- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 62,83 Кб
Охрана культурного наследия в Западной Европе
Оглавление
Введение
Глава 1. Основные законы об охране памятников в Западной Европе
1.1 Законодательная и управленческая практика сохранения и использования недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом
1.2 Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия
1.2.1 Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия
1.2.2 Международные организации в системе Всемирного культурного наследия
Глава 2. Охрана культурного наследия во Франции и Италии
2.1 Охрана памятников истории и культуры в Италии
2.2 Охрана памятников истории и культуры во Франции
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Культурные ценности оказывают огромное влияние на развитие образования, науки и культуры, а также способствуют обогащению культурной жизни народов и взаимному сотрудничеству государств. Стремление государств сохранить и популяризовать эти предметы и объекты для будущих поколений является закономерным процессом в культурном развитии каждой страны. В России в последние десятилетия наблюдается тенденция к потере этих ценностей и уменьшении их значимости для развития страны. В 90-е годы Россия потеряла значимую часть своего культурного достояния, существует ряд проблем, которые не решаются. Это в основном проблема формирования правового статуса культурного наследия и как следствие запущенное и плачевное состояние множества памятников искусства, архитектуры, археологии и истории. В формировании новых взглядов на объекты культурного наследия, на формирование правовой базы по их защите могут и должны повлиять опыт зарубежных стран. Западная Европа, в которой сосредоточено более 70% всех культурных ценностей мира, уже доказала свою состоятельность в решении этих проблем, и было бы закономерным обратиться к их опыту.
Степень разработанности проблемы
В последнее десятилетие данной проблеме уделено некоторое внимание. Пожалуй, единственным, в отечественной юриспруденции, фундаментальным исследованием, посвященной проблематике сохранения культурных ценностей, является книга профессора Богуславского М.М. "Международная охрана культурных ценностей". Также можно назвать отчеты с различных конференций, в последнее время на них даже стали выделять отдельные секции, посвященные этому вопросу. Но по большому счету тема остается малоизученной.
Объектом исследования дипломной работы является теоритический и практический опыт стран западной Европы в сохранении культурного наследия.
Предметом дипломной работы является конкретный накопленный опыт стран западной Европы в законодательной и управленческой деятельности направленной на сохранение культурного наследия.
Цель и задачи дипломной работы
Целью данной работы является анализ всех процессов направленных на сохранение культурного наследия стран западной Европы.
Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть понятие "Культурная ценность";
– рассмотреть и оценить действия международных организаций в области сохранения мирового культурного наследия
– Исследовать, проанализировать и представить структуру законодательного и управленческого аппарата отдельных стран (Франции и Италии) в области культурной, национальной политики по сохранению культурного наследия
Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также в сочетании: исторического и системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ зарубежного опыта в области сохранения культурного наследия.
Информационной базой исследования стали нормативные и правовые акты международных организаций, посвященные охране культурного наследия.
. Гаагская конвенция 1954 года "о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта";
. Парижская конвенция "о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" 1970 года;
. Конвенция "О защите всемирного культурного и природного наследия" 1972 года;
. Римская конвенция УНИДРУА "О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях" 1995 года;
. Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 года;
. Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принятая 17 октября 2003 года в Париже
Теоретическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования собранного и проанализированного материала для формирования национальной политики России в области сохранения культурного наследия и популяризации этой проблемы.
Практическая значимость работы состоит в изучении зарубежного опыта в вопросах сохранения культурного наследия и последующего применения этого опыта в современных реалиях Российской действительности.
Научная новизна дипломного исследования и наиболее важные результаты. Дипломное исследование носит характер аналитического документа и дает возможность развить идею международного сотрудничества между Россией и странами западной Европы. В работе поставлена проблема понятия "Культурного наследия" в международном праве и важность его формирования для нашего государства. Проанализирован и представлен законодательный и управленческий опыт двух стран, имеющих колоссальный опыт в сохранении культурного наследия и формировании национальной политики в этой области – Франции и Италии.
Глава 1 Основные законы об охране памятников в Западной Европе
.1 Законодательная и управленческая практика сохранения и использования недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом
Италия, Франция, США, Германия, Норвегия – страны которые имеют национальные законодательства в области сохранения культурного и природного наследия. Они очень разные по характеру объектов наследия, по особенностям их административно-политического устройства, по традициям, сложившимся в связи с отношением к историческому наследию. Именно поэтому опыт их законодательной практики представляет огромный интерес для России, для специалистов, работающих в настоящее время над законодательными актами, как в масштабе всей России, так и ее отдельных регионов. Все они, однако, имеют некую общую базу – Конвенции ЮНЕСКО. Начиная с 1954 года именно эта организация положила начало формированию базы Всемирного наследия и формированию законодательства об охране объектов этого наследия.
К настоящему времени действует система международно-правовых норм в области охраны памятников истории и культуры. Рассмотрим основные из них:
. Гаагская конвенция 1954 года "о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта" стала первым международным соглашением, в котором объединены нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. В ней отмечается, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для всего человечества.
. 1970 году была принята Парижская конвенция "о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Она призвана предотвращать хищения и незаконную торговлю культурными ценностями. В ней говорится о необходимости международного сотрудничества как средства обеспечения охраны национальных культурных ценностей этих государств.
. 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция "о защите всемирного культурного и природного наследия", которая вступила в силу в декабре 1975 года. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1989 году. В Конвенции даётся определение понятия охраны всемирного культурного и природного наследия. Конвенцией установлено, что государства-участники Конвенции, по возможности, стремятся проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определённых функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования.
Статья 1. В настоящей Конвенции под "культурным наследием" понимаются:
· памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
· достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Также государства обязаны:
§ проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования;
§ учреждать, если они ещё не созданы, на всей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи;
§ развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию;
§ принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
§ содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.
. Генеральная конференция ЮНЕСКО на XX сессии, проходившей с 24 по 28 ноября 1978 года в Париже, приняла "Рекомендацию об охране движимых культурных ценностей". В ней констатируется рост рисков, связанных с перевозками, увеличение в некоторых странах количества случаев нелегальных раскопок, краж, незаконной торговли и актов вандализма в отношении культурных ценностей.
. 24 июня 1995 года в развитие Конвенции 1970 года была принята Римская конвенция УНИДРУА "о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях". Её задачей стало обеспечение дальнейшего сокращения незаконной торговли культурными ценностями путём создания более современного механизма их возврата.
. Принятие Конвенции об охране подводного культурного наследия (Париж, 2001 год) показало, что в деле сохранения подводного культурного наследия главным является вопрос о праве собственности на затонувшее судно и находящееся на нём имущество. В документе отражено, что любой спор между двумя или более государствами-участниками подлежит урегулированию путём переговоров в духе доброй воли или иными мирными средствами по собственному выбору государств-участников.
. Документом, в котором раскрывается принцип защиты культурных ценностей, сохранения и поощрения многообразия культуры, является проект Декларации, касающейся преднамеренного разрушения культурного наследия (2003 год). В нём обосновывается, что преднамеренное разрушение культурного наследия в случае вооруженного конфликта может относиться к одному из военных преступлений.
. Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принятая 17 октября 2003 года в Париже, признаёт, что процессы глобализации и социальных преобразований служат источниками серьёзной угрозы деградации, исчезновения и разрушения нематериального культурного наследия.
. Большое внимание охране памятников истории и культуры уделяет Европейский Союз. Так, в частности, действует Европейская Конвенция об охране археологического наследия от 6 мая 1969 года (Лондонская Конвенция). Ряд актов принят в рамках Европейского Союза, например, Рекомендации Комиссии Европейских Сообществ 1974 года о защите архитектурного и природного наследия.
В 2002 году учреждён Фонд солидарности Европейского Союза. В случае стихийных бедствий и катастроф Фонд призван представлять заинтересованным государствам помощь на восстановление различных объектов, в том числе объектов культурного наследия.
Безусловно, каждая страна и даже каждый регион имеют свою проблематику в организации охраны культурного наследия. Чаще всего это проблемы межведомственного аппарата, раздутый бюрократический аппарат. Но есть четкое различие между охранным законодательством стран западной Европы, которая занимает лидирующую позицию в этом деле, и странами третьего мира, СНГ и в частности Россией, которую, к сожалению можно поставить в один ряд с вышеперечисленными.
В странах с развитой частной собственностью немалое количество объектов природного и культурного наследия находится в частном владении. Законодательство этих стран знает ряд приемов, направленных на сохранение объектов наследия и его рациональное использование.
В Нидерландах существенная часть государственных природных резерватов образована из пожертвований частных лиц. Некоторые ценные участки признаются резерватами, оставаясь в частном владении, но их собственники не вправе приступать к строительству или иным преобразованиям без согласия государственных земельно-планировочных органов. С 1928 г. в стране действует закон, устанавливающий налоговые льготы для владельцев лесных земель, на которых имеются ценные природные ‘или культурные объекты – особенно если леса открыты для посещений. Льготы отменяются, если собственник плохо содержит свой лес или эксплуатирует его, таким образом, который не одобряется государственным лесным органом.
В Великобритании с 1925 г. действует закон о земельной собственности, по которому посторонним открыт доступ в горы на общинные земли. К земельным планировкам в сельской местности предъявляется требование, выполнение которого позволяет по возможности сохранить (или даже создать заново) так называемые пейзажные коридоры. Для сравнения можно указать, что отечественные инструкции по землеустройству сельскохозяйственных предприятий (одно из самых массовых планировочных мероприятий в сельской местности) не ставят перед собой задачу сохранять эстетику местности, а саму местность приспосабливать (в необходимых случаях) к нуждам туристов. Лишь небольшое внимание этим проблемам уделяют документы по лесоустройству. С 1986 г, администрации национальных парков в зонах своей деятельности уполномочены рассматривать проекты планировки и застройки местности – вплоть до отдельных ферм. При этом они стремятся добиться соглашения с собственниками о сохранении и восстановлении объектов природного и культурного наследия, попадающих в зону преобразования. (При необходимости производится выкуп наиболее ценных для парков земель). На это же нацелены строительные инспекторы и местные плановые комиссии, дающие разрешения на любое новое строительство.
Собственники частных парков, если они выполняют общественные функции (например, уменьшают наплыв посетителей на ценные природные угодья в национальных парках), могут претендовать на получение государственных дотаций. Многие национальные парки достигают соглашения с фермерами и другими владельцами земель о праве отдыхающих проходить по этим землям, знакомиться с находящимися там памятниками природы и архитектуры, пользоваться видовыми площадками. В ряде случаев частные владельцы получают за это денежную или натуральную компенсацию.
В плотно населенной Англии, где ценятся даже небольшие участки мало измененной природы, действуют и централизованные программы, предусматривающие выплату компенсации фермерам, если они позволяют проход по своим угодьям, а тем более устройство там туристских биваков. Обычно такие программы требуют забрасывания малоплодородных или малоудобных сельхозугодий, которое поощряется органами сельского хозяйства. Если на забрасываемых землях проводятся меры по содействию живой природе, то компенсация выплачивается по линии Комиссии по сохранению сельской местности. Она же вовлечена в финансирование частных мер по уходу за береговой линией моря, по поддержанию старых садов, живых изгородей и т.п. ландшафтных объектов.
Фонд Английская Природа выплачивает фермерам компенсации за отказ от интенсивного использования участков, имеющих научную или познавательную ценность (геологические, археологические и др. объекты), а также необходимых для существования редких видов биоты. Восстановлению лесов на частных землях помогает Лесная комиссия. Комплексная программа, предусматривающая забрасывание маргинальных сельскохозяйственных земель или ограничение их использования, действует в Уэльсе (Некоторые авторы считают выплату компенсации за многие частные мероприятия излишними, так как они были бы выполнены фермерами и без государственной поддержки). Независимо от этого, их критике подвергается фрагментарность ряда программ.
Все такие мероприятия проводятся в добровольном порядке, но в некоторых случаях (например, когда дело касается права прохода отдыхающих к берегам морей) они содержат элемент принудительности. Участки, имеющие природную или культурную ценность, но неухоженные и заброшенные, могут быть приведены в порядок даже помимо воли их владельцев. Государственная Комиссия по охране природы вправе принудительно выкупать участки, имеющие природно-научную ценность.
В Англии система выплат компенсации распространяется на местные власти. Если они поддерживают и благоустраивают ценные ландшафты, которые признаются "выдающимися живописными территориями", "морскими побережьями" и др., и если они обеспечивают доступ туда публики, то им полагаются государственные дотации.
В Англии, Шотландии и Северной Ирландии действует система небольших дотаций для собственников исторических зданий, сооружений, поскольку владельцам приходится нести повышенные расходы на их ремонт и содержание.
В США помимо многочисленных природных и культурных резерватов, организуемых центральными, региональными и местными властями, существуют заповедные комплексы, принадлежащие частным лицам и организациям. В ряде случаев управление ими передается государственным структурам или специализированным, обществам, но за учредителями остается право контроля за соблюдением условий, выдвинутых в момент передачи. Нередко ими же создаются особые фонды для финансирования эксплуатационных мероприятий. Если (по мнению учредителя) эти условия не выполняются, объект может быть изъят у эксплуатирующей его организации и передан другой. В одном случае собственники земель по р. Бантам в штате Коннектикут договорились заповедать прибрежную полосу в 60 м (200 футов), передав ее в управление местному парку. Такие отношения покрываются правовым институтом доверительной собственности (траст).
Ряд природоохранных и исторических организаций США практикует выкуп выдающихся земель с тем, чтобы сохранить их от застройки и других нежелательных преобразований. Такая же практика существует в Англии, где внимание подобных организаций направлено преимущественно на сохранение старинных построек и их окружения. Применяется также выдача дотаций (за счет указанных организаций) собственникам охраняемых объектов, чтобы облегчить их содержание и реставрацию.
В США некоторые федеральные органы, обладатели парковых и других ценных земель, пользуются институтом трастового управления, чтобы передать принадлежащие им природные и культурные объекты в управление местным научным или учебным учреждениям.
В национальных парках Англии допускается устройство водохранилищ, в том числе принадлежащих частным компаниям. Практически во всех таких случаях на водохранилищную компанию накладывается обязательство "терпеть" присутствие туристов на акваториях и берегах или даже создавать для этого соответствующие удобства. Если в парке ведутся горные работы, то разработчик. недр обязан допускать (с соблюдением мер предосторожности) экскурсантов, а на выработанных карьерах разрешать сбор минералогических коллекций и т.п. деятельность.
Государственные и частные гидротехнические работы должны содействовать сохранению и благоустройству лучших мест загородного отдыха в Северной Америке. В Канаде работы по реконструкции водного пути и строительству ГЭС на р. Св. Лаврентия, которые проводились в 1960-х годах, совмещались с показом посетителям достижений научно-технической мысли. В США на крупных застройщиков возлагается дополнительная обязанность создавать в соответствующих местах музеи (типа краеведческих) и зоны отдыха для посетителей. Такие меры были выполнены, например, в штате Невада на известном озере Тахо при плотине, регулирующей сток вытекающей из озера р. Траки. Такие же требования выдвигает Федеральная комиссия по регулированию энергетики при выдаче лицензий на строительство ГЭС. Выполнение этих требований она дополнительно проверяет в ходе компаний по продлению срока лицензий.
В США судебная система поддержала иски охранителей природы к Корпусу военных строителей (курирующего судоходные воды США) по поводу безучастного его отношения к осушению и застройке экологически ценных водно-болотных, угодий. Начав запрещать некоторые из такого рода работ, Корпус в то же время не выплачивает затронутым собственникам каких-либо компенсаций. Аналогичный результат последовал в деле о надстройке памятника архитектуры – Центрального вокзала в Нью-Йорке. Город запретил проект надстройки, сославшись на то, что "вокзал удовлетворяет своим функциям по обслуживанию пассажиров". Этот запрет был поддержан судебной системой.
В Калифорнии публичные ограничения могут настигать частных собственников в момент выдачи им разрешений на застройку. Такой метод практикует Комиссия штата по охране его морских побережий. Согласовывая проект строительства, она обычно требует, чтобы собственник сохранил "вид на море", а также допускал проход к нему.
Взаимоотношения с частным сектором в США выливаются иногда в необычные (для нашей страны) операции. Когда выдающаяся по своей живописности долина р. Озарк была выделена в, федеральную охраняемую зону, закон разрешил Службе национальных парков выкупать при необходимости частные земли (прежде всего для обеспечения прохода к реке) с последующей сдачей выкупленных земель в аренду прежним их собственникам.
Денежные расчеты могут затрагивать не только частный сектор, но и органы власти разного уровня. Обширный парк Адирондак, организованный штатом Нью-Йорк, захватывает как земли штата, так и смежные леса, принадлежащие частным собственникам. Тем самым право рубки в этих лесах ограничивается, а то и запрещается. Чтобы компенсировать упущенные выгоды собственников, штат применяет в отношении них налоговые льготы. С другой стороны, поскольку принадлежащие штату леса Адирондака не подлежат промышленной эксплуатации, местные власти теряют налоговые доходы, которые они могли бы получить в ином случае. Чтобы компенсировать эти потери, штат выплачивает местным властям налог с принадлежащей ему в Адирондаке недвижимости.
В России в недавнем прошлом некоторым колхозам и. совхозам удавалось выделять определенные участки в качестве природных резерватов – чаще всего для охраны насекомых-опылителей. Но эти мероприятия не были поддержаны земельным законодательством и не получили отражения в государственном земельном учете. Не видно их "следа" и в действующем налоговом законодательстве. В случае раздела сельскохозяйственных земель на частные владения эти резерваты вряд ли сохранятся, поэтому о них нужно вспомнить; заранее.
Надо сказать, что законодательство об аграрной реформе в России вообще уделяет мало внимания объектам наследия. При создании фермерских хозяйств на последние обычно накладывается два рода ограничений. Во-первых – сохранять проходящие по "Их владениям линии электропередач и, во-вторых, – соблюдать режим водоохранных полос вдоль малых рек и водохранилищ – в той мере, в какой последние выделены на местности (эту оговорку приходится делать по той причине, что далеко не везде отбиты на местности даже границы вновь образованных хозяйств). Другие меры охраны наследия не предусматриваются.
В законодательстве об аграрной реформе даже не упоминается о задаче сохранения объектов наследия. Не предусматривает оно и предварительной инвентаризации объектов наследия. Нет речи о налоговых льготах для владельцев земель, на которых окажутся охраняемые объекты; не ставится задача сохранения (или устройства заново) проезда и прохода к памятникам природы и культуры.
Проведение такого рода мероприятий тормозится также тем, что землеустроительная служба, традиционно занятая планированием использования сельской местности, никогда не ориентировалась и не ориентируется ныне на выявление объектов наследия, на их охрану и благоустройство.
Закон РФ 1991 г. "О плате за землю" (который фактически объединил плату за государственную землю и налог на частные владения) со временем "оброс" огромным количеством поправок и дополнений, предоставляющих льготы тем владельцам, которые не имеют (или не должны иметь) дохода от земли. Но среди этих льготников нет хозяйственных организаций и физических лиц, на чьих землях располагаются памятники природы и культуры, как и вообще тех, кто должен терпеть ограничения, наложенные в публичных интересах. Так, лишены льгот по земельному налогу сельхозпредприятия, чьи земли заходят во вторые и третьи пояса зон санитарной охраны водопроводов, а равно во вторые и третьи зоны округов санитарной охраны курортов.
Установление правил налогового обложения земли на уровне РФ вообще спорно, так как особенности хозяйственного использования территории можно учесть только на региональном и местном уровнях. Централизованное установление земельного налога не оправдано даже с чисто финансовой стороны, так как по закону в бюджет России поступает только 10% от собранных сумм.
Опыт ряда зарубежных стран свидетельствует о необходимости согласования действий по сохранению культурного и природного наследия (независимо от их ценности) с местными властями и общественными организациями.
Во Франции с 1976 г. проекты устройства новых национальных парков и резерватов не принимаются к рассмотрению, если их не поддерживают местные власти. Предусматривается организация межведомственных комитетов как совещательных органов дирекции национальных парков, а при них – научных советов, в которых обычно представлены университетские ученые, определяющие направленность и содержание научных исследований. В Англии до последнего времени дирекции национальных парков прямо подчинялись межведомственным советам, большинство членов в которые выделяли местные самоуправления; сами национальные парки формально имели столько земельно-планировочных полномочий, сколько им делегировали местные власти.
Именно на этом уровне власти действуют земельно-планировочные органы низового звена. Поэтому любые планировочные изменения, в том числе выделение новых объектов наследия, а также установление сервитутов, облегчающих пользование ими, почти автоматически фиксируются на местных картах и учитываются при всех последующих планировочных решениях. Примерно такое же положение имеет место в Восточных штатах США, где традиционно велика земельно-планировочная роль местных властей. При такой системе почти исключены случаи,, когда происходит "плановое" нарушение объектов наследия вследствие несогласованности действий между разными ведомствами и между властями разных уровней.
Такая система должна представлять интерес и для России, поскольку в нашей стране пока еще нет процедуры, позволяющей надежно учитывать объекты наследия при любой перепланировке местности.
В любой стране сотрудничество с местными властями является одним из важнейших слагаемых успеха при выявлении, описании, охране и организации использования объектов наследия. Если в стране имеется развитая сеть краеведческих организаций, "кружков любителей истории и других общественных организаций, то их помощь также оказывается необходимой. Именно так обстоит дело, например, в той же Англии.
В современной России относительно активны организации зеленых, но они проходят в основном "негативную стадию" своего развития, пытаясь противодействовать проектам, оказывающим воздействие на выдающиеся природные и культурные объекты или ухудшающим экологическую обстановку. Правда, они накапливают также опыт позитивного управления объектами наследия, но этот процесс идет пока медленно. Основная работа ложится здесь на специализированные органы и организации.
В этой области имеются резервы. Они заключаются в неиспользованных возможностях специалистов изыскательских организаций, которые нередко сталкиваются с объектами наследия в ходе своей работы, хотя, возможно, не всегда подозревают об этом обстоятельстве. Этот недостаток следовало бы преодолеть путем расширения подготовки будущих и переподготовки действующих специалистов: лесоустроителей, мелиораторов, топографов, геодезистов, геологов и др.
Некоторые улучшения следовало бы внести в отработанную форму паспорта, составляемого на каждый памятник истории и культуры. В этой форме не обращается должного внимания на то, кому принадлежит обслуживающая памятник земля, с кем он граничит, не фиксируется состояние земельного участка, наличие документов о его правовом режиме и даже сам факт регистрации этого участка в БТИ (бюро технической инвентаризации), в документах землеустройства или хозяйственного учета. Этот пробел делает памятник недостаточно защищенным с земельно-хозяйственной стороны.
Информационная обеспеченность является необходимым условием для сохранения объектов наследия. Фактически это первый шаг к привлечению внимания к проблемам сохранения и использования наследия, как со стороны общественности, так и органов местного самоуправления.
.2 Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия
культурный наследие италия франция
1.2.1 Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия
Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей.
С социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению – на ценности общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности – на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности; по назначению – на ценности, которые в связи со своими качественными характеристиками должны быть использованы в основном в научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных целях в современных условиях.
Рассмотрение культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории.
Политика государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило, охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и реформ. В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и, прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило своей охранительной функции.
Законодательство РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия (достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве. Ее суть можно изложить следующим образом:
. Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. 6 ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).
. Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием) признаются всемирным наследием ( достоянием ) человечества. Право собственности на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом (государством) (п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.).
. Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам ценностей незаконно вывезенных с их территории.
Исходным пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х годов ХХ века в международном публичном праве понятия "общее наследие человечества" применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже – в начале 70-х годов – в отношении Луны и других небесных тел и их ресурсов.
В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете стройной концепции.
Российская Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР.
Данная концепция нашла соответствующее преломление на региональном общеевропейском уровне. Согласно конвенциям 1969 и 1985 гг., принятых в рамках Совета Европы, архитектурное и археологическое наследие Европы признано "общим наследием всех европейцев". Российская Федерация с февраля 1996 г. является полноправным членом этой авторитетной международной организации и участвует в вышеуказанных конвенциях.
Культурная программа Совета Европы направлена на:
· содействие осознанию и развитию этой самобытности, которая составляет культурную мозаику нашего континента;
· поиски совместных решений проблем таких, например, как глобализация экономики и ее последствия, с которыми сталкиваются государства-члены при проведении их культурной политики.
На основе анализа законодательства ряда государств (США, Англии, ФРГ, Франции), а также принципов и норм международного права, можно прийти к выводу, что в вышеуказанных странах, а также в практике деятельности международных организаций, в частности, ЮНЕСКО и Совета Европы для обозначения культурных ценностей используются два наиболее распространенных понятия: cultural heritage – das Kulturerbe (культурное наследие) и cultural property – das Kulturgut – patrimoine culturel (дословно: культурная собственность). При этом термин "cultural property" по своему содержанию в одном из значений является эквивалентом понятия "национальное богатство" и поэтому полностью обоснованно переводится на русский язык как "культурное достояние".
Свидетельством заботы мировой общественности о культурном наследии являются важнейшие международно-правовые акты в данной сфере – конвенции об охране культурных ценностей: Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.
Например, в соответствии со Статьей 4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14.11.1970 г. по закрепленному в этом международно-правовом документе критерию – по источнику происхождения и создания – выделяются пять групп движимых культурных ценностей, относимых к культурному наследию. К первой группе относятся "культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории данного государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства". Ко второй группе отнесены ценности, обнаруженные на национальной территории. К третей – культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. В четвертую группу входят ценности, приобретенные в результате добровольных обменов. И, наконец, в пятую – культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда они происходят.
В целом, анализ литературы и правовых актов, в том числе и международно-правовых, касающихся сохранения культурного наследия, позволяет классифицировать культурные ценности по ряду критериев, а именно:
. Культурные ценности в философском аспекте представляют собой конкретно выраженный, наилучший творческий результат общественного труда определенной исторической эпохи, признаваемый национальным или всеобщим ориентиром человеческой деятельности на протяжении многих поколений.
. Культурные ценности в правовом аспекте – это уникальные предметы материального мира, являющиеся результатом человеческой деятельности прошлых поколений или тесно связанные с ней, имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение. Они обладают следующими признаками: а) обусловленность человеческой деятельностью или тесная связь с ней; б) уникальность; в) всеобщность; г) особая значимость для общества; д) возраст.
. Культурные ценности по внутреннему ценностному содержанию классифицируются: 1) по родовому признаку – на научные ценности и ценности искусства; 2) по видовому признаку – на исторические, археологические, палеонтологические, филателистические, нумизматические и т.д. (научные ценности); художественные, музыкальные, кинематографические, ценности архитектуры и скульптуры и т.п. (ценности искусства).
.2.2 Международные организации в системе Всемирного культурного наследия
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 – межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.).
Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.
Система Всемирного наследия состоит из нескольких структур:
⌂ Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО
⌂ Комитет Всемирного наследия
⌂ Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО
⌂ Бюро Всемирного наследия
Фонд Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО имеет выдающуюся ценность. Этот Фонд, согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является целевым фондом.
Структурно Фонд выглядит следующим образом:
При этом Отдел внешних связей взаимодействует с:
ЮНЕСКО <http://unesco.ru>;
Международными организациями системы Всемирного наследия;
Государственными организациями;
Православными организациями;
Партнерами.
Комитет может внести объект Всемирного наследия, соответствующий определению, данному в Статьях 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного наследия, в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из перечисленных ниже случаев.
Для объектов культурного наследия:
Установленная опасность – Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано, к примеру:
· серьезное разрушение материалов;
· серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов;
· серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного окружения;
· значительная утрата характеристик исторической подлинности;
· значительная утрата культурной значимости.
Потенциальная опасность – На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:
· изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны;
· отсутствие охранной политики;
· пагубные последствия хозяйственного развития региона;
· пагубные последствия развития городской застройки;
· возникновение или угроза вооруженного конфликта;
· постепенные изменения в результате воздействия геологических, климатических и пр. экологических факторов.
В Систему международных организаций по сохранению культурного наследия входят:
ИККРОМ (ICCROM). Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей – межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия, а также проводящий тренинги по реставрационным технологиям. Центр создан в 1956 году, находится в Риме. Является активным членом информационной сети Всемирного наследия.
ИКОМ (ICOM). Международный совет музеев основан в 1946 году с целью развития и поддержки музеев и их сотрудников на международном уровне. Совет был инициатором создания информационной сети Всемирного наследия.
ИКОМОС (ICOMOS). Международный совет по охране памятников и исторических мест основан в 1956 г., после принятия Венецианской хартии, с целью поддержки идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической отчетности о состоянии включенных в Список объектов. Совет является одним из ведущих членов информационной сети Всемирного наследия.
МСОП (IUCN). Международный союз охраны природы и естественных богатств – международная неправительственная организация, осуществляющая подготовку рекомендаций Комитету Всемирного наследия по включению в Список объектов природного наследия, а также готовящая отчеты о состоянии сохранности включенных в Список объектов через международную сеть специалистов. МСОП был создан в 1948 году, расположен в Швейцарии. В МСОП насчитывается более 850 членов.
ОГВН (OWHC). Организация городов Всемирного наследия (OWHC).
Города Всемирного наследия – организация, основанная в 1993 году для развития сотрудничества между городами Всемирного наследия, в особенности в рамках выполнения Конвенции. Она способствует обмену знаниями и опытом управления, а также взаимной материальной поддержке в деле охраны памятников и исторических мест. Особый подход заключается в необходимости более динамичного управления расположенными в городах объектами из-за повышенной антропогенной нагрузки. К настоящему времени в мире насчитывается более 100 городов Всемирного наследия.
Глава 2. Охрана культурного наследия во Франции и Италии
.1 Охрана памятников истории и культуры в Италии
Отношения, касающиеся охраны памятников истории и культуры Итальянской Республики, регулируются большим количеством нормативных актов, к основным из которых относятся нижеследующие акты.
Законы:
• Закон № 1089 "Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес" от 1 июня 1939 г.;
• Закон № 1150 "Об урбанистике" от 17 августа 1942 г. (с последующими изменениями);
• Закон № 1552, содержащий нормы по защите памятников, находящихся под охраной, от 21 декабря 1961 г.;
• Закон № 310 "Об образовании комиссии по охране и использованию имущества, представляющего публичный интерес" от 26 апреля 1964 г.;
• Закон № 1062 "О подделке произведений искусства" от 20 ноября 1971 г.;
• Декрет-закон № 288, содержащий новые нормы по экспорту предметов, представляющих художественный и архивный интерес, от 5 июля 1972 г.;
• Закон № 487 от 8 августа 1972 г., преобразующий в закон Декрет-закон № 288 от 5 июля 1972 г.;
• Закон № 23 "Об исследованиях, касающихся защиты национального историко-художественного наследия" от 6 февраля 1973 г.;
• Декрет-закон № 657. "Об образовании Министерства культурного достояния" от 14 декабря 1974 г.;
• Закон № 5 от 29 января 1975 г., преобразующий в закон, с изменениями, Декрет-закон № 657 от 14 декабря 1974 г.;
• Закон № 44 "О мерах, направленных на защиту национального археологического, художественного и исторического достояния", от 1 марта 1975 г,;
• Закон № 175 регулирующий охрану государственных музеев и раскопок", от 20 мая 1975 г.;
• Закон № 176 "О предупреждении краж и пожаров произведений искусства" от 27 мая 1975 г.;
• Закон № 10, содержащий нормы о застройке, земли, от 28 января 1977 г.;
• Закон № 970 "О размере сумм, предусмотренных для охраны предметов, представляющих художественный и исторический интерес" от 28 декабря 1977 г.;
• Закон № 803, содержащий нормы по функционированию государственных библиотек, присоединенных к национальным памятникам, от 2 декабря 1980 г.;
• Закон № 229 "О неотложных мерах по финансированию проектов, направленных на восстановление, реставрацию и использование культурного достояния" от 12 июня 1984 г.;
• Закон № 332 "О мерах по реконструкции зданий, используемых для государственных музеев, галерей, архивов и библиотек" от 27 июня 1985 г..
Декреты Президента республики:
• Декрет от 27 марта 1986 г., утвердивший программные направления в отношении сфер приоритетного вмешательства для реализации инициатив, направленных на использование и восстановление культурного достояния;
• Ордонанс от 3 августа 1984 г. о срочных мерах по спасению художественно-исторического достояния коммун областей Абруцци, Лацио, Молиз, Кампанья, пострадавших в результате землетрясений 7 и 11 мая 1984 г.;
• Решения межведомственного комитета по экономическому программированию, утвердившие список проектов по использованию культурного достояния и проведению дополнительных работ.
Понятие и виды памятников истории и культуры
По смыслу законодательства, памятниками истории и культуры будут именоваться предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес. Согласно ст. 1. Закона № 1089 от 1 июня 1939 г., это предметы, имеющие значение для палеонтологии, предыстории и примитивной культуры; предметы, представляющие нумизматический интерес, манускрипты, автографы, переписка, важные документы, первопечатные книги, а также редкие и ценные книги, оттиски, записки. Этим же законом в круг охраняемых объектов включены виллы, парки и сады в тех случаях, когда они представляют художественный или исторический интерес. Объектом правовой защиты является также недвижимость, которая обладает существенной исторической ценностью и представляет интерес, поскольку имеет отношение к политическим и военным событиям, к истории литературы, искусства и культуры в целом.
Законом также охраняются коллекции или серии объектов, которые традиционно известны как комплексы, представляющие исключительный художественный или исторический интерес.
Действие закона распространяется не только на предметы, находящиеся в собственности государства. Согласно ст.839 итальянского гражданского кодекса предметы частной собственности, недвижимые и движимые, которые представляют художественный, исторический или этнографический интерес, находятся в сфере действия специального закона. В отношении имущества, принадлежащего церковным организациям, необходимые меры проводятся с согласия церковных властей.
Учет и регистрация памятников истории и культуры
Местные государственные органы, а также учреждения и институты, установленные законом, обязаны составлять и иметь в своем распоряжении обновленные списки предметов, представляющих исторический и художественный интерес, которые находятся в частной собственности. Сведения о недвижимых предметах заносятся в реестр недвижимости.
Названные объекты подлежат охране, поскольку они находятся на итальянской территории, вне зависимости от национальности их собственников, владельцев или обладателей.
Произведения современного Искусства могут быть включены в сферу действия закона’ только по истечении пятидесяти лет с момента выполнения данного произведения или после смерти автора. До этого времени": вопросы, связанные с охраной произведений искусства, регулируются авторским правом.
Учет и регистрация памятников истории культуры Италии ведутся Центральным институтом каталогизации и документации (создан в 1969 г.). В настоящее время его бюджет составляет около 280 000 долларов. Сбор документации по движимым произведениям искусства начался с 1969 г., по недвижимым – с 1974 г. Ежегодное число поступлений документов составляет приблизительно 120-130 тысяч единиц. В штате института работают историки, археологи, архитекторы и другие служащие.
Центральным институтом каталогизации и документации осуществляется руководство по созданию каталога культурного достояния. Для регистрации памятников истории и культуры имеются специальные бланки-формулы. Их образцы публикуются в списках бланков каталога культурного достояния, которые издаются с 1972 г. Одни списки включают недвижимые объекты, другие – художественные и исторические произведения.
Бланк-форма содержит все основные сведения об объекте -местонахождение, авторство, хронологические сведения, данные о современном использовании, степень ценности и сохранности памятника, а также необходимые приложения, рисунки, фотографии, карты. Установлено шесть категорий сохранности памятника: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо, руины.
После выявления данных о памятнике производится сбор необходимой документации, затем заполняется бланк-форма и осуществляется проверка его заполнения для подтверждения точности и достоверности данных. Оригинал бланка-формы остается в архиве организации, занимающейся выявлением и учетом памятников истории и культуры. Копии направляются в Центральные объединенные архивы каталога, находящиеся в институте, и в заинтересованные организации. В архивах хранятся заполненные бланки-формы, графические изображения и фотоматериалы. Бланки-формы имеют номера генерального каталога и расположены по топографическому признаку.
Информация, имеющаяся в генеральном каталоге, используется государственными органами, осуществляющими охрану культурного достояния страны, местными и областными органами власти, полицией (в случаях хищения или порчи предметов, внесенных в каталог), таможенной службой (для предупреждения незаконного вывоза культурных ценностей за границу), научными и учебными заведениями.
Обеспечение сохранности, порядок содержания и использования памятников культуры
В Законе № 1089 от 1 июня 1939 г. указывается, что все предметы, представляющие художественный или исторический интерес, принадлежащие государственным организациям или частным лицам, не могут разрушаться, обновляться, изменяться или реставрироваться без разрешения Министерства общественного образования (теперь – Министерства культурного достояния). Эти предметы не могут использоваться, если это несовместимо с их художественным или историческим значением, или если это наносит вред их сохранности или целостности.
В середине 70-х годов вопросам охраны культурного достояния в Италии уделялось значительное внимание. Декретом-законом № 657 от 14 -декабря 1974 г. было образовано Министерство культурного достояния. После образования данного министерства был принят ряд законов, связанных с деятельностью по охране памятников культуры. Одним из наиболее значительных является Закон №. 44 "О мерах по охране национального археологического, художественного и исторического достояния" от 1 марта 1975 г. В законе уточняются основные положения о полномочиях и формировании штата Министерства культурного достояния, а также устанавливаются более строгие, по сравнению с ранее действовавшими, санкции за нарушение законодательства по охране предметов, представляющих художественный и исторический интерес.
Законом запрещен экспорт предметов, представляющих художественный или исторический интерес, в случае, если ценность пред мета такова, что его экспорт наносит существенный ущерб национальному культурному достоянию. Для экспорта иных предметов, представляющих художественный или исторический интерес, должна быть получена специальная лицензия. Законом установлено, что в течение двух месяцев с момента подачи заявления, министр имеет право приобрести в соответствии с ценой, указанной в том же заявлении, предмет, который представляет значительный интерес для национального культурного достояния.
В ст. 2 Декрета президента республики № 805 от 3 декабря 1975 г. указано, что памятники культуры являются национальным достоянием, и области сотрудничают с государственной администрацией в деятельности по охране памятников культуры в пределах, устанавливаемых по взаимному согласию. Деятельность по использованию памятников культуры области осуществляют в соответствии с программами, согласованными с центральной государственной властью.
Участвуют в деятельности по охране памятников культуры и местные органы государственной власти. Так, согласно Закону № 10 от 28 января 1977 г., содержащему нормы по застройке земли, для проведения строительных работ необходимо получение разрешения соответствующей коммуны. В разрешении наряду с другими вопросами указываются работы по изменению исторических центров и по реставрации городских центров. Министерство культурного достояния оказывает влияние на составление планов развития территорий, когда это касается охраны исторических центров.
Органы управления по охране памятников истории и культуры
Осуществление руководства, деятельностью по охране памятников культуры и искусства Законом № 823 от 22 мая 1939 г. возлагалось на Министерство народного образования, в составе которого1 действовала общая дирекция исторических и художественных памятников. В настоящее время данные функции осуществляет Министерство культурного достояния, образованное в соответствии с Декретом-законом № 657 от 14 декабря 1974 г. (Законом № 5 от 29 января 1975 г. Декрет-закон № 657 был с изменениями преобразован в закон).
Министерство культурного достояния осуществляет руководство деятельностью по охране и использованию археологического, художественного и природного достояния, способствует пропаганде искусства и культуры, координирует и руководит инициативами в данной области, за исключением тех, руководство которыми входит в круг полномочий Министерства иностранных дел, организует совместно с компетентными, органами исследования и составление программ в данной области, осуществляет надзор за проведением необходимых мероприятий.
Организационная структура Министерства культурного достояния закреплена Декретом президента республики № 805 от 13 …декабря 1975 г. В ст. 2 Декрета указано, что памятники культуры являются национальным достоянием, и области сотрудничают с государственной администрацией в деятельности по охране памятников культуры в пределах, устанавливаемых по взаимному согласию. Деятельность по использованию памятников культуры области осуществляют в соответствии с программами, согласованными с государством.
Основной структурной единицей Министерства культурного достояния является национальный совет, возглавляемый министром. Он вырабатывает методы составления программ по вопросам охраны памятников культуры, высказывает мнения по программам, предлагаемым государственной администрацией, подготавливает ежегодные доклады о выполнении программ; предложенных центральными службами и институтами, занимающимися охраной памятников культуры; по запросу министра высказывает мнение о проектах нормативных и общих административных актов. Национальный совет состоит из представителей следующих министерств: иностранных дел, общественных работ, сельского хозяйства и лесов, народного образования, промышленности и торговли, службы научных исследований. В совет включены представители областей, провинций и коммун, университетов страны, служащие администрации охраны памятников культуры, эксперты. Назначаются члены национального совета декретом министра культурного достояния сроком на четыре года. Национальный совет выбирает из своего состава вице-председателя и принимает регламент своей деятельности.
Из числа членов названного совета образуются комитеты секторов, в том числе:
по архитектурному достоянию;
по археологическому достоянию;
по архивному достоянию;
по книжному достоянию и институтам культуры. Каждый комитет состоит из восьми человек.
Министерству подчинены периферийные органы по охране памятников культуры, а именно главные управления по: археологии, художественному и историческому достоянию, архитектурному достоянию, архивному достоянию, государственным архивам, государственным публичным библиотекам. В законодательстве уточняется, что главное управление по охране памятников осуществляет также охрану природных и ландшафтных достопримечательностей и занимается рассмотрением вопросов, касающихся градостроительства. Здесь необходимо отметить, что согласно Закону № 10 от 28 января 1977 г., содержащему нормы о застройке земли, для проведения строительных работ необходимо получение разрешения соответствующей коммуны. В разрешении наряду с другими вопросами указываются работы по изменению исторических центров и по реставрации городских центров. Министерство через свои управления оказывает влияние на составление территориальных планов, когда это касается охраны исторических центров.
Законом № 292 от 14 марта 1968 г. были установлены пределы полномочий Министерства общественных работ в случаях, когда выполняемые работы касаются историко-художественного достояния. Решение вопросов, связанных с выполнением таких работ, было отнесено к исключительной компетенции Министерства народного образования (теперь – Министерство культурного достояния). В циркуляре Министерства общественного образования от 22 июля 1968 г. было разъяснено, что работы, которые Закон № 292 оставляет в сфере полномочий Министерства общественных работ, имеют в основном технический характер, не имеют художественного значения и не требуют научных исследований или специальной технической процедуры. В остальных случаях выполнение необходимых работ осуществляется службами, находящимися в ведении Министерства культурного достояния.
Службами и институтами Министерства культурного достояния с разрешения министерства выполняются также исследования и работы по поиску предметов, представляющих историко-художественный интерес, на всей территории страны. Все найденные предметы, представляющие историко-художественный интерес, принадлежат государству. В ст. 44 Закона № 1089 от 1 июня 1939 г. указывается, что все предметы, представляющие художественный или исторический интерес, принадлежащие государственным организациям или частным лицам, не могут разрушаться, обновляться, изменяться или, реставрироваться без разрешения Министерства культурного достояния. Эти предметы не могут использоваться, если это несовместимо с их художественным или историческим значением или если это наносит вред их сохранности или целостности.
Деятельность по охране памятников культуры осуществляется областными координационными комитетами, периодическими областными конференциями главных управлений, аппаратом Министерства культурного достояния, аппаратом главных управлений, библиотек и государственных архивов. Активно участвуют в этой деятельности центральные институты: каталогизации и документации, единого каталога итальянских библиотек и библиографической информации, реставрации.
Ответственность за нарушения законодательства
Законом "О мерах, направленных на защиту национального археологического, художественного и исторического достояния" от 1 марта 1975 г. установлено, что представители провинций, коммун, учреждений и организаций, определенных в законе, которые в течение предусмотренного срока не подали без удовлетворительных причин списка предметов, представляющих художественный и исторический интерес, или подали неточный список, наказываются штрафом от 300 000 до 3 млн. лир (ст. 15). Те же лица, которые в нарушение положений законодательства осуществляют продажу предметов старины и искусства, наказываются лишением свободы сроком до одного года и штрафом от 1,5 млн. до 75 млн. лир (ст. 17).
Итальянским уголовным кодексом предусмотрена ответственность за нанесение ущерба национальному археологическому, историческому или художественному достоянию. "В" ст. 733"" указано, что тот, кто уничтожает, ухудшает или повреждает памятник или другой предмет, имеющий значительную ценность, наказывается в случае, если этими действиями нанесен ущерб национальному; археологическому или художественному достоянию, лишением свободы сроком до одного года или штрафом не свыше 800 000 Лир. В этой же статье указывается, что поврежденная вещь может быть конфискована.
В силу Закона № 1089 "Об охране предметов, представляющих художественный или исторический интерес" от 1 июня 1939 г. вывоз охраняемых законом культурных ценностей за границу запрещается в той мере, в какой это повлекло бы за собой значительный ущерб для национального культурного достояния. Отчуждение и другие соглашения и сделки, совершенные вопреки данному запрету, признаются ничтожными.
Если вещь в нарушение закона не была внесена в реестр культурных памятников, вследствие чего она оказалась вывезенной за границу, виновный, независимо от других мер ответственности, обязан уплатить государству сумму, равную стоимости вещи. Та же обязанность лежит на лице, временно вывезшем такую вещь за границу и не вернувшем ее в страну в установленный срок. Незаконный вывоз памятников культуры за границу карается штрафом. Такому же в принципе наказанию подлежит покушение на данное деяние. Сам предмет вывоза конфискуется как контрабанда.
2.1 Охрана памятников историй и культуры во Франции
Система законодательства об охране памятников истории и культуры
Охрана памятников истории и культуры регламентируется нижеследующими правовыми актами:
• законом "Об исторических памятниках" от 31 декабря 1913 г. (с изменениями и дополнениями законами от 25 июля 1927 г., 24 мая 1941 г., 25 февраля 1943 г., № 66-1042 от 30 декабря 1966 г., № 67-1174 от 28 декабря 1967 г., № 70-1219 от 23 декабря 1970 г., № 76-1285 от 31 декабря 1976 г., № 80-532 от 15 июля 1980 г., № 83-8 от 7 января 1983 г.);
• законом "О реорганизации защиты природных памятников и ландшафтов художественного, исторического, научного, легендарного и живописного характера" от 2 мая 1930 г. (с последующими изменениями);
• законом "О регламентации археологических раскопок" от 27 сентября 1941 г.;
• законом № 68-1251 "О поощрении сохранения национального художественного достояния от 31 декабря 1968 г.;
• законом № 87-8 "О распределении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством" от 7 января 1983 г.;
• – программным законом № 88-12 "О монументальном достоянии" от 5 января 1988 г. и рядом декретов, принятых во исполнение указанных законов.
Понятие и виды памятников истории и культуры
Французское законодательство не дает определения памятникам истории и культуры. Любые движимые и недвижимые предметы и объекты могут быть отнесены к памятникам истории и культуры, подлежащим охране со стороны государства. При этом они должны представлять интерес с "исторической, художественной, легендарной, научной и живописной" точек зрения. Таким образом, понятие "памятник истории и культуры" включает два признака: 1) историческая, художественная, легендарная, научная и живописная ценность; 2) особый правоохранительный режим.
Согласно законодательству к памятникам истории и культуры могут быть отнесены: здания, архитектурные ансамбли, движимые памятники искусства и культуры (картины, предметы прикладного искусства, коллекции книг или рукописей и т.д.) и так называемые естественные памятники (ландшафты, озера, реки, леса и т.д.). Вокруг охраняемого памятника (если это строение, ансамбль, ландшафт) может быть установлена охранная зона.
Учет и регистрация памятников истории и культуры
Для того чтобы на здание, предмет или ландшафт распространялся режим государственной охраны, они должны быть включены в специальный список памятников, охраняемых государством. Внесение памятников в список находится в компетенции министра по делам культуры. Однако если памятник либо земля, на которой расположены здания, либо ландшафт не являются собственностью государства, то для включения их в список требуется согласие собственника (департамента, коммуны, учреждения или частного лица). В случае несогласия собственника, акт включения памятника в список может быть осуществлен вопреки его воле специальным декретом Государственного совета. Кроме того, по представлению министра по делам культуры памятники истории и культуры или земля, на которой они расположены, могут быть принудительно выкуплены государством у собственника. Если включению в список подлежат реки или озера, которые могут быть использованы для получения электроэнергии, то на это требуется согласие заинтересованного министра. На включение в список здания, являющегося собственностью государства, требуется согласие министерства, в пользование которого оно передано. В случае отсутствия такого согласия вопрос решается правительством.
Список памятников истории и культуры, поставленных под охрану государства, пересматривается каждые десять лет и публикуется в печати. Для исключения из списка охраняемых зданий или ландшафтов требуется издание правительственного декрета, а для исключения движимых памятников – постановление министра по делам культуры (и то и другое происходит по инициативе государства или собственника). Кроме национального списка памятников истории и культуры существуют дополнительные списки исторических памятников, которые составляются на региональном уровне. Просьба о включении в дополнительный список может исходить от собственника, а также от любого заинтересованного физического или юридического лица. В дополнительный список включаются только недвижимые памятники. Префект региона передает предложение о включении недвижимости в дополнительный список исторических памятников на заключение региональной комиссии по историческому, археологическому и этнографическому достоянию. На основании заключения комиссии префект региона решает вопрос о включении недвижимости в дополнительный список. Префект региона может обратиться к министру по делам культуры о включении недвижимого памятника в национальный список. В этом случае министр обязан передать предложение префекта на заключение Высшей комиссии по историческим памятникам и Высшему совету по археологическим исследованиям, если речь идет об археологических раскопках. На основании заключения комиссий министр по делам культуры решает вопрос о включении недвижимости в национальный, список.
Если инициатива о включении в национальный список исходит от министра по делам культуры, он обязан получить заключение от региональной комиссии по историческому, археологическому и этнографическому достоянию, проконсультироваться в Высшей комиссии по историческим памятникам, а, в случае необходимости, в Высшем совете по археологическим исследованиям.
Обеспечение сохранности, порядок содержания и использования памятников культуры
Включение произведения искусства, памятника культуры, городского ансамбля или, ландшафта в список охраняемых государством объектов обязывает собственников или владельцев (в том числе государство) этих объектов обеспечить их сохранность. А потому собственники лишены права производить какие-либо работы, которые могут изменить облик памятника или ландшафта (в том числе строительство в зоне памятника). Если это влечет за собой ограничение возможностей эксплуатации памятника и приводит к убыткам, собственник имеет право на получение от государства соответствующего возмещения.
Охраняемые памятники не могут быть разрушены, перемещены, реставрированы, перестроены или достроены без специальной санкции министра по делам культуры. Сам же министр (через органы, ведающие охраной) может обязать собственника произвести реставрацию памятника. В этом случае министр определяет сумму дотации, выделяемой на это государством (не свыше 50% всей стоимости реставрации). Размер дотации собственник памятника может оспаривать в административном трибунале. В случае срочной необходимости сохранить памятник министр вправе объявить о временном переходе памятника в распоряжение государства (если речь идет о здании, то государству могут быть переданы и соседние строения).
Памятники истории и культуры, принадлежащие государству, неотчуждаемы. Если же собственниками являются департаменты или коммуны, то отчуждение может иметь место, но только с разрешения министра по делам культуры и только государственному органу или учреждению. Частные лица, являющиеся собственниками памятников, включённых в список охраняемых, могут отчуждать их только с разрешения министра по делам культуры. При этом собственник обязан сообщить приобретателю о том, что предмет является охраняемым памятником. Дарители и завещатели должны обязать нового собственника не только гарантировать сохранность памятника, но и сохранить свободный (бесплатный или платный) доступ публики для осмотра.
Дарение и завещание в пользу государства освобождается от уплаты сборов и налогов.
Вывоз памятников истории и культуры, охраняемых государством, за границу (продажа, завещание, дарение, обмен) запрещается вообще, вне зависимости от того, кто является собственником – государство или частное лицо.
Во Франции сложилась практика принятия парламентом программных законов в области монументального наследия на пятилетний срок. Программным законом № 88-12 от 5 января 1988 г. был определен общий размер капиталовложений на 1988-1992 гг. в сумме 5145,6 млн. франков.
Указанные суммы ежегодно пересматриваются с учетом индекса цен. Выделенные средства направлены:
на реставрацию и поддержание в сохранности исторических памятников, внесенных в национальный и дополнительный списки;
на сохранение крупных археологических ландшафтов. К этой группе памятников относятся гражданские, военные и религиозные здания, в частности соборы и исторические парки и сады. Ежегодно правительство представляет в парламент отчет о реализации указанного закона.
Органы управления по охране памятников истории и культуры
Охраной памятников истории и культуры ведают министр по делам культуры, префекты регионов, департаментов и мэры, коммун.
В рамках Министерства культуры при Главном управлении архитектуры функционирует постоянная Комиссия по охране памятников культуры и искусства. В ее функции входит: подготовка мер, направленных на сохранение и реставрацию охраняемых памятников, а также поиски новых ценных исторических и культурных памятников, представляющих исторический или художественный интерес и потому подлежащих включению в список охраняемых. Комиссия, состоящая из четырех отраслевых секций, формируется из чиновников министерства и привлеченных специалистов (историков, архитекторов, искусствоведов).
Под председательством министра культуры функционируют Национальная комиссия по всеобщей инвентаризации памятников и художественных богатств (далее – Комиссия). В состав Комиссии входят 39 человек – представители министерств и ведомств, научных и творческих организаций. Комиссия готовит заключения и предложения по организации учетных работ и исследований в области материальной культуры. Она рассматривает вопросы, касающиеся общих задач и методологии этих исследований, а также вопросы издания и распространения научной информации. Комиссия собирается не менее двух раз в год по инициативе министра культуры или по требованию не менее половины ее членов с определенной повесткой дня. В рамках Комиссии функционируют постоянное представительство и оценочный комитет.
Кроме комиссий в рамках Министерства культуры существует Национальная касса по охране памятников культуры и искусства, в задачи которой входит сбор средств, предназначенных для охраны памятников (помимо тех, которые ежегодно выделяются из государственного бюджета), и распоряжение этими средствами.
Помимо национальных органов по охране памятников истории и культуры существует система местных органов, занимающихся вопросами охраны памятников. При префектах регионов действуют региональные комиссии по историческому, археологическому и этнографическому достоянию. Председательствует в комиссии префект региона или его представитель. Комиссