- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 36,85 kb
Социокультурное измерение татуировок
Оглавление
Введение
Глава I. Татуировка как феномен культуры
1.1 Tattoo в истории европейской культуры
1.2 Tattoo в традиционных культурах
Глава II Современное бытование феномена татуировки
2.1 Стили и виды татуировок
2.2 Tattoo в современной культуре
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность
Моё исследование в данной работе является актуальным, поскольку вопрос о социокультурном измерении тату недостаточно разработан и любые исследования на эту тему несут теоретическую и практическую значимость.
Если рассматривать с точки зрения социума, то обществу, с каждым годом, представляется все больше выбора для самовыражения. Одним из таких направлений является татуировка. И хотя корни обычая татуирования тела уходят в далекое прошлое и берут свое начало со времен первобытных племен и народов, тату прочно утвердилось в современной культуре. Этнографическое толкование рисунков, мотивов, постепенное угасание этого обычая с переходом к более цивилизованному обществу дает свидетельство в пользу трактовки татуировки как пережитка, сохранившегося с далеких "первобытных" времен.
Социальные группы, различающиеся по половому признаку, пользуются татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины – красивее, несмотря на то, что понятие красоты в разные времена и у разных народов были разными.
У многих племен имеются специальные татуировки для предводителей, членов совета, воинов, жрецов, колдунов и производителей дождя; имеются также специальные татуировки для различных каст, родов и даже семей.
В древности, за неимением ни бумаги, ни пергамента, ни мраморных досок, люди охотно записывали на своей коже, как в записной книжке, сведения, память о которых им желательно хранить во все время их жизни. Этот обычай сохранился даже у цивилизованных народов.
Объект исследования: tattoo в истории культур.
Предмет исследования: современные практики tattoo в субкультурах.
татуировка социокультурный ритуальная анималистическая
Целью данной работы является определение значения tattoo как системообразующего элемента в современной культуре.
Поставленная цель, с учётом объекта и предмета исследования, обусловила решение следующих задач:
определение татуировки в различные исторические эпохи;
классификация tattoo и выделение различных видов и стилей;
выявления социокультурных измерений современных tattoo.
Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи определили необходимость использования следующих методов: анализ монографической литературы по проблемам исследования, электронных ресурсов.
Методологической основой исследования послужили работы: В.Г. Богороз, К. Леви-Строс, М.Б. Медникова, С.И. Руденко.
Практическая значимость работы
Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин культурологического блока в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях.
Структура данной курсовой работы включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографический список.
Глава I. Татуировка как феномен культуры
1.1 Tattoo в истории европейской культуры
Древние времена
Когда же впервые на Земле человек сознательно нанес на свою кожу рисунок? Это один из тех вопросов, точного ответа на которые, человечество, скорее всего, никогда не получит. Никаких записей в те времена ещё не велось, а на личные свидетельства современников рассчитывать не приходится. Ученые не пришли к единому мнению по этому вопросу: одни утверждают, будто рисовать на теле начали не более чем 6.000 лет назад, другие – что история татуирования насчитывает уже 60.000 лет. Сначала для этого использовались подручные красящие средства (спелые и зеленые ягоды, трава), но рисунок держался недолго и, конечно, никаким образом не мог сохраниться до наших дней, поэтому мы можем судить только о возникновении татуировки, наносимой с применением различных технологий введения краски под кожу или нанесения ожогов.
Возможно, что татуировка на теле человека для древних народов была своего рода паспортом, который нес, самую важную, по их мнению, информацию. Археологические раскопки преподносят нашему взору сухие факты: при раскопах египетских пирамид были найдены мумии, на коже которых нанесены рисунки. Им около четырех тысяч лет. Тела мумий обильно усеяны различными татуировками, в том числе и довольно сложными. Очевидно, что к этому моменту рисование на теле уже приобрело статус искусства [5, с.132-139].
Скорее всего, татуировка появилась раньше – ещё в первобытнообщинном обществе. Произошло это случайно, когда человек заметил, что на теле появляются неровности, которые, в свою очередь сливаются в причудливые узоры, на тех участках кожи, где недавно были порезы, ожоги или ранения. При этом если в ещё не зажившую рану попадали инородные частицы (зола, например) и рана не начинала гноиться, то после её заживания рисунок приобретал цвет и ещё долгое время придавал своему носителю индивидуальность. Так как чаще всего случайные рисунки появлялись от царапин и ранений, полученных в ходе различных битв с крупными животными или с вражескими племенами, то это стало своего рода признаком особой храбрости и доблести. Через некоторое время люди начали наносить царапины намеренно, чтобы обозначить свою доблесть и бесстрашие [4, с.281-284].
По мнению С.С. Степановой, в племени выделялись отдельные семьи, на телах которых были нанесены одинаковые рисунки. Чаще всего этот рисунок старший в семье получил во время какой-нибудь важной битвы, а остальные члены семьи хотели таким образом подчеркнуть своё прямое отношение к герою. Часто также татуировки наделяли магической силой, считалось, что они способны отогнать злых духов или принести удачу при охоте. Иногда делали татуировки, чтобы обозначить свою принадлежность к определенной группе людей – к родовой общине, роду, племени или к определённой профессии. Большое значение имели размеры, местоположение, цвет и, собственно, сам рисунок. Какие-то из этих параметров были строго определены традициями, а какие-то ограничивались только фантазией самого человека.
Во многих племенах уже только по татуировкам, нанесенным на тело, можно было определить принадлежность к определенному роду, социальный статус человека, а так же какой-то набор личных качеств" [9, с.170-173].
Как говорит В.А. Барановский: "Татуировки разных племен различались между собой. Например, животное, рисовавшееся на теле, у алтайских скифов означало знатность, а так же несло, информацию об истории рода; у жителей полинезийских островов нарисовано только одно животное и это тотем их рода; а американские племена наносили изображения борющихся животных во время войны с соседним племенем. Симметричные, но очень сложные рисунки наносили на тела знатных сородичей в племени маори. Сложные и очень красивые рисунки складывались в целые сюжеты" [2, с.271-275].
Похоже, что татуировка на теле человека для древних народов была своего рода паспортом, который нес самую важную, по их мнению, информацию. Уже по одному взгляду на человека, можно было определить из какого он рода и племени, храбр он или труслив, честен или нет, воин или охотник.
Античная эпоха
Как считает М.Б. Медникова в античные времена искусство татуировки развивалось у греков, славян, германцев, галлов. В славянских племенах для получения рисунка на коже использовали специальные печати. Их лепили из глины, наносили на них необходимый рисунок и обжигали в печи, после этого их нагревали и прикладывали к тому месту на коже, где предполагалось быть татуировке. Чаще всего такими узорами покрывали большую часть или даже всю поверхность тела. Это считалось необходимым в магических ритуалах. А назначение татуировки у древних греков и римлян, в отличие от мирных информационных целей древних племен, было отнюдь не безобидным. Греки ставили татуировки на коже вражеских шпионов, чтобы их легко было опознать, а римляне, таким образом, отмечали бандитов [5, с.223-226].
Было и ещё одно любопытное назначение у татуировок. Его могли позволить себе небедные люди, но и они использовали только в крайних случаях, когда хотели передать особо секретное сообщение, чтобы быть уверенными в том, что его никто не перехватит или даже не узнает о его существовании. Суть заключалась в следующем: они брили голову одного из своих рабов и наносили татуировку в виде необходимого текста сообщения. После этого ждали несколько месяцев, пока волосы не отрастут, чтобы скрыть факт татуировки и отправляли раба к адресату послания. Тот, в свою очередь снова его брил и узнавал секретную информацию. Очевидно, что при таком способе передачи сообщения почти исключена вероятность, что кто-то, случайно, наткнётся на передаваемое сообщение, не зная секрета переписки [12].
