потребности и запросы общества, требует дальнейшего развития и совершенствования.
В заключение необходимо отметить, что в Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт организации деятельности библиотек.
Будущее библиотек зависит как от государственных мер по их поддержке, так и от способности библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всего общества.
.2 Структурные элементы системы «библиотека»
Библиотека как система состоит из следующих подсистем: библиотечный фонд (БФ), контингент абонентов (КА), библиотечный персонал (БП) и материально-техническая база (МТБ). Такого мнения придерживаются многие специалисты библиотечно-библиографической деятельности.
Каждая из подсистем выполняет в системе «библиотека» собственные, качественно обособленные и вместе с тем общесистемные функции. Благодаря этому и обеспечивается целостность библиотеки как системного образования.
Библиотечный фонд как элемент системы «библиотека»
История убеждает, что для библиотек форма существования информации фактически не была сколько-нибудь серьезным препятствием для ее отбора, хранения и организации использования. Библиотека здесь исходит из того, соответствует ли ее содержание задачам библиотеки и интересам читателя.
Иными словами, документом библиотечного фонда считается любая зафиксированная в пространстве и времени нооинформация. Форма и способ фиксирования здесь допускаются любые. Таким образом, именно термин «документ» передает смысл понятия и, кроме того, уже вошел в научный обиход в более широком значении, чем «книга».
Библиотечный фонд взаимосвязан со всеми подсистемами библиотеки и библиотекой в целом. Рассмотрим воздействие документного фонда на остальные элементы системы.
Следует отметить, что количество и содержание документов в библиотечном фонде прямо влияют на характеристики А: их состав, число, потребности. Большой, но по содержанию в должной мере не соответствующий интересам абонентов фонд не найдет большого количества желающих его освоить. Фонд, соответствующий составу и интересам абонентов, но недостаточно большой по величине, так же не привлечет всех возможных абонентов, так как из-за наличия очередей на нужные документы не сможет оперативно удовлетворять запросы. Изменение профиля фонда незамедлительно сказывается на контингенте абонентов.
Выше уже отмечалось, что на определенном этапе развития библиотек и человеческого общества возникает объективная необходимость в регулировании связей между документом и пользователем. Противоречия между документом и абонентом призван устранить библиотекарь (Б), т.е. без множества документов не было бы надобности в библиотекаре.
Не менее важна связь документ – материально-техническое устройство и соответственно подсистем БФ – МТБ.
Величина и дифференциация фонда по различным признакам оказывает непосредственное влияние на кубатуру, планировку помещений и весь внешний облик библиотеки.
Как материальный объект документный фонд требует отличающихся от других элементов системы «библиотека» температурно-влажностного режима, технической, физико-химической, биологической защиты от повреждений и исчезновения. Машиночитаемые материалы вообще могут применяться лишь в совокупности с соответствующими техническими средствами, предназначенными для их создания, хранения и использования. В этом случае «связь Д – МТБ» настолько прочна, что без нее не может использоваться ни Д, ни МТБ. Прогресс в области совершенствования машиновоспринимаемого документа незамедлительно сказывается на техническом средстве и наоборот. Отказ от неперспективных форм Д влечет за собой отказ и то соответствующих технических средств.
Вместе с тем документ, а с ним и библиотечный фонд в свою очередь испытывают влияние других основных элементов и соответственно подсистем библиотеки.
Так, количество и потребности абонентов влияют на состав и величину фонда, причем на практике при создании библиотеки исходят именно из потребностей абонентов и лишь за тем руководствуются формой и содержанием документа.
Социально-демографическими характеристиками абонентов определяются типы, виды, возраст и другие признаки документов, из которых состоит библиотечный фонд. Количество однородных интересов определяет экземплярность того или иного вида документа, содержащегося в библиотеке.
Но отношения между документом и абонентом библиотеки регулируются не самопроизвольно, а при посредстве библиотекаря. В отношении между Д и А ему принадлежит основная роль: определить и отобрать наиболее соответствующие потребностям абонентов документы: упорядочить связи между ними (путем обработки и хранения); с помощью справочного аппарата довести их содержание до сведения абонентов; добиться их активного и адекватного использования; культурой обслуживания обеспечить оптимальные условия их восприятия.
Активно влияет на библиотечный фонд и материально-техническая база библиотеки, средства механизации и автоматизации. От величины и конфигурации библиотечных помещений, от номенклатуры и характеристик технических средств библиотечного оборудования непосредственно зависят технология и условия комплектования, учета, обработки, размещения, хранения документов и средств доставки документов по заявкам абонентов, а также средств раскрытия библиотечного фонда перед абонентами.
Свои задачи библиотеки решают эффективнее, если на поиск и ожидание затребованных источников абонент тратит минимум времени, к тому же имеет возможность получить с него копию. Полезно это и для библиотечного фонда, он меньше изнашивается, повышается гарантия хранения.
Абонент как элемент системы «библиотека»
Согласно «Словарю библиотечных терминов», «читатель – это лицо, регулярно посещающее библиотеку с целью получения литературы для чтения» (9, с.188). Нельзя не согласиться с Ю.Н. Столяровым, что при таком определении «действительно не подпадают под понятие «читатель» многие из тех, кто пользуется библиотечным фондом непосредственно или опосредованно» [44, с.102]
В связи с появлением таких видов документов, которые не требуется читать в буквальном смысле слова, это понятие еще более сузилось. Как замечает Ю.Н. Столяров, «сам факт чтения чего бы то ни было представляет собой хотя и важный, но все же промежуточный момент в процессе восприятия информации» [44, с. 102] самое главное – получение, осмысление и использование необходимых сведений. Чтение – всего лишь один из наиболее распространенных в условиях библиотеки путей достижения этой цели.
Понятие «посетитель» не может быть принято в настоящее время в качестве обобщающего по причине того, что не каждый пользующийся библиотекой посещает ее.
На рубеже 50-60-х гг. появляется словосочетание «потребитель информации», которое выгодно отличается от понятия «читатель» большей широтой содержания. Но для библиотеки оно чрезмерно широко, так как библиотека оперирует не всеми видами информации, а только частью.
Понятие «читатель» не стало всеобъемлющим в библиотечном деле. Поиски термина, который может претендовать на роль обобщающего, адекватно отражающего содержание понятия и согласующегося с библиотечной терминологией привели к тому, что на роль такого термина был предложен «абонент». Абонент – это лицо или группа лиц, имеющих право пользования чем-нибудь в течение определенного срока. Как видно, в данном определении нет акцента на определенном способе восприятия информации, он допускает любой из способов, имеющих место в библиотеке. Слово «абонент» «не только более точно отражает существо соответствующего понятия, но и обеспечивает преемственность в развитии библиотечной лексики, что также является его достоинством» [44,с.104]
Абонент как элемент системы «библиотека» играет в ней исключительно важную роль; все остальные элементы предназначены для него, в служении ему – цель и смысл их существования.
На связь элементов Д и А указывает тот факт, что разработка практически всех «фондовых» проблем базируется на показателях, связанных с контингентом абонентов и их чтением: читаемостью, посещаемостью, обращаемостью, числом абонентов, книговыдачей, полнотой удовлетворения запросов и т.п.
Методологической и теоретической основой теории формирования библиотечного фонда служит так называемый «закон соответствия»: состав и величина фонда должны соответствовать, с одной стороны, задачам, решаемым библиотекой в обществе на данном этапе его развития, а с другой – прогрессивным читательским потребностям.
Если связь Д-А порождает кумулятивную функцию библиотеки, то из связи А-Д вырастает функция использования (утилитарная) сосредоточенных в библиотеке документов. Технологически кумулятивная функция реализуется в отборе и хранении необходимых документов, причем срок хранения зависит от времени, в течение которого эти документы представляют реальную или потенциальную ценность. Утилитарная функция воплощается в обслуживании абонентов требующимися им документами. Обе эти функции – всеобщие сущностные функции библиотеки, порождающие, в свою очередь, все многообразие остальных функций, в которых реализуется содержательная сторона библиотечной деятельности.
Также нерасторжима связь А – Б.
Из связей элемента А с другими элементами системы наименее изучена связь А – МТБ.
В общем случае абонент рассматривает библиотеку с чисто прагматической точки зрения, главным образом как:
удобное местонахождение нужных ему документов;
удобное место для работы с документами;
центр общения с людьми, имеющие родственные ему читательские интересы.
Антропометрические, психофизиологические данные абонентов диктуют требования к габариту читательских мест, оборудования, кубатуре помещений, набору мебели, оформлению помещений, наличию помещений рекреационных и санитарно-гигиенических.
Особенно велико влияние элемента А на элемент МТБ в части планировки библиотечного здания. Технология процесса обслуживания абонентов предполагает такую планировку, при которой движение потока абонентов соответствует последовательности операций, из которых складывается пользование библиотекой, также следует исключить возможность пересечения с другими технологическими процессами.
Библиотекарь как элемент системы «библиотека».
Связи Б с другими элементами библиотеки изучены хорошо. Но следует учесть, что велось изучение, преимущественно, односторонних связей: изучение связи Б – А обеспечивает теория работы с читателями. Изучение связи Б – Д составляет предмет теории формирования библиотечного фонда, теории каталогизации. Связи Б – МТБ и Б – Д изучает теория организации библиотечного дела и – частично – выше названные разделы библиотековедения.
Задачи библиотекаря в системе состоят в целом в том, чтобы:
Определить и отобрать наиболее соответствующе потребностям абонентов документы. Данная задача решается в ходе комплектования подсобного фонда.
Довести о документах до абонентов. Задача решается путем создания справочно-библиографического аппарата, информационной работы.
Добиться использования документов абонентами. Достигается применением различных форм пропаганды книг.
Профессионально грамотно распланировать и оснастить помещение, постоянно поддерживать МТБ в действующем состоянии, обеспечить оптимальные условия для чтения, хранения, сохранности и использования документов, работы персонала. Реализуется созданием необходимых условий труда, культурой обслуживания.
Особые задачи у руководителя. Руководитель обязан оптимизировать отношения между самими библиотекарями, между библиотекарями и абонентами, особенно в конфликтных ситуациях.
В специальной литературе библиотекаря часто квалифицируют всего лишь как посредника между Д и А. На самом деле его роль, как элемента системы «библиотекарь» значительно важнее.
И применительно к рассматриваемому вопросу можно сказать, что в системе «библиотека» элемент Б выполняет функцию субъекта управления связями между всеми ее элементами.
Материально-техническая база как элемент системы «библиотека».
В состав современной материально-технической базы включаются помещения, здания библиотек, инженерное оборудование и мебель; внутри библиотечный транспорт; средства механизации и автоматизации библиотечных процессов; копировально-множительная техника; энергия, материалы, запчасти.
Из выше приведенного определения следует, что МТБ образуют три основные группы вещественных элементов, выполняющих различные целевые функции в системе и направленные на оптимизацию ее деятельности:
здания, сооружения, помещения, в которых протекают библиотечные процессы;
технические коммуникации, соединяющие различные виды библиотечной деятельности в единый процесс;
техническая оснащенность (технические средства и оборудования), коммуникаций и библиотечных процессов.
Сама по себе МТБ не создает каких-либо результатов функционирования библиотеки. Ее назначение иное – обеспечить рациональный ход библиотечных процессов. В силу этого она, являясь материально-вещественной подсистемой, имеет в то же время ярко выраженный социальный аспект, так как характеризует уровень обеспеченности людей необходимыми условиями для их общественно-политической, научно-вспомогательной, трудовой деятельности. Из всего круга проблем развития МТБ собственно библиотековедческим являются лишь три, вытекающие из отношений МТБ с элементами Д, А и Б в рамках системы «библиотека».
Помещение библиотеки вместе со всем оборудованием несет тройную нагрузку, оно является: местом хранения документов (связь МТБ – Д); пунктом, где осуществляется соединение или разъединение потока документов и потока абонентов (связь МТБ – А); средой деятельности библиотекаря (связь МТБ – Б). Иначе говоря, МТБ делает возможным пространственно-временное объединение остальных трех элементов библиотеки, т.е. выполняет в системе «библиотека» атрибутивную функцию.
МТБ библиотеки должна в равной мере удовлетворять все составные элементы библиотеки; перевес в пользу любого из них обернется, в конечном счете, конструктивными недостатками, снижением эффективности библиотечной работы.
В современных условиях все более возрастает значение связи МТБ – Д. уже сейчас не редкость ситуация, когда без машины документ нельзя ни найти, ни прочитать, ни скопировать. Автоматизация постепенно охватывает все процессы, связанные с формированием фонда: комплектование, обработку, размещение, поиск, хранение и охрану, доставку к абонентам. Развитие технических средств связи, особенно телекоммуникаций, способно кардинально изменить роль МБА. Предоставить абоненту необходимую информацию, прежде всего научную, можно и путем Интернет, с помощью электронной доставки документов.
Повышение роли МТБ налагает и новые обязательства и на элемент А. Предоставляя абоненту необходимую информацию более полно и оперативно, чем при традиционных способах обслуживания, современные технические средства требуют от него значительно большей технической и библиотечно-библиографической грамотности.
Развитие связи МТБ – Б требует подготовки технически грамотного библиотечного персонала, знающего производственные возможности машин и оборудования и умеющего их эксплуатировать.
Еще один аспект усиления связи МТБ – Б состоит в том, что развитие библиотек и технических средств в них неизбежно приводит к специализации функций библиотекаря, в результате ряд библиотечных специалистов устраняется от непосредственного контакта с абонентом. Но «на более высоком уровне развития МТБ станет возможным возврат к непосредственному контакту библиотекаря и абонента, но уже на качественно новой основе» [44, с.185].
.3 Библиотека КазГУКИ как целостная система
Библиотека КазГУКИ создана в ноябре 1969 года на базе филиала Ленинградского государственного института культуры и искусства им. Н.К. Крупской. Тогда ее фонд составлял 3000 экз. Из года в год институт расширялся и на современном этапе имеет статус университета. Большие изменения произошли и в библиотеке вуза: перечень отделов в библиотеке увеличился, фонд библиотеки возрос до 200 000 экз., штат увеличился и профессионально вырос. С внедрением новых технологий была образована локальная сеть.
Деятельность всех структурных подразделений библиотеки нацелена на выполнение следующих задач:
Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, учебно-воспитательного персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам.
Формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем КазГУКИ и информационными потребностями читателей. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата и баз данных.
Воспитание информационной культуры: привитие навыков пользования книгой, другими средствами обучения, библиотекой. Подготовка читателей для работы со справочным аппаратом, в том числе в автоматизированном режиме.
Расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
Проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
Координация и кооперация деятельности с научной библиотекой им. Лобачевского Казанского государственного университета, Республиканским медицинским библиотечно-информационным центром, Национальной библиотекой РТ, другими библиотеками, учреждениями для более полного удовлетворения потребностей читателей в литературе.
Осуществление хозяйственной деятельности в целях оптимизации библиотечного обслуживания.
Функции библиотеки
Организует дифференцированное обслуживание читателей в читальном зале, в электронном читальном зале, на абонементе, нотно-музыкальном, национально-краеведческом, справочно-библиографическом отделах по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания.
Бесплатно обеспечивает читателей основными библиотечными услугами:
предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
оказывает консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов;
выдает во временное пользование произведения печати и другие документы из библиотечных фондов;
получает произведения печати и иные документы по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
выполняет тематические, адресные и другие библиографические справки; проводит библиографические обзоры; организует книжные выставки.
Предоставляет читателям другие виды услуг, в том числе и платные, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
Прививает навыки поиска информации, и ее применения в учебном процессе, умение ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки.
Обеспечивает комплектование фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами. Приобретает учебную, научную, периодическую, справочную и художественную литературу и другие виды изданий. Самостоятельно определяет источники комплектования фондов.
Выявляет и изучает информационные потребности студентов КазГУКИ, руководства, профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, с целью корректировки планов комплектования фондов и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда.
Осуществляет учет и размещение фондов, обеспечивает их сохранность, режим хранения, реставрации и консервации.
Изымает и реализует документы из библиотечного фонда согласно порядку исключения документов, согласованному с учредителем библиотеки в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами. Осуществляет перераспределение непрофильной и излишне дублетной литературы.
Ведет систему библиотечных каталогов и картотек с целью многоаспектного библиографического раскрытия фондов.
Внедряет передовую библиотечную технологию, результаты научно-исследовательских работ.
Организует систему повышения квалификации библиотечных работников.
Координирует работу с кафедрами, научными обществами, общественными организациями КазГУКИ.
Ведет хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых читателям услуг и социально-творческого развития библиотеки при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности.
Библиотека согласно положению библиотеки имеет 7 структурных подразделений. Каждый отдел библиотеки отвечает за свой участок работы.
Отдел комплектования и научной обработки документов
Отдел комплектования и обработки документов является самостоятельным структурным подразделением библиотеки. Осуществляет систематическое, плановое и научно обоснованное комплектование фонда, в соответствии с профилем КазГУКИ и организует справочно-библиографический аппарат библиотеки в виде традиционных карточных и электронных каталогов для своевременного и разностороннего обслуживания читателей. Оказывает методическую помощь по вопросам формирования и организации библиотечных фондов и каталогов сотрудникам отделов библиотеки.
Отдел обслуживания и хранения фондов.
Этот отдел включает в себя 5 секторов:
. Абонемент
. Читальные залы:
.1 Общий читальный зал открытого доступа
.2 Читальный зал научной периодики
.3. Электронный читальный зал
.4. Читальный зал для научной и творческой работы
. Сектор нотно-музыкальной литературы
. Информационно – библиографический отдел
Отдел обслуживания осуществляет научно-обоснованную организацию и хранение основного фонда библиотеки, библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей. Отдел является основным структурным подразделением библиотеки. Осуществляет полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и других категорий читателей КазГУКИ в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам.
Общий абонемент.
Фонд содержит широкий спектр учебной, методической, научной, справочной, художественной и другой литературы, с которой пользователи библиотеки могут заниматься дома.
Сектор нотно-музыкальной литературы.
Фонд отдела содержит около 30 тысяч экземпляров нотной литературы, учебников и учебных пособий по музыке, книг о музыке и музыкантах, справочной литературы.
Сектор национально – краеведческих документов.
Фонд сектора содержит около 5 тысяч экземпляров книг, журналов и газет, издаваемых в Республике Татарстан, разносторонне раскрывающих жизнь республики.
Читальный зал научной периодики открытого доступа
В открытом для пользователей доступе предоставлено: более 300 наименований профессиональных научных и массовых периодических изданий. Автоматизированное место пользователя позволяет получить доступ к внутренним и внешним удаленным информационным ресурсам.
Общий читальный зал открытого доступа
В открытом для пользователей доступе представлены широкий спектр научной, учебной, учебно-методической, в том числе труды преподавателей вуза, справочной, художественной и др. литературы. Пользователи имеют возможность самостоятельно искать и выбирать документы. Для повышения информационной насыщенности открытого доступа созданы комфортные условия для работы на компьютерах.
Электронный читальный зал
В фонде отдела:
Более 1000 экз. электронных изданий, в число которых входят: приложения к периодическим изданиям, учебники и учебные пособия, различные справочники и энциклопедии, базы данных издательств.
Внутренние электронные ресурсы: электронный каталог и базы данных библиотеки вуза, информационно-образовательные ресурсы вуза.
Внешние электронные ресурсы: электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru <#”696546.files/image001.gif”>
Вопрос «Какое подразделение библиотеки вы посещаете чаще?» показал, что абонемент посещают – 28 %, читальный зал -38% ,электронный читальный зал- 34%.
Вопрос, направленный на выявление отношения респондентов к библиотеке и ее сотрудникам « С какой целью вы посещаете библиотеку?» выявил, что большинство студентов (72%) рассматривают библиотеку как важную составляющую образовательного процесса, то есть приходят в нее с целью получения знаний, необходимых им для учебы. Отрадно, что ряд респондентов (32 %) посещает библиотеку с целью самообразования, что свидетельствует об их серьезном отношении к учебе и к будущей профессии, а так же о стремлении получить дополнительные знания.
Ответы на вопросы « Вы нуждаетесь в консультации библиотекаря, когда пользуетесь справочно-поисковым аппаратом библиотеки?», « Библиотекарь для вас – это..» и «С какими просьбами читатели обращаются к вам наиболее часто?» позволяет судить об оценке студентами степени содействия и участия библиотекарей в поиске и подборе литературы, необходимой молодым людям в их учебно-образовательной деятельности. Было выявлено, что большинство студентов (55%) нуждается в консультации библиотекаря, испытывают затруднения, но справляются сами- 28% и не нуждаются- 14% . 78% респондентов дали ответ что, библиотекарь для них это помощник в учебной работе и меньшая часть (22%), что это тот, кто сортирует, хранит и выдает книги. Все библиотекари дали ответ что наиболее чаще обращаются студенты с просьбами подобрать литературу , помочь в подготовке списков литературы-2 человека и найти ответ на вопрос столько же – 2 человека.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что студенты в основной массе воспринимают библиотекаря как помощника в учебном процессе и не обходятся без его консультации и помощи, хотя и среди рассматриваемого контингента есть те, кто отказывает библиотекарю в подобной роли, что вероятней всего говорит о самонадеянности студентов, уверенных в том, что они сами в состоянии решить поставленную перед ними задачу поиска и подбора необходимой литературы.
Вопрос, «Какие профессиональные качества, по вашему мнению, должны быть присущи современному библиотекарю?» (нужно было определить место по степени значимости от 1 до 5) показал следующие результаты: на первое место 60% опрошенных читателей ставят умение ориентироваться в информационных потоках, на второе место 38% ставят способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг, на третье место 38% умение общаться, на четвертое место 36% доброжелательность, на пятое место 68% ставят эрудированность.
На этот же вопрос отвечали и библиотекари. 4 человека поставили на первое место умение ориентироваться в информационных потоках, на второе место умение общаться-5человек, на третье место ставят доброжелательность-4 человека, на четвертое место способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг -3 человека, на пятое место эрудированность 6 человек.
Следующий вопрос предлагал респондентам ответить, “ Какие профессиональные качества вы хотели бы отметить у работников библиотеки вашего вуза?”,дал следующие результаты. Практически все респонденты (92%) – отметили умение ориентироваться в информационных потоках , 50% – умение общаться, 36% – доброжелательность, 26% – эрудированность и способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг – 10%.
Таким образом можно сделать вывод, что библиотекари нашего вуза – это доброжелательные, эрудированные легко идущие на контакт, квалифицированные люди. Ответ на вопрос “Всегда ли библиотекарь приходит к вам на помощь?” порадовал, потому что 100 % опрашиваемых дали ответ да, если я прошу . Библиотекари в свою очередь на вопрос "Как часто читатели обращаются к вам за помощью?" все 7 человек дали ответ часто. Так же выяснилось, что всем библиотекарям легко построить взаимоотношения с читателями
Далее отметим, что результаты опроса библиотекарей во многом схожи с ответами посетителей библиотеки. То есть желание поблагодарить библиотекаря часто возникает у 58% респондентов, иногда – у 36%, редко – у 6%. Ответ «никогда» не дал никто.
Библиотекари же в свою очередь на вопрос “ Благодарят ли вас читатели” ответили часто 4 человека иногда 2 человека и редко 1 человек.
Большинство читателей (56%) считают, что в нашей библиотеке в процессе библиотечного обслуживания происходит процесс взаимодействия в основном, 26% считают, что в большей степени, недостаточно считают 18%. Ответ “ взаимодействия не происходит ” не дал ни кто.
Библиотекарям тоже предстояло ответить на данный вопрос. Да, в большей степени дали ответ 3 библиотекаря, в основном -3, да, но не достаточно – 1.
Гипотеза исследования состоит в том, что важнейшими элементами системы «библиотека» являются библиотекарь и читатель, которые находятся в тесном взаимодействии. Однако в научной вузовской библиотеке взаимодействие элементов имеет тенденцию к ослаблению. Это проявляется, прежде всего, в минимальном контакте библиотекаря и читателей.
Исходя из анализа анкетного опроса, мы выяснили, что между библиотекарями и читателями происходит тесное взаимодействие.
.1 Выводы и рекомендации
Исходя из всего вышеперечисленного нами сделан вывод: что основным мерилом качественного обслуживания читателей является чувство удовлетворенности библиотекаря о проделанной им работе и субъективное восприятие им удовлетворенности читателя. Для многих сотрудников библиотек, работающих на обслуживании пользователей, очень мощным поддерживающим и мотивирующим фактором является ощущение востребованности своего участия и помощи другим людям, при этом отсутствие материальной подоплеки акцентирует просветительский, характер труда библиотекаря. Благоприятное эмоционально-психическое состояние библиотекаря, его удовлетворенность своей работой, адекватная самооценка и ощущение своей востребованности являются очень важными факторами вежливого обслуживания пользователей. Поэтому психологическое обучение, как при подготовке молодых специалистов, так и при повышении квалификации опытных сотрудников должно включать информирование библиотекарей о психологических особенностях их труда, а также отработку навыков развития психологической толерантности и эмпатии по отношению к пользователям библиотеки. В том числе, особое внимание следует уделять информированию и повышению психологической компетентности руководителей библиотек. Также нами сделан вывод, что библиотекарям необходимо приобретать навыки коммуникативной компетентности, навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также психологии индивидуальных различий. В то же время, по нашему глубокому убеждению, культура обслуживания пользователей не может быть сформирована лишь путем тренировки "внешних" поведенческих навыков без учета внутреннего психологического содержания ситуации обслуживания.
Судя по результатам анкетирования, наши библиотекари любят свою работу и, несмотря на то, что отмечается понижение востребованности социального статуса библиотечной профессии в обществе библиотекари отметили высокие требования, предъявляемые к современному библиотечному работнику.
Посещение библиотеки представляется студентам вуза естественным и необходимым для их учебы процессом, при этом некоторые из них стремятся к получению дополнительных знаний, с целью повышения своего культурного уровня. Совершенно очевидно, что помощь библиотекарей и библиографов необходима всем молодым читателям, так как они в силу своего возраста и отсутствия достаточного опыта ещё не обладают должным уровнем информационной грамотности, и, оценивают библиотекаря как помощника, советчика и соавтора. Как мы видим, 100% респондентов нуждаются в услугах библиотекаря по поиску литературы. В связи, с этим, по нашему мнению в целях обеспечения удобств посетителей необходимо, чтобы в отделах обслуживания всегда имелись высококваливицированные библиотечные специалисты. Также необходимо выяснить у посетителей, не приходится ли им долго ждать помощь специалистов. Следует обратить внимание на тот факт, что в устных консультациях специалистов нуждается около 20 % пользователей, а обращается за помощью в два раза больше. Как видится данная ситуация, часть наших читателей может ориентироваться в библиотеке, однако обладает достаточной долей инертности и неуверенности при необходимости самостоятельно проводить анализ и принимать решение. Может быть, это связано с боязнью потери времени в случае неправильно принятого решения. Анализ показал, что самостоятельно ищут выход из ситуации 28 %.
Специфика библиотечной работы в образовательном учреждении такова, что для эффективной деятельности он должен владеть знанием основ библиотечного дела, педагогики и психологии, владеть библиотечными технологиями, иметь достаточно высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков современный библиотекарь не может эффективно организовать информационно-библиотечное обслуживание преподавателей, аспирантов, студентов и так далее.
Попробуем перечислить основные направления, по мнению специалистов, в которых библиотекарь может совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• профессиональное (библиотечное дело)
• педагогическое (ориентированное на преподавателей и студентов)
• методическое (библиотечные технологии, формы, методы и приемы деятельности)
• информационно-компьютерные технологии
• психологическое (имидж библиотеки и библиотекаря, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• политическое
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• …
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые библиотекарь выполняет в вузе. Креативный библиотекарь дополнит этот список собственными направлениями.
В целом, мнения пользователей и библиотекарей совпали – библиотекарь должен быть высококвалифицированным специалистом, сочетающим в себе умение ориентироваться в информационном пространстве, умение общаться, быть эрудированным, доброжелательным Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, изменять и совершенствовать библиотечно- информационную деятельность. Задача современного библиотечного специалиста – не только изучить Интернет, уметь найти в нем информацию, но и научить поиску пользователей, а также использовать ресурсы сети для собственного профессионального развития и повышения своей квалификации.
Сегодняшней библиотеке, а, следовательно, и библиотекарям присущи новые функции, призванные реализовать новые информационные потребности пользователей. Значение библиотечной работы состоит не столько в предоставлении информации, сколько в её сознательном отборе. В научных библиотеках речь идет о помощи не в выборе книг или статей, а о помощи в поиске конкретного материала. Вместе с тем, преподаватели видят библиотекаря в первую очередь как создателя информационной среды. Чем качественнее организовано информационная среда, тем существеннее вклад библиотекаря и тем менее необходимо его непосредственное участие в поиске. Студентам, напротив, важен личностный диалог с библиотекарем в процессе получения информации. Мы считаем, что в крупной вузовской библиотеке с большим количеством отраслевых залов открытого доступа принципиально важно наличие профильных специалистов, хорошо разбирающихся в научной терминологии и специальной литературе, умеющих выдавать максимально полную информацию. Поэтому руководству библиотеки необходимо закрепить положение, согласно которому специалист с высшим небиблиотечным образованием обязан освоить основы библиотечного дела.
Библиотеку студенту приходится посещать достаточно часто, поэтому постановка вопроса о влиянии организационной культуры библиотеки на эффективность взаимодействия студентов с ее сотрудниками правомочна. Процесс взаимодействия между библиотекарем и студентом обусловлен спецификой обоих участников. Но если одна сторона общения – личность учащегося, то другая сторона не просто личность библиотекаря, читатель в данном случае будет контактировать не просто с отдельно взятым библиотекарем, а с представителем организации, с носителем ее организационной культуры. Что такое эффективное взаимодействие с библиотекарем для студента? Идеальный вариант – это когда читатель с минимальными усилиями с его стороны получает нужную ему книгу на дом, причем на все время, когда она необходима. Между тем, реалии современной вузовской библиотеки совсем не способствуют такому протеканию взаимодействия, даже при всем желании библиотекарей в данном результате. Деятельность библиотеки вуза в первую очередь направлена на обеспечение учебной и научной деятельности учебного заведения, и кажется, что главное в ней – распространение знаний. Но знания нужно собирать, и беречь, чтобы было, что выдавать. Появляются новые учебные дисциплины, ведутся научные разработки, которые могут быть уникальны, и задачей библиотеки становится накопление и сохранение этих материалов, а так же работа с кафедрами по приобретению методических материалов, в том числе в электронном виде. В этом случае каждая библиотека решает вопрос о приоритетности той или другой функции в своей деятельности самостоятельно, исходя из многих факторов, и от этого будет зависеть процесс взаимодействия «библиотекарь – читатель», и отношение ее сотрудников к книге из фонда и к читателю – студенту.
Для того чтобы поднять профессиональный и коммуникативный уровень своих сотрудников, создать единомыслящий коллектив, без отдельных «групп», руководителю библиотеки следует разработать программу повышения квалификации рядовых сотрудников, а не только руководителей отделов. В современных условиях профессиональные знания должны постоянно актуализироваться путем обучения новым технологиям. Проведения семинаров, психологических тренингов и др. Все вышеперечисленное приносит очень хороший результат в управлении персоналом в любых библиотеках.
Для формирования единства, сплоченности коллектива, как средство, можно использовать метод расширения зоны ответственности, когда сотрудник отвечает за работу не только в своем отделе, но и несет ответственность в целом за решение поставленных общих задач
Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты в процессе индивидуального обслуживания, избегать их. Вместе с тем библиотекарям необходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказывания некоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт. Нужно проводить в коллективе психологические тренинги, где разбирают случившийся (или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.
Хотим привести рекомендации библиотекарям, обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов с посетителями библиотеки:
во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;
если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать; -недопустимо спорить с читателем;
следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво; -библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».
Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе уважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря, обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, порой непростых ситуациях, контролировать свое поведение.
Список использованной литературы
. Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика: Сб. – М., 1985. – 176с.
. Алешин Л.И. Автоматизация в библиотеке: учеб. пособ. ч.1./ Л.И. Алешин. -М: Изд-во МГУКИ, 2001. -176 c.
.Алимаева О.И. Библиотека в эпоху глобализации: образовательный аспект // Библиотека. – 2005. – №1. – С.10-12.
. Балашова Н.М. Библиотека как центр информационных социальных услуг населению // Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. – 2004. – №3. – С.113-116.
.Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства // Библиотековедение. – 2004. – №6. – С.43-52.
.Библиотека и чтение: проблемы и исследования. – 1995. – 206 с.
. Библиотекарь и читатель. – Рига, 1987. – 44с.
. Библиотековедение. Общий курс: учеб. / под ред. К.И.
Абрамова, Н.С. Карташова. – М: Кн. палата, 1988. – 224с.
. Библиотечное дело: Терминол. словарь. – 2-е изд., перераб. и доп.
М.: Книга, 1986.-224с.
. Бикеев Ш.С. Основы информатизации библиотек: учеб. пособие / НБ РТ, КГАКИ. -Казань: Милли китап, 1999. -91 с.
. Большие и малые библиотеки России: справочник / сост.: Н.В.
Шахова, Е.И. Кузьмин. – М.: Либерия, 1996. – 318с.
Будаков А.С. Государство и правовая информация в электронном виде:
состояние и перспективы / А.С. Будаков // Гос. система правовой информации
. Восканян, Э.А. История библиотечных центров правовой информации в России
/ Э.А. Восканян // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 9. – С. 23-33.(2)
Восканян Э.А. Новые возможности в предоставлении информации
международных организаций: опыт работы Центра правовой информации
РГБ / Э.А. Восканян, С.В. Мартынюк // Библиотековедение. – 2010. – № 4. – С. 86-90. (3)
.Восканян Э.А. Создание и развитие системы центров доступа к правовой информации в России / Э.А. Восканян // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/conf2010/reports/Voskanyan.doc. (4)
.ГОСТ 7.0-99 «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения" – С.14-50
..Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. – М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 48 с.
.Дворкина М.Я. Библиотечное дело и библиотечная деятельность: [Анализ терминов] // Книжный мир сегодня и завтра: Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения – М.: Наука 2002-С.238-241
.Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: (Монография). – М.: Изд-во МГИК,1993.-249с.
.Дворкина М.Я. Библиотечная среда: теория и организация: нау4чно – практическое пособие: /М.: Литера,2009 -93с.
..Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: учебное пособие. – М.: Изд-во МГИК,1992.-162с.
.О библиотечном деле: Федеральный закон //Библиотековедение -1995.-№1.-С.3-17.
.Карташов Н.С. Сравнительный библиотековедческий метод исследования / Библиотековедение- 2000.- №5.-С22-28
.Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: учеб.: В 2 ч.- М.: Изд-во МГУК, 1997. – 256с.
.Качалина В.В. Библиотека как культурный центр и некоторые тенденции развития, составления и потребления художественной культуры // Библиотечное дело. XXI век. – 2003. – №2. – С.6-48.
.Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы. – М.: Книга, 1983. – 144 с.
.Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. – М.: Либерия, 1999. – 223с.
.Кузьмин Е.И. Доступ к правовой и иной социально значимой информации в библиотеках России: развитие правовой культуры граждан: аналит. докл. / Е.И. Кузьмин ,Т.А. Мурована. – М.: Межрегион. центр библ. сотр., 2011. – 288 с.
.Кузьмин Е.И. Формирование системы доступа граждан Российской Федерации к правовой информации: итоги и перспективы / Е.И. Кузьмин, М.Н. Усачев, А.А. Демидов // Рос. ком. Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ifapcom.ru/files/publications/pcpi_itogi_i_perspektivy.
. Кургина Н.Н. Библиотека как система: обзор научных подходов // НТБ .- 2009 – №2 – С.14-19.
.Лещинская В.В. Библиотека в информационном обществе // Мир библиографии. – 2005. – №3. – С.22-24.
.Мурзанина Л.В. Библиотека – информационный центр по вопросам сохранения и развития национальной эвенкийской культуры // Молодые в библиотечном деле. – 2004.-№3-4-С.107-110.
.Пашина А.И. Библиотека как социально-культурная система, учебно-методическое пособие, Вып.№43.- 2006
.Пачкова В.Г., Скворцова С.А. Библиотека как культурно-досуговый центр: организационный аспект //Библиотечное дело-2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве. Ч.2.: тез. докл. Шестой междунар. науч. конф. (Москва 26-27апреля 2001г.). – М. 2001. – С.242-243.
.Применение средств компьютеризации в информационно-библиотечном обслуживании. – Новосибирск, 1998.- 162 с.
.Публичные центры правовой информации (ПЦПИ) // Гос. система правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/Inform/pravinfarticles/articles/pravinfarticles_0005.html. – Дата доступа: 15.02.2012.
. Публичные центры правовой информации: сб. типовых, методических и рекомендательных документов / Роскультура, Рос. гос. б-ка. Межрегион. объединение публичных центров правовой информации; авт.-сост. Э.А. Восканян; О.М. Тюрина [и др.]; ред.: М.Н. Усачев [и др.]. – М.: ГИВЦ. – 63 с.
. ПЦПИ и доступ к информации // Фонд Свободы Информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/
.39.Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации: стат. сб. – М.: Либерия, 1998. – 183с.
.Состояние и проблемы развития сети публичного доступа к правовой информации // Гос. система правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/Inform/pravinfarticles/articles/pravinfarticles
.Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб.: Профессия, 2000. – 432с.
.Стандарты по библиотечному делу: сб./ Сост. Т.В. Захарчук, Л.И. Петрова, Т.А. Завадовская, О.М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2000.
.Столяров Ю.Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. – М., 1984. – С.59-79.
.Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. – М.: Книга, 1981. – 255с.
.Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. – М.: Книга, 1991.- 271c.
.Столяров Ю.Н. Теория формирования библиотечного фонда : десятилетие минувшее и предстоящее//Сов. библиотековедение.1981.-.№6- С.14-30
.Тюлина Н.И. Национальная библиотека и наука: Опыт системного подхода и оценка проблемы // Библиотеки СССР.-1969.-Вып.4.-С.24-49
. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 4 декабря 1994 г. №78-ФЗ // Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. – М., 1996. – Вып. 1. – С.4-5.
.Шрайберг Я.Л. Автоматизация как новое научное направление в библиотечно-информационной области. Десять главных принципов автоматизации //НТБ.-2000. – С.5-11.
.Шрайберг Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие. – М.:Либерия, ГПНТБ России.1996-237с.
.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Изд-во Самарс.ун-т, 1995.-340 с.
Приложение 1
Терминологический словарь
Библиотечное дело – это область деятельности по организации библиотечного обслуживания.
Библиотека – информационное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати и другими носителями информации.
Библиотечная система – совокупность библиотек, функционирующих как единое многоступенчатое целое в масштабах страны, организованная для максимальной эффективности работы.
Библиотечные кадры – основной, постоянный состав подготовленных работников библиотек.
Обслуживание читателей – основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение потребностей читателей в литературе и оказание помощи при ее выборе и использовании.
Библиотекарь – профессия, содержание которой – обслуживание читателей, формирование интересов и удовлетворение потребностей, руководство чтением, пропаганда литературы, а также весь комплекс библиотечных процессов.
Библиотечное оборудование – средство материально-технического оснащения библиотек, необходимые для выполнения различных библиотечных процессов.
Приложение 2
Образец опросного листа для читателей.
Уважаемый читатель!
Факультет информационного сервиса и медиатехнологий Казанского Государственного университета культуры и искусств проводит исследование по изучению взаимодействия таких элементов библиотеки как целостной системы, как «библиотекарь и читатель». Просим Вас принять в нем участие. Мы будем очень благодарны, если Вы выскажете свое мнение о работе библиотекарей библиотеки КГУКИ.
Подчеркните один или несколько ответов, наиболее полно отражающих Вашу точку зрения.
Заранее Вас благодарим!
. Как регулярно посещаете библиотеку КазГУКИ?
регулярно
по мере необходимости
от случая к случаю
редко
.Какое подразделение библиотеки Вы посещаете чаще?
абонемент
читальный зал
электронный читальный зал
. Вы нуждаетесь в консультации библиотекаря, когда пользуетесь справочно-поисковым аппаратом библиотеки?
да
испытываю затруднения, но справляюсь сам
нет
. Всегда ли библиотекарь приходит к вам на помощь?
да, если я прошу
отказывает в помощи
. Библиотекарь для Вас – это…
тот, кто сортирует, хранит и выдает книги
помощник в учебной работе
другое ___________________________________________________
. С какой целью Вы посещаете библиотеку?
только в учебных целях
с целью самообразования
другое _________________________________________________
. Какими профессиональными качествами должен обладать современный библиотекарь (определите место по степени значимости от 1до 5)
умение ориентироваться в информационных потоках
умение общаться
эрудированность
способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг
доброжелательность
другое ______________________________________________________
. Какие профессиональные качества Вы хотели бы отметить у работников библиотеки вашего вуза?
умение ориентироваться в информационных потоках
умение общаться
эрудированность
способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг
доброжелательность
другое ____________________________________________________
. Возникает ли у вас желание поблагодарить библиотекаря?
часто
иногда
редко
никогда
. Можно ли утверждать, что в нашей библиотеке в процессе библиотечного обслуживания происходит процесс взаимодействия (контакт, общение, помощь, понимание, удовлетворение) библиотекаря и читателя?
да, в большей степени
да, в основном
да, но недостаточно
взаимодействие не происходит
. Укажите Ваш
пол
возраст
форма обучения
Приложение 3
Образец опросного листа для библиотекарей
Уважаемый библиотекарь!
Факультет информационного сервиса и медиатехнологий Казанского Государственного университета культуры и искусств проводит исследование по проблемам взаимодействия читателя и библиотекаря в условиях научной библиотеки. Просим Вас принять в нем участие.
Заранее Вас благодарим!
.Вам легко строить свои взаимоотношения с читателями?
да
нет
. Как часто читатели обращаются к Вам за помощью?
часто
иногда
никогда
. С какими просьбами обращаются к Вам читатели наиболее часто?
помочь в подборе литературы
помочь в подготовке списков литературы
найти ответ на вопрос
другое ____________________________________________________
.Благодарят ли вас читатели?
часто
иногда
редко
никогда
. Какие профессиональные качества, по Вашему мнению, должны быть присущи современному библиотекарю? (определите место по степени значимости от 1до 5)
умение ориентироваться в информационных потоках
умение общаться
эрудированность
способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг
доброжелательность
другое ____________________________________________________
. Можно ли утверждать, что в нашей библиотеке в процессе библиотечного обслуживания происходит процесс взаимодействия (контакт, общение, помощь, понимание, удовлетворение) библиотекаря и читателя?
да, в большей степени
да, в основном
да, но недостаточно
взаимодействие не происходит
. Укажите Ваш
пол
возраст
стаж работы
Приложение 4
Сводная таблица результатов исследования опросных листов читателей
1.Как регулярно посещаете библиотеку КазГУКИ? Регулярно -38% По мере необходимости-48% От случая к случаю-10% Редко-4% |
2.Какое подразделение библиотеки вы посещаете чаще? Абонемент- 28 Читальный зал- 38% Электронный читальный зал- 34% |
3.Вы нуждаетесь в консультации библиотекаря, когда пользуетесь справочно- поисковым аппаратом библиотеки? Да-55% Испытываю затруднения, но справляюсь сам-28% Нет-14% |
4.Всегда ли библиотекарь приходит к вам на помощь? Да, если я прошу-100% Отказывает в помощи-0 |
5.Библиотекарь для вас – это… Тот, кто сортирует, хранит и выдает книги-22% Помощник в учебной работе-78% |
6.С какой целью вы посещаете библиотеку? Только в учебных целях-72% С целью самообразования-32% Другое-0 |
7.Какие профессиональные качества вы хотели бы отметить у работников библиотеки вашего вуза? Умение ориентироваться в информационных потоках-92% Умение общаться-50% Эрудированность-26% Способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг-10% Доброжелательность-36% |
8. Какие профессиональные качества, по вашему мнению, должны быть присущи современному библиотекарю?» (нужно было определить место по степени значимости от 1 до 5) 1место- умение ориентироваться в информационных потоках-60% 3 место- умение общаться-38% 5 место- эрудированность-68% 2место-способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг-38% 4 место- доброжелательность-36% 9.Возникает ли у вас желание поблагодарить библиотекаря? Часто- 38% Иногда- 56% Редко – 6% Никогда- 0 10.Можно ли утверждать, что в нашей библиотеке в процессе библиотечного обслуживания происходит процесс взаимодействия (контакт, общение, понимание, удовлетворение) библиотекаря и читателя? Да, в большей степени-26% Да, в основном-56% Да, но недостаточно-18% Взаимодействие не происходит-0 |
Приложение 5
Сводная таблица результатов исследования опросных листов библиотекарей
1.Вам легко строить взаимоотношения с читателями? Да-7 человек Нет-0 |
2.Как часто читатели обращаются к вам за помощью? Часто-7 человек Иногда-0 Редко-0 Никогда-0 |
3.С какими просьбами обращаются к вам читатели наиболее часто? Помочь в подборе литературы-7 человек Помочь в подготовке списков литературы-2человека Найти ответ на вопрос-2 человека |
4.Благодарят ли вас читатели? Часто-4 человека Иногда-2человека Редко-1 человек Никогда-0 |
5. Какие профессиональные качества, по вашему мнению, должны быть присущи современному библиотекарю?» (нужно было определить место по степени значимости от 1 до 5) 1место- умение ориентироваться в информационных потоках-4человек 2место-умение общаться-5человек 5 место-эрудированность-6человек 4 место-способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг-3 человека 3 место-доброжелательность-4 человека 6.Можно ли утверждать, что в нашей библиотеке в процессе библиотечного обслуживания происходит процесс взаимодействия (контакт, общение, понимание, удовлетворение) библиотекаря и читателя? Да, в большей степени-3 человека Да, в основном-3 человека Да, но недостаточно-1 человек Взаимодействие не происходит-0 |