Как говорил В.А. Барановский: "Тяжелым для развития искусства татуировки стало время распространения по миру христианства. Татуировку, как часть языческих обрядов, христианство нещадно искореняло. В Ветхом завете прямо осуждается "нанесение на себя нарезов". И в 787 году нашей эры папа Адриан наложил строгий запрет на всё, связанное с татуировкой, на нанесение и на ношение в том числе" [2, с.151-154].
Средние века (Европа)
После долгого изгнания татуировка заявила о себе в 1691 году, и помог ей в этом Уильям Дампьер, который, путешествуя по южным морям, нашел и привёз с собой "Разрисованного принца". Гиоло, так звали туземца, слухи о котором быстро дошли даже до английской королевской семьи, был покрыт рисунками, словно картина, что было, несомненно, в диковинку в лишенной татуировки Европе. "Разрисованный принц" попал на приём к английскому королевскому двору, но вот быть показанным всей Европе ему не довелось: он умер от оспы вскоре после этого легендарного приёма [5, с.177-180].
В следующий раз о татуировке серьёзно вспомнили, когда появился новозеландский вождь Хонги. Он весь был покрыт узором традиционного орнамента "моко", состоящего из причудливого сплетения прямых и спиралевидных линий, а также рельефных бугорков и ложбинок, которые также складывались в узоры.
Возрождение
С.С. Степанов утверждает, что в возрождение татуировки в Европе началось почти через 100 лет после появления "Разрисованного принца", в 1771 году, благодаря ещё не съеденному капитану Куку. Он из своего первого плавания к берегам Австралии привёз "Великого Омаи", старательно разукрашенного своими соплеменниками. Это оказалось существенным толчком к тому, чтобы значительная часть англичан повально увлеклись татуировкой. Знать не рискнула сразу пристраститься к модному увлечению, но вскоре, после моряков и простых граждан, многие перебороли свои предрассудки и сделали себе долгожданную татуировку [9, с.144-146].
Именно Кук подарил миру само слово татуировка, произошедшее от таитянского слова "tattoo", означающего "рисунок" [4, с.14-19].
В.А. Барановский говорит: "Следующему шагу на пути развития искусства татуировки, косвенно помогло христианство и мусульманство. Не смотря на то, что обе религии очень отрицательно относились к татуировке, получилось так, что паломники именно этих религий поспособствовали развитию этого искусства. Вернувшись, домой, паломник должен был показать татуировку, сделанную Коптскими священниками, – единственное безоговорочное доказательство того, что он посетил Святую Землю. Татуировки были разными, большинство представляли собой просто кресты, но были и рисунки в виде Иисуса и Святого Петра. Рисунки хранили на дощечках из дерева. Процесс татуирования был очень болезненным, но на него соглашались, поскольку он являлся единственным неоспоримым доказательством посещения Святой Земли" [2, с.255-258].
Позднее многие ремесленники во Франции и Германии ставили себе на руки знаки своих цехов. Например, мясники изображали на своей руке два топора и бычью голову сверху.
По мнению И.Н. Ивановой говорится, что новое назначение получает татуировка в эпоху Крестовых походов. Рыцари делали татуировки в виде креста на лбу или на руке. Здесь играло роль практическое применение такой наколки: рыцарь уже не мог поменять веру. [3,c.67-75].
После этого инквизиция объявила татуировку издевательством и взяла себе на вооружение. И до середины XVII века наколки стали исключительной привилегией уголовных преступников, которым инквизиция их и "рисовала". Далее татуированию подвергались и менее опасные личности: карманные воры, проститутки, карточные мошенники. [15].
Наказание путём нанесения татуировки было распространено в европейских государствах примерно до XVII века. Помимо наказания, рисунок на теле должен был идентифицировать преступников.
В конце XVII века традиция нанесения татуировки за какую-либо провинность осталась только в армии для поддержания дисциплины. Наказанию подвергались дезертиры, а позже – солдаты, серьёзно провинившиеся во время службы. В период позднего средневековья вместе с множеством других способов причинить боль, татуировка стала пыткой [18].
1.2 Tattoo в традиционных культурах
Индостан и Юго-Восточная Азия
Татуировки в Азии имеют долгую историю. Уже первые европейские путешественники обращали внимание на некоторые специфические традиции туземцев. Так, в XV веке итальянец Николо Конти добрался до долины реки Иравади в Бирме и обнаружил, что аборигены "колют свою плоть железными иголками и втирают в эти места краски, потом несмываемые.
Столетием позже француз Тавернье отметил, что женщины в Восточной Бенгалии татуировками превращают свою кожу в покрытую цветастыми узорами ткань. По словам английской исследовательницы Клэр Андерсон из Лейчестерского университета, подобные татуировки, называемые "годна", в высшей степени разнообразны. Они имеют не столько декоративное, сколько информационное значение. Для кочевых племен Индостана татуировки служат знаком идентичности, помогая распознавать окружающим принадлежность к определенному этносу. Скажем, у женщин племени гонд было принято покрывать лицо и конечности симметричными рисунками синего цвета.
Изображения тигров, обезьян и птиц, по мнению ученых, были связаны с местными тотемами. Торговцы банджара и кузнецы гадиа лохар в Раджастане женщины наносили татуировку на лицо. Среди жихелей Ассама наличие татуировки было необходимым при вступлении в брак. Мужчинам адиваси выжигали раскаленным железом пять неизгладимых знаков в области предплечья при прохождении инициации.
В Южной Индии татуировка практиковалась женщинами-профессионалками из племени корава, путешествовавшими, татуируя и предрекая судьбу. Они могли делать наколки женщинам определенных каст. Сначала тупой палочкой краской рисовали рисунок, затем прошивали его швейными иголками. Иногда для этой цели применяли колючки акации. В Канаре на плечо наносили портрет божественной обезьяны Ханумана, облегчавшей боли. Наличие татуировки считалось важным для существования души в будущей жизни [19].
Татуировки – неотъемлемый атрибут некоторых индуистских каст. В индийском эпосе Рамайане Кришна наносит свои четыре знака (ракушку, колесо, цветы лотоса и гада) на лица жен. Вишну татуирует руку Лакшми рисунками своего оружия, солнца, луны.
После мусульманского завоевания татуировки с декоративной целью среди последователей ислама становятся запрещенными [13].
У представителей разных каст значение татуировок неодинаково. Для индусов татуировки могут выступать как воплощение земного страдания, как символ наказания за грехи. Определенные знаки служат "распознаванию членов семьи". И, наконец, маркировка тела может иметь собственно религиозное значение. В частности, это относится к некоторым татуировкам лица, отражающим религиозное смирение и очищение. Брамины, последователи Вишну, иногда выжигают знаки на плече. Индийские христиане тоже наносят себе татуировки. Среди католиков и представителей сирийской христианской общины в Керале принято наносить на плечи и бедра изображения птиц, воплощающие Святой Дух. Иногда татуировка призвана служить знаком хорошего здоровья. Индийские женщины наносят татуировку, чтобы уберечься от зла и для благополучных родов. Описана вера в целительную силу татуировок при ревматизме и даже ранениях [14].
Например, в Индии многочисленны "живые святые", садху, по традиции не принадлежащие какой-либо касте. Их можно опознать не только по спутанным волосам и бороде, но и по специальным символам на лбу, нанесенным золой или сандаловой пастой. Если изображены три линии, они символизируют триаду богов – Брахму, Вишну и Шиву.
По рисунку можно отличить садху – последователей Вишну, они носят на лбу белый знак в виде буквы "V", иногда перечеркнутый горизонтальными полосами красного и белого цвета.
Любопытно, что нанесение красной метки на лоб жениху сопровождает процедуру индийской свадьбы. Эта церемония, называемая двара-пуджа, происходит в момент молитвы при входе в дом невесты [11].
Вообще же, почитатели Вишну наносят на лоб три параллельные вертикальные линии, иногда вместе с точкой или кругом. Знаки Вишну – колесо, диск, раковина, щит и сердце. Кроме того, с именем Вишну связана в представлении индийцев водная стихия, и символы ориентированы вниз, как стекающая вода.
Последователи Шивы предпочитают горизонтальные полосы, иногда украшенные точкой и заключенные в овал. Еще один символ Шивы – треугольник, обращенный острием кверху, он воплощает огненную стихию.
Как считает И.Н. Иванова, что выше бровей, в центре лба, по представлениям индийцев, находится шестая чакра (аджня). Эта точка считается одной из самых важных, связанных с психической деятельностью. Собственно говоря, здесь находится третий глаз, или око мудрости, к открытию которого стремятся медитирующие индуисты, объединяя подсознание с сознанием. Цветная точка в этом месте – тилак – свидетельствует, что ее владелец достиг определенного прогресса на пути просветления. Чаще всего тилак красный (красочное сырье – куркум, квасцы, йод и камфара), но йоги и другие бродячие аскеты рисуют этот знак золой от погребальных костров, обозначая таким образом разрыв связей с миром обычных людей [3, с.125-128].
С.С. Степанов говорит: " в олице Непала Катманду до сих пор большое влияние оказывает культ живого божества "кумари". Примерно каждые десять лет в привилегированных буддистских семьях Непала начинается поиск трех-четырехлетней девочки – живого воплощения богини-матери Талейю, также ассоциируемой с Дургой, женой бога Шивы. Избранная девочка до достижения полового созревания будет жить в специальном дворце, участвуя в религиозных церемониях и даже выступая в роли советницы правителя страны. Важнейший атрибут кумари – покрытый красной краской лоб с черным "третьим глазом" в центре" [9, с.111-113].
Для понимания значения татуировок у народов Индостана важно знать понятие "янтра". Это внешнее воплощение молитвы, характерное для тантрийского учения. Тантра разрешает изображать молитвы-янтры где угодно, но человеческое тело при этом наиболее предпочтительно. Но вернемся к "настоящим" татуировкам. Из упомянутого выше научного обзора Клэр Андерсон следует, что в Раджастане татуировки наносят в основном мужчинам. В Восточной Бенгалии и Бихаре их носителями становятся преимущественно женщины годнаи-ти. Процедура выкалывания специальными иглами татуировок очень болезненная. Один из европейских путешественников писал в своих заметках об ужасающих криках молодой женщины племени гонд, издаваемых в момент татуирования. Чтобы унять боль, использовали разные растительные средства. Бирманцы, например, курили опиум.
Считалось, что татуировка красного цвета, нанесенная с использованием киновари, помогала добиться успеха в любви, обрести неуязвимость и иммунитет к болезням. По словам этнографа Дж. Скотта, бирманских девушек татуировали только в тех случаях, когда они не пользовались успехом у поклонников [12].
Итак, для аборигенного населения Индостана и Юго-Восточной Азии татуировки имели религиозный смысл и наглядно обозначали связи между различными социальными и этническими группами населения. Можно допустить еще одно, парадоксальное толкование знаков на теле. В Индии и Пакистане, независимо от формы религии, в основе многих ритуалов лежит стремление защититься от сверхъестественных сил и "дурного глаза". Чрезмерное одобрение и восхищение могут вызвать зависть духа-хранителя, поэтому, чтобы сохранить нечто ценное, этому объекту намеренно наносят урон. Для этого, по мнению Р. Темпла, на подошвы ползающего ребенка наносили черные пятна [5, с. 205-208].
Северо-Восточная Азия
Суровость жизненных условий, характерная для северо-восточной части евразийского континента, никоим образом не сказалась на богатых культурных традициях коренного населения этих мест – чукчей и эскимосов. Обычаи этих народов покрывать тело татуировками заставляют вспомнить о более южных племенах, населяющих нашу Землю.
В начале XX века замечательный российский исследователь Чукотки В.Г. Богораз подробно описал традиции оленных чукчей. По его сведениям, татуировка производилась иголкой, пропускавшей под кожу тонкую нить, окрашенную сажей или угольным порошком. Впервые девочки у чукчей подвергались подобной процедуре в возрасте 10 лет или даже чуть моложе. Характерный рисунок женских татуировок – идущие вертикально и расходящиеся веером линии на подбородке, образующие некое подобие бороды. Также "прочерчивались" две симметричные вертикальные линии на щеках. Как отмечал В.Г. Богораз, наколки делались и взрослым женщинам, как можно понять, преимущественно молодым. Три равноудаленные линии на щеке означали отсутствие детей. Такая татуировка служила "средством против бесплодия". Но уже во времена Богораза многие женщины и девушки украшали свое лицо тремя линиями "безотносительно к чадородию", а другие вовсе обходились без татуировок [1, с.177-180].
Береговые чукчи, обитавшие в поселках к югу от мыса Чаплина, наносили такую же татуировку, как и оленные. В более северных селениях, особенно там, где чукчи соседствуют с эскимосами, Богораз отметил более сложный рисунок татуировки. Он обратил к тому же внимание на отсутствие татуировок у мужчин, за исключением обитателей эскимосских селений. Мужская татуировка внешне очень скромна, представляя собой небольшие геометрические знаки по бокам от губ – обереги от духов. Защитную функцию выполняли и узоры в виде человеческой фигурки.
Колымские чукчи, по преданию, в стародавние времена после убийства врага татуировали точку на задней части кисти правой руки. У самых кровожадных мужчин со временем внутренняя сторона предплечья от запястья до локтя покрывалась цепочкой знаков.
У азиатских эскимосов татуировка более сложна и разнообразна. Она также в основном затрагивает открытые от одежды части тела (в северных условиях это лицо и руки). Для рисунков на лице эскимосских женщин характерны геометрические орнаменты, иногда в виде отчетливых солярных символов.
Эскимосы смогли до нашего времени сохранить обычаи нанесения татуировки. Это обусловлено тем, что татуировка у этих народов считается лечебной [8, с.134-137].
Татуировки народов Африки
Африканские племенные татуировки являются одними из самых уникальных в мире. Способ их нанесения отличается от того, к чему мы привыкли. Обычные татуировки наносят путем прокалывания кожи и занесения под нее краски, после чего рана заживает. Но африканские племенные татуировки больше напоминают шрамирование, поскольку тату получаются рельефными и оставляют незаживающие шрамы. Нанесение такой татуировки – очень болезненный процесс. В африканских племенах их наносят мальчикам, когда те становятся мужчинами. Женщинам тоже могут наносить такие тату. Еще это может служить знаком племени. Но африканские племенные татуировки больше напоминают шрамирование, поскольку тату получаются рельефными и оставляют незаживающие шрамы.
Сегодня в Африке есть немало коренных племен. Некоторые из них почти не тронуты цивилизацией, другие живут бок о бок с современным миром, но при этом сохраняют свои традиции. Процесс нанесения тату требует тщательной проработки деталей. Поэтому, если вы решите сделать себе такую татуировку, нужно обращаться к тому, кто действительно разбирается в этом искусстве. В племенах этот процесс обычно контролируют старейшины. Африканские племенные татуировки делают путем надрезания кожи ножом или другим острым предметом. Из-за темного цвета кожи большинства африканских племен простого внесения краски было не достаточно. Поэтому в разрезы насыпали пыль, пепел или грунт. Татуировки получались рельефными и оставляли шрамы.
Конечно, нанесение такой татуировки мучительно больно, но это будет четко указывать на то, что девушка стала женщиной, а мальчик стал мужчиной, и они готовы выдержать все трудности нелегкой жизни в племени. Но создание такой тату опасно еще и тем, что можно занести инфекцию, поскольку инструменты редко бывают стерилизованы по современным стандартам, а нанесение под кожу грязи удваивает риск чем-нибудь заразиться. Тем не менее, эти татуировки, которые нередко указывают возраст и место в племени, высоко ценятся, поскольку они являются не только символом решимости и выносливости, но еще и создают красивый и таинственный элемент опасности. Кроме того, некоторые символы указывают на достижения членов племени [10].
У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.
В связи с тем что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные. Традиции татуирования и рубцевания строго соблюдались, обряд выполнялся в основном представителями старшего поколения [19].
Глава II Современное бытование феномена татуировки
2.1 Стили и виды татуировок
Стили tattoo:
Традиционный стиль
Татуировки в традиционном стиле не имели большого количества цветов и теней, этого было достаточно, так как важен был сам факт татуировки.
Впервые татуировка как элемент образа, как модное, стильное дополнение к внешнему виду проявила себя в Америке в послевоенные годы. Сами рисунки имели контур, зато не отличались большим количеством цветов и не содержали теней. Этого было достаточно, поскольку важен был сам факт татуировки, а не её исполнение или оригинальность рисунка. Стиль, который охватывал работы мастеров того времени, получил название традиционного, и был единственным вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Уже тогда рисунок мог накалываться на любую часть тела, указанную владельцем [13].
Сегодня этот стиль все ещё актуален, правда, он значительно изменился с того времени и приобрел другое значение. Сейчас его используют, как своеобразное напоминание о прошлом. Сюжеты этого стиля – корабли, якоря, розы, русалки, пронзённые сердца – как и рисунки, сделанные на коже моряков еще в 60-е годы. Изображение незамысловатое, техника простая и сюжетов строго ограниченное количество [16].
В 80-х года, когда рок-музыка и культура панков бурно развивались, увлекая за собой всё новых и новых людей, татуировка уже была весьма популярна и, соответственно, необходимость в мастерах возросла. Появились молодые, только начинавшие накалывать, ребята. Появилась конкуренция, поэтому мастерам приходилось придумывать что-то, чтобы, выгодно отличаться от конкурентов. В это время появляется множество стилей [17].
Орнаменты
Орнамент изобретен очень давно. В разных концах света люди украшали свое тело разнообразными узорами. Где-то символическими, где-то призванными устрашать противника, где-то, напротив, привлечь возлюбленного [7, с.82-84].
"Тихоокеанские племена с древних времен наносят на свое тело орнаментальную татуировку. Наших славянских предков тоже не обошли татуировки такого рода. Они наносили на тело ритуальный ромбо-меандровый ковровый узор. Японцы и индейцы тоже имели орнаменты на теле" [6, с.437-439].
Сегодня орнаменты популярны по нескольким причинам. Во-первых, это универсальный рисунок, который никогда не выйдет из моды. Во-вторых, нанести его можно на весьма ограниченный участок тела, куда не поместиться более громоздкая татуировка. В-третьих, орнамент в татуировке достаточно прост в исполнении. И, кроме всего вышеперечисленного, его легко воплотить во временном рисунке (хной или в переводной татуировке).
Орнаменты могут быть исключительно абстрактными, а могут сплетаться в узоры, в которых при желании можно угадать нечто осмысленное. Порой орнаментальные узоры используются самостоятельно, а иногда – как дополнение к общему рисунку. Например, в японской татуировке принято завершать композицию нанесением орнамента по кромке
Орнамент идеально подходит для таких областей, как щиколотки, запястья, предплечья, шея. То есть для тех, которые не позволяют нанести сюжетный рисунок, и будто предназначены для "ношения" орнаментальных "браслетов" [3, с.45-47].
Этнические татуировки:
Японские татуировки
Вот что писал А.Н. Мещеряков по поводу японских татуировок: "В древности основным сюжетом японских татуировок были старинные сказки и легенды, а в них преобладала морская тематика, ведь для каждого японца море – это очень важная часть окружающей среды. Татуировки рассказывали о море, о карпах, о драконах и самураях. Одной из основополагающих частей японской татуировки, определившей в какой-то степени её дальнейшее развитие, была татуировка "иридзуми". Одни ученые считают, что она имеет свои корни в Китае, другие – что её основателями были айны, которые какое-то время жили неподалёку от Японии. Сами же японцы в ответ на этот вопрос рассказывают легенду о том, как царица Сенойатару пришла в восторг от красивых и необычных татуировок правителя Японии Дзимму. Считается, что царица даже сложила в их честь немаленькую поэму.
Нарисованный карп в японской татуировке говорит о мужестве и отваге.
В эпоху Эдо (XVI век) японская татуировка достигла своего пика популярности, а довольно быстрый закат пришелся на XIX век, когда правитель Мейдзи одним указом её запретил. Именно на этот период и приходится основное развитие этого искусства в Стране восходящего солнца [6, с.76-79].
Все японские мастера и по сегодняшний день предпочитают делать обширные татуировки, которые представляют собой целые композиции и выглядят как кимоно. Такой рисунок за один день, конечно, не делается. Мастер поэтапно накладывает его в течение года или даже нескольких лет. Японская татуировка редко бывает симметрична. Также в ней присутствуют несколько мотивов: один основной и множество мелких, которые оплетают основной и вместе с ним сливаются в единое неразрывное целое. Большинство мотивов обводят четким контуром, считается, что это наиболее ценные места в рисунке. Разные мотивы часто красят в контрастные краски.
Внимательные мастера быстро заметили, что от расположения татуировки относительно мышц зависит "живость" рисунка. Можно продумать мотив так, чтобы некоторые элементы рисунка накладывались в тех местах, где располагаются мышцы человека. Тогда при движении рисунок как бы оживает и начинает жить своей жизнью. Пустых мест в композиции не оставалось, а если вдруг образовывалось какое-то пространство, его неизменно заполняли геометрическим орнаментом или кусочками буддистских текстов [16].
Мотивы, которые используют японские мастера, можно разделить на 4 группы: мифологические (именно с них и начиналась японская татуировка), религиозные, фауна и флора.
Существуют также свои символы: нарисованный цветок сакуры символизирует текучесть времени и непрочность всего живого. Пион говорит о богатстве и жизненном успехе, хризантема – символ настойчивости и решительности.
Самым популярным животным, присутствующим в татуировке является, конечно, дракон. Он соединяет в себе противоположности: огонь и воду, и символизирует силу и власть. Нарисованный карп говорит о мужестве и отваге, а тигр – символ бесстрашия.
Особое место занимают морские мотивы, ведь вместе с морскими животными появляется волна, которая их сопровождает и обогащает фон.
Религиозные мотивы, как правило, были вариациями на тему неглавных буддийских богов. Иногда встречались мифические герои, святые, монахи, самураи. Все лица героев открываются нашему взгляду под углом "три четверти", но не фронтально. Это тоже своя особенность японской татуировки [12].
Японские татуировщики – ярые приверженцы традиционных способов нанесения тату. Они до сих пор отказываются от электрической машинки, считая, что с ней они теряют необходимую ловкость. Методика строится на том, что они прикрепляют иголки к бамбуковым палочкам – это и есть их основной инструмент.
Японские мастера предпочитают делать обширные татуировки, которые представляют собой целые композиции.
Вся работа делится на 5 стадий:
"Судзи". На кожу клиента наносится будущий рисунок с помощью черной туши или другой краски.
"Отсуми". К бамбуковой палочке крепится одна или несколько иголок, в зависимости от ширины линии и наносится основной контур.
"Бокаси". С помощью пучка иголок закрашиваются большие участки, которые должны быть закрашены цветом.
"Тсуки-хари". Отдельные фрагменты рисунка неглубоко накалываются.
"Чане-бари". В процессе работы руке дается небольшой размах, требуется точно достигнуть заданной глубины. В этой стадии весь рисунок оттеняется. Считается, что это самая сложная часть работы.
Самые используемые цвета – это черный и красный, иногда – бронзовый, совсем редко можно встретить ещё зеленый и желтый.
Популярность японской татуировки сильно возросла в тот период, когда известные драматические актеры начали ей увлекаться, поскольку увидели в ней помощника в их непростом деле [9, с.157-160].
Как утверждает А.Н. Мещеряков, в XVIII-XIX веке татуировка была возведена в ранг искусства, стала считаться признаком особой красоты тела. Мужчины делали себе татуировки, показывая, таким образом, свою мужественность и выносливость.
А вот японские женщины заинтересовались видом татуировки под названием "какуси-боро". Этот рисунок выполнялся путем нанесения на кожу разрезов, а потом втирания в них рисовой пудры. Большую часть времени татуировка была не видна, а проявлялась лишь во время интимной близости, после купания или принятия алкоголя. Чаще всего они, таким образом, хотели показать свою вечную любовь к мужчине [6, с.218-221].
Несколько утраченные традиции японских мастеров сегодня возвращаются. В среде якудзи – японских гангстеров – стала популярной традиция делать себе наколку, чтобы ещё больше сродниться со своей группировкой, и в то же время показать свою непринадлежность к обычным людям. Тематика рисунков – чаще всего японские азартные игры и иконография.
Японский стиль завораживает, многие мастера стараются воспроизвести неповторимую атмосферу неразрывной композиции с контрастирующими красками и яркой асимметрией, но далеко не всем это удается [19].
Кельтские татуировки
Узор, называемый кельтским, представляет собой большое количество переплетений всевозможных рисунков.
Начать следует с вопроса о том, откуда взялся этот стиль. Ответить на него не просто, поскольку никаких достоверных сведений до наших дней не сохранилось, а версий по этому поводу существует несколько. Узор, называемый кельтским, представляет собой большое количество переплетений всевозможных рисунков. По всей Евразии была известна кельтская "плетёнка", а также то, что кельтский вариант орнамента содержал плетёные ветки, деревья. Растительная тематика была обязательной частью кельтского орнамента.
Становится совсем не понятным происхождение огромного количества узоров с участием животных.
Безусловно, во времена Юлия Цезаря на всю кельтскую культуру оказали влияние римляне, но римляне придерживались реализма, как и греки, поэтому и им не престало вносить такие изменения.
Самая правдоподобная версия объясняет это тем, что кельтский стиль подвергся огромному влиянию большого количества культур, и получилась такая своеобразная смесь, в которой неразделимо соединились животные и растения. Теперь под кельтским стилем понимается не то же самое, что понималось несколько веков назад, это уже условное название, поскольку кельтская культура создала этот стиль с романской и византийской помощью, и это только достоверные сведения. Неизвестно, что ещё попало туда в процессе течения веков.
Далее кельтский стиль сменил свое название на кельто-романтический, что, несомненно, более правильно отражает его корни [12].
Полинезийские татуировки
Медникова говорит, что впервые полинезийская татуировка появилась в третьем тысячелетии до нашей эры в Меланезии в архипелаге Соломоновых островов на острове Санта-Крус, где существовала культура Лапита. Сама культура характеризуется своеобразными изделиями из керамики, имеющими очень необычную форму и стиль украшения, в котором преобладает рисунок, созданный из прямых и кривых линий. Позже, в татуировке эти мотивы можно проследить.
Женщины окрашивали губы в черный цвет, а иногда ещё ставили в любом месте тела одинокую черную точку, также татуировали подбородок. Мужчины же до самой смерти ежегодно увеличивали свои коллекции нательных рисунков. Начинали они с лица, потом разукрашивали область от пояса до колен. К пожилому возрасту на их теле не оставалось пустых мест.
В те времена татуировка являлась не просто украшением, она представляла собой набор наиболее важных сведений о человеке. Его ранг, племя, в котором он родился, самые важные его поступки – все это можно было узнать только по татуировкам на его теле [5, с.305-308].
Как сказал В.А. Барановский: "Вожди и их самые близкие люди на Маркизских островах были полностью покрыты татуировками, а остальные члены племени имели право лишь на небольшие скромные рисунки. Местные татуировщики прикладывали много сил, чтобы в процессе татуировки ни капли крови не упало на землю. Достигали этого с помощью специального тампона, привязанного к безымянному пальцу мастера" [2, с.243-245].
На островах Океании само нанесение татуировки считалось священным, поэтому только жрецы имели право украшать кожу своих соплеменников. Все жрецы пользовались в племени большим уважением, а особенно те, которые обладали даром нанесения тату. Желающие сделать себе рисунок приходили в специально построенный для жрецов дом, разделенный на комнаты, и жили там до полного завершения работы. Иногда это составляло несколько месяцев. И в течение всего периода накалывания около дома жреца произносились молитвы и совершались песнопения. Жрецам, за их работу принято было дарить презенты [19].
Основными элементами, которые использовались в узорах, были прямые линии, волны, ленты, спирали окружности. Все узоры были обязательно симметричны [11].
Славянский стиль и американский стиль
Славянский этнический стиль на сегодняшний день ещё не сформирован до конца. В него вносятся изменения и дополнения, он ещё растет и развивается. В связи с сильной модернизацией и во многих регионах России уже не встречаются татуировки сделанные чисто в славянском стиле, их можно встретить только в некоторых отдельных регионах страны. Считается, например, что в некоторых частях Югославии как раз и остались мастера, делающие татуировки в исконно славянском стиле [16].
По мнению М.Б. Медниковой говорится, что мужчины и женщины, придерживающиеся католической веры, к концу 19 века часто имели татуировки. Причем женщины делали это чаще, чем мужчины. Веточки и гирлянды, резные кресты изображались на плечах, ладонях и груди. Мужчины же обычно предпочитали делать крест на плече. Изредка встречались и те, кто рисовал корону, сердце, якорь или даже свои инициалы. Это изображения были признаками светскости своего обладателя [5, с.245-247].
В те времена Босния являлась провинцией Османской империи, поэтому большое влияние на боснийцев оказывал язык и религия турок. Тогда католические ксендзы начали радеть за нанесение татуировок в виде креста всем желающим, чтобы предотвратить переход части населения в другую веру. Больше половины всех католиков имели крест не только на цепочке, но и на коже, поэтому дорога в ислам им была закрыта, так как крест – символ христианства – там запрещен.
Сюжетами американского стиля традиционно являются ленточки с надписями, сердца, кинжалы со змеями, ласточки [12].
Буквы
В 1637 году в Росси Михаил Федорович Романов издал указ о том, что ворам, пойманным на краже денег заменить смертную казнь пыткой, ссылкой и клеймением, чтобы вора потом можно было опознать. Так в 1662 году во время "Медного" бунта служители порядка наносили на пойманных нарушителей спокойствия букву "Б", что означало "бунтовщик".
"А в 1691 году Петр I указал тем, кто освобожден от смертной казни и отправлен в ссылку, клеймить букву "В". Это буква была не наколота, а натерта. Предписывалось натирать её порохом на коже до тех пор, пока она не закреплялась навсегда.
Екатерина II клеймила также буквой "В", а в 1794 году офицеру и барону, попавшимся на подделке фальшивых ассигнаций, вытатуировали первые буквы слов "вор и сочинитель фальшивых ассигнаций". Были случаи, когда убийцам выжигали букву "У", а в 1782 году регистратору Шацкому написали букву "Л", он был уличен во лжи и лишен всех чинов за это.
В 1845 году был разработан документ, гласивший, что на осужденных преступников следует накладывать клеймо с надписью "КАТ", что означало "каторжный" [5, с.327-330].
Клеймили и в Сибири ссыльных поселенцев буквами "С. П." и ссыльных каторжных – "С. К.", а также бродяг буквой "Б".
В истории Франции есть более яркие факты: не одна татуировка, а огромное множество наносилось на тело преступника. Чтобы всего его "усеять позором". Так буква "V" означала, что преступник – вор, а "W", что он вор-рецидивист. Буква "F" говорила о том, что её обладатель – фальсификатор, надпись "GAL" обрекала человека на галеры, а три буквы "TFR" получали на своей коже осужденные на исправительные работы.
В истории известны и случаи, когда дезертиров клеймили буквами "ВС" для поддержания дисциплины, а солдаты, с преступными наклонностями получали букву "Д" [12].
Сегодня татуировки в виде букв несут совсем иной смысл. Их накалывают на память о любимых людях или местах. Можно наколоть на свое тело аббревиатуру, известную только вам или ту, значение которой для всех очевидно. Например, Стивен Эндрю Болдуин носит у себя на руке буквы ККСМ, которые означают: король всех королей министерства скейтборда. А Анджелина Джоли на левом запястье сделала себе татуировку буквы "Н", в честь брата [16].
Анималистические татуировки
Анималистические татуировки – это изображения любых представителей животного мира [13].
Принято выделять и другие стили, например, флористику – это изображение различных растений, в том числе и цветов. Они могут быть выполнены в разных манерах, могут являться основным рисунком или частью пейзажа [12].
Считается, что татуировки в этих стилях чаще наносят женщины, но мужчины ими тоже не брезгуют. Только у женщин это мягкие рисунки, сделанные тонкими линиями, например, нежный цветочек, исполненный в розовых тонах, то у мужчин это очень суровый, видавший виды цветок, с преобладанием темной цветовой гаммы. Природа очень многогранна, поэтому каждый может при желании найти то, что подходит именно ему.
Анималистические татуировки – это изображения животных, птиц, насекомых, в общем, любых представителей животного мира. Они могут быть пугающими или очень милыми, большими или почти незаметными. Некоторые накалывают их, как символ – силы, отваги, протеста и т.д., а многие просто как украшение. Впрочем, одно другому не мешает [11].
Виды татуировок:
Устрашающие татуировки
Место для устрашающих татуировок обычно выбирают самое видное, т.е. лицо или руки.
Впервые к устрашающим татуировкам прибегли ещё в древности. Жители полинезийских островов особенно отличились этим. Их устрашающие маски мокко приводили врагов в ужас. Сегодня отмечено устрашающее действие многих рисунков, например, агрессивных животных, черепов, надписей с определенным смыслом и др. Делая татуировки с их изображением, люди стремятся показать своё отношение к миру, свой стиль мышления, а иногда честно предупреждают, что с ними по-плохому лучше не связываться.
Место для устрашающих татуировок обычно выбирают самое видное, т.е. лицо или руки. При этом её будет видно почти всегда, а люди, решившиеся на такую татуировку, не будут стесняться показать её каждому [12].
Ритуальные татуировки:
Оздоровительные татуировки
Изображение Ханумана, почитаемого в Индии как Бога Обезьян, наносили на места переломов, считается, что это помогает справиться с болью.
На островах Тихого Океана, в восточной и южной его части, жили племена, широко применявшие татуировку в оздоровительных целях. Одно время к югу от Тибета жило племя Шаней, у которых, в отличие от соседей, ещё в древности зародилась татуировка. Тибетцы переняли обычай татуировки и вскоре вложили в него своё значение: они решили, что пение мантр не единственный способ "приводить их в движение", что если нарисовать мантру на подвижной части тела, то можно достичь того же самого эффекта. Мантры помогали достигать внутренней и внешней гармонии. Тибетцы впервые заметили лечебно-оздоровительные свойства татуировки, они нашли точки, которые сейчас используют в практике иглоукалывая. Также были попытки добиться эффекта выздоровления путем введения вместе с краской лекарственных трав.
В течение долгого времени в Европе тибетское татуирование не было использовано и появилось с научным обоснованием только в 1970-х годах в Нью-Йорке с помощью Ричарда Тилера. Общаясь с докторами Далай Ламы, он получал от них специальные краски, которые потом использовал до самой своей смерти в 1983 году.
Другой вариант оздоровительного действия татуировки заключался в том, что на больное место, например, на перелом, наносили изображение бога. Изображение Ханумана, почитаемого в Индии как Бога Обезьян, наносили на места переломов, считается, что это помогает справиться с болью.
В племени Айнов татуировка у женщины говорит о том, что она является племенным божеством, поэтому ни один злой дух не станет с ней бороться, а обратится в бегство.
Даже самых маленьких татуировали, чтобы оградить от всех невзгод. Женщины племени Майори татуировались первый раз, будучи ещё детьми. Губы и подбородок с самого их детства были украшены [11].
Обереги
В английском флоте в XVIII-XIX веках практиковались телесные наказания, а моряки в надежде их избежать, делали себе татуировки в виде распятья.
Магические свойства были приписаны татуировке вскоре после её появления. Согласитесь, тяжело было этого не сделать, если она оставалась со своим владельцем всю жизнь и как будто следила за ним. Во все времена, в том числе и сегодня, люди делают татуировку, вкладывая в неё определенный смысл. Часто таким смыслом бывает защита от несчастий. Существовали специальные татуировки, которые оберегали детей от гнёта родителей, спасали стариков от болезни, помогали войнам избежать гибели.
Вообще, такие татуировки призваны защитить владельца и от мелких неудач, и от серьёзных проблем [12].
А.Н. Мещеряков говорит: "Пожарные в Японии верили, что большой водяной дракон, изображенный на спине обязательно убережёт их от огня" [6, с.89-92].
Мо мнению В.А. Барановского в СССР одно время многие татуировали на груди портреты вождей: Ленина и Сталина, надеясь, что это защитит их от пули. А несколько позже делали татуировки на лбу с надписью Раб КПСС или Раб коммунизма. Но и эта хитрость не прошла, таких людей сразу отправляли в больницу и хирургическим путем избавлялись от нежеланной татуировки.
Арабы с гордостью пишут на себе цитаты из Корана, ища, таким образом, защиты Аллаха. Сегодня считается, что оберегами могут быть татуировки, на которых изображены специальные символы, иероглифы, животные, имеющие соответствующее значение" [2, с.320-322].
Клановые татуировки
Многие кланы и семьи в древности имели свои собственные обозначения, рисунки, которые потом татуировались на каждом новом представителе кланы. Они имели весьма серьёзное практическое применение: в огне сражения, когда воин уже плохо видит и соображает, родной рисунок, замеченный на теле человека рядом, нередко сохранял жизнь соплеменнику. А ещё более важным являлось то, что после смерти люди с одинаковыми татуировками были связаны даже в загробном мире. Такие же функции выполняли семейные и брачные татуировки, они связывали между собой самых близких людей, чтобы даже после смерти они оставались вместе. Даже если супруги умирали через продолжительные промежутки времени, уникальность татуировки позволяла гарантировать, что супруги найдут друг друга [15].
Как говорит А.Н. Мещеряков, в Японии мафия "якудзэ" придерживается этой традиции уже много лет, и китайские гангстеры тоже уважают клановую татуировку.
У Айнов считалось, что женщина, не позаботившаяся о том, чтобы у неё была правильно выполненная татуировка, совершила большой грех и после смерти её обязательно покарают. [6, с.240-243].
Каждый элемент рисунка, каждая линия имею определенное значение, поэтому здесь необходима особая осторожность. Неправильно сделанная татуировка могла стоить жизни, если оказалось бы, что вы присвоили чьё-то звание, а его владелец не намерен решать этот вопрос в мирном русле.
Человек, умеющий читать татуировки, по ней одной может получить немало сведений о владельце: его клан, профессию, социальное положение.
Криминальное tattoo
История татуировки преступников изучена слабо. Нет систематизированных обзоров, по которым можно было бы отследить эволюцию этого, с позволения сказать, жанра. Понятно одно: с древних времен татуировка была явлением не столько художественным, сколько социальным. Она подчеркивала принадлежность к сословной, профессиональной, религиозной, племенной либо преступной группе. И во все времена использовалась как средство возвышения личности, так и в качестве клейма, уничижающего личность. Толкование татуировок для полиции начала XX века хоть и было инструментом в борьбе с преступностью, но мгновенной отдачи не приносило. На изучение нательной живописи требовались десятилетия, и к новому направлению постепенно охладели. Лишь иногда полиция могла позволить себе занести их в досье преступника в качестве особых примет. Каталогом пользовались, когда требовалось установить личность погибшего, идентифицировать или опознать преступника, объявить розыск и т.д. [18].
Начиная с 30-х годов милиция Страны Советов была вынуждена изучать татуировки, потому что они обретали все большее значение в уголовном мире. Всю информацию о татуировках МВД попыталось вложить в несколько иллюстрированных каталогов с расшифровкой их. Это наследие издавалось, хранилось и использовалось под грифом "ДСП" – для служебного пользования. Лишь в начале 90-х годов, благодаря усердию российских офицеров-криминалистов Бронникова, Болдаева, Лубягина и др., изучавших нательную живопись зоны десятки лет и сумевших опубликовать свои труды, эти специфические картинки стали доступны всем любопытствующим. Развитие нательной символики длилось долго, и к 50-м годам уголовный мир окончательно выработал свой жанр татуировки. Установилось жесткое право на ношение определенного рисунка согласно статусу в тюремно-лагерной системе. Тело зэка превратилось в его личное досье, прочитать которое мог далеко не каждый. Шла регулярная борьба за достоверность символики, за чистоту нательной информации, а "самозванцы" строго наказывались. За "симуляцию" лагерного авторитета и вовсе грозила смерть [16].
Как сейчас создается зашита для банковских знаков, всевозможных лотерей, да и просто наклеек, так тогда с не меньшим усердием и наибольшей изобретательностью "среда" ковала новые символы как защиту от подделок, создавая неприметные, но обязательные детали рисунка. Сейчас татуировка в уголовном мире не просто носитель информации, она стала своего рода визитной карточкой, которую трудно испортить, а еще труднее потерять. По наколкам блатари делили мир на "своих" и "чужих", на воров и фраеров. По ним же можно определить криминальное прошлое, число судимостей, отбытый или назначенный срок, отношение к административным органам, характер, национальность, вероисповедание, сексуальную ориентацию, место в уголовной иерархии. Каталог наколок огромен и насчитывает в себе десятки тысяч работ. Чтобы научится понимать их значение, требуется время. Вот лишь некоторые из обозначений, по которым без труда можно узнать если не суть человеческую, то хотя бы его наклонности: "Осужден за изнасилование", "За любовь – любовью, за измену – кровью", "Совершеннолетие встретил в ВТК", "Отбывал наказание в ИТУ (число куполов иногда означает количество судимостей)", "Борьба за лидерство", "Желаю удачной кражи", "Никто не поставит на колени", "Коренной обитатель тюрьмы", "Воровал у своих", "Не желает платить карточный долг". Вряд ли кому придет в голову поинтересоваться, по доброй ли воле они, зэки, наносили себе иные татуировки, звучащие как приговор [16].
Польские исследователи сумели выделить наиболее часто встречающиеся причины, по которым преступники решаются на нанесение отметин, на собственное тело. Их приводит Анджей Ельски в своей книге "Татуировка", которую позволю себе процитировать:
желание приобрести на коже мотив, который нравился бы данному человеку и мог бы понравиться его окружению, как на свободе, так и в исправительном учреждении;
потребность высказаться посредством знаков, являющихся формой коммуникации в преступной среде, которые подтверждают принадлежность к данному сообществу;
влияние окружения, в котором данная личность пребывает в минуты бездеятельности, а также в периоды подъема моды на татуировку; подобная ситуация оказывает определенное давление на выполнение мотивов, являющихся в данное время "модными";
отражение общественной стратификации, царящей как в исправительном учреждении, так и на свободе в преступной среде; некоторые из этих образцов наносятся добровольно, некоторые – под давлением окружения;
внутренний бунт против вынужденной ситуации, в которой оказался заключенный. В результате такой ситуации возникают мотивы и лозунги, символизирующие протест, борьбу и обещание отомстить угнетателям;
удовлетворение эротических потребностей посредством выполнения мотивов непристойного характера либо символизирующих секс;
удовлетворение эстетических потребностей посредством выполнения модных и захватывающих мотивов;
биографические данные, регистрирующие наиболее важные события в жизни данной личности [12].
Некоторые, утверждают, что автор делают попытку взглянуть на тюремную татуировку как на способ, с помощью которого заключенные хотят восстановить былое чувство самоутверждения. Татуировка на собственной коже для них – единственное, чего не могут отнять ни охранники, ни тюремная власть, во всем остальном навязавшая свои законы и порядки. Но какими бы ни были первопричины, побудившие преступника сделать наколку, она в корне отличается от той, что мы привыкли видеть по другую сторону колючей проволоки. Уже сама техника исполнения, манера, стиль, направленность говорят о том, что тюремных тату-мастеров вряд ли можно поставить в один ряд с мастерами современных тату-салонов" [18].
В советский период российская татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 г. г. мощной асоциальной прослойки (т. н. "воровского сообщества") с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937-1939 г. г. В последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России отсутствует. Возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. С войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в России просто потерял свой смысл. Но дурной имидж прочно закрепился за татуировкой.
В СССР в 1980-х происходят грандиозные сдвиги в понимании татуировки. Появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого рок-подполья, делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится Петербург-Ленинград. В конце 1980-х начале 1990-х происходит активный культурный обмен между Россией и западом. Люди, получая адекватную, а не искаженную советской пропагандой информацию, осознают, что татуировка это не признак тюремщины, а вид искусства.
В.А. Барановский говорил: "На территории бывшего СССР проводятся первые тату-конвенции (фестивали), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. Это приносит свои плоды – общественное мнение по отношению к татуировке меняется" [2, с.254-257].
2.2 Tattoo в современной культуре
Только обособленные от внешнего мира территории могут создавать традиции, но когда конкретные традиции выходят за рамки взрастивших их территорий – это уже мода. Территория музыкальных течений и вкусов тоже имеет право на самоопределение и на свою моду. Люди видят татуировки на знаменитостях, своих кумирах, и хотят иметь такие же, без понимания их значения [13].
"Бурный ХХ век дал много поводов для татуировки – кумиров было хоть отбавляй. Например, середина 60-х годов связана с появлением в татуировке музыкального стиля, пропагандируемого хиппи. Естественно, что в те годы клиентами тату-салонов были деятели рок-культуры и представители других неформальных сообществ. Музыканты накалывали себе татуировки, связанные с джазом и рок-н-роллом. А их поклонники, уподобляясь кумирам, – то же самое. Плюс изображения самих звезд.
Индустрия заработала в полную силу. Стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы татуирования.
Одни хотели примкнуть к общей тенденции, другие, напротив, видели в этом возможность выделиться. Интерес подогревала очевидная популярность татуировок у звезд. Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер, Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк, принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови охотно демонстрировали свои татуировки на экранах телевизоров и на страницах модных журналов [16].
В СССР в 1980-х происходят грандиозные сдвиги в понимании татуировки. Появляются первые цветные тату, все больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. Центром всего этого процесса становится Петербург-Ленинград. Из рок-звезд одной из самых выдающихся (обширных) татуировок обладает лидер питерской группы "Алиса" Константин Кинчев, все левое плечо и предплечье которого покрыты "вечными узорами". Говорили, что он менял татуировки на этой руке каждый месяц. Есть татуировки у Валерия Меладзе, Андрея Макаревича, Владимира Преснякова-младшего, Валерия Леонтьева, Земфиры, Дельфина и т.д. [17].
Каковы же музыкальные привязанности у "скинхедов"? У американских – тяжелый рок. У российских – гитлеровские марши, гиперпатриотичные композиции российских рок-групп, коих немало развелось на ниве ура-патриотизма, замешенного на численном превосходстве торговцев на рынке с Кавказа или неквалифицированных рабочих из других республик бывшего СССР. И татуировки у "скинов" были соответствующие – нацистская символика и накожные портреты вождей рейха. "Черные" "скины" татуируют свастики, молнии и прочие военные эмблемы. "Красные", наоборот, – звезды и другие знаки, противоположные черным. К особой категории относятся женщины, делающие магические тату [19].
Хиппи предпочитали "абстрактную" символику: листики марихуаны, знаки инь и янь, пацифики и многое другое, выполненное немыслимыми цветами.
Металлисты и панки, говоря на молодежном жоргоне, "отрываются на полную катушку": драконы, черепа, скелеты, лешие, русалки, чародеи, мутанты [17].
Заключение
В соответствии с поставленной целью в работе было изучено значения tattoo как системообразующего элемента в современной культуре.
Мы рассмотрели феномен татуировки в традиционных культурах Индостана и Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии, татуировки народов Африки, а также проследили историческое развитие татуировки в европейских культурах.
В ходе исследования tattoo, их стилей и видов было выявлено, что с течением времени значение татуировок менялось и переосмысливалось в связи с изменениями культовых представлений их первоначальный смысл забывался. Но их продолжали упорно наносить на части тела, так как эти рисунки были освящены устойчивой традицией. Даже в наши дни, когда их первоначальный смысл утрачен или забыт, изображения татуировок продолжают применять.
Смысл некоторых татуировок общепонятен и адресован всем людям, но семантика многих образов имеет скрытое значение и, видимо, предназначена для передачи тайной информации. Поэтому изучение древней традиции символики татуировок затрагивает проблемы, выходящие за рамки расшифровки непонятных знаков. Речь идёт о реконструкции духовного мира наших предков. Пусть многие татуировки по своему характеру наивны, но в их истинности и полезности носители не сомневались никогда. Стилизованные изображения людей, животных, птиц и пресмыкающихся в татуировках приобретали скрытый смысл.
Возможно, что феномен татуировок, реанимированный современным обществом, – это тот незаметный поворотный пункт, доказывающий, как недалеко мы продвинулись по пути "прогресса". Некоторые культурологи, например, Медниковой М.Б. считают tattoo исключительно архаическим явлением. Первобытное мышление не покинуло нас безвозвратно, оно глубоко спряталось, но в любой момент готово вернуться. Именно поэтому в настоящее время существует так много видов и стилей татуировок.
Библиографический список
1.Богороз, В.Г. Материальная культура чукчей [текст] / В.Г. Богороз. – М:. Наука, 2001. – 264с.
2.Барановский, В.А. Искусство татуировки [текст] / В.А. Барановский. – М.: Славянский дом книги, 2002. – 320с.
.Иванова, И.Н. Хна, татуировки и роспись по телу [текст] / И.Н. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156с.
.Леви-Строс, К. Структурная антропология [текст] / К. Леви-Строс. – М:. Эксмо, 2001. – 274с.
.Медникова, М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник [текст] / М.Б. Медникова. – М:. Языки славянской культуры, 2007. – 212с.
.Мещеряков, А.Н. Книга Японских символов. Книга японских обыкновений [текст] / А.Н. Мещеряков. – М:. Наталис, 2004. – 560с.
.Муравлева, Н. Искусство украшения тела: татуировка, пирсинг, скарификация [текст] / Н. Муравлева. – СПб: Динамит, 2002. – 160с.
.Руденко, С.И. Татуировка азиатских эскимосов [текст] / С.И. Руденко – Сов. Этнография, 1949. – 154с.
.Степанов, С.С. Язык внешности [текст] / С.С. Степанов. – М:. Эксмо, 2004. – 160с.
10.Африканские племенные татуировки [электронный ресурс]. – Режим доступа:. <http://www.toptattoo.ru>. – Заглавие с экрана. Просмотр 4.06.2011
.Виды татуировок [электронный ресурс]. – Режим доступа:. <http://www.saneamientoscastillo.com>. – Заглавие с экрана. Просмотр 18.03.2011
.Значение татуировок [электронный ресурс]. – Режим доступа:. www.tatu-pirsing.ru <http://www.tatu-pirsing.ru>. – Заглавие с экрана. Просмотр.0502.2011
.Символика татуировки [электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://rusymbol. narod.ru <http://rusymbol.narod.ru>. – Заглавие с экрана. Просмотр 28.04.2011
.Полинезийские татуировки [электронный ресурс]. – Режим доступа:. <http://www.peterlife.ru> – Заглавие с экрана. Просмотр 4.06.2011
.Стили тату [электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://tatoo. web-box.ru <http://tatoo.web-box.ru>. – Заглавие с экрана. Просмотр 18.03.2011
.Татуировки в современном обществе [электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://tattooportal.ru. – Заглавие с экрана. Просмотр 17.04.2011
.Татуировки музыкантов [электронный ресурс]. – Режим доступа:. <http://tattooconvention.ru>. – Заглавие с экрана. Просмотр 15.03.2011
.Татуировки преступного мира татуировки [электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://tatu. hak. su <http://tatu.hak.su>. – Заглавие с экрана. Просмотр 1.06.2011
.Татуировки разных народов [электронный ресурс]. – Режим доступа:. <http://www.tattoo-tver.com>. – Заглавие с экрана. Просмотр 02.06.2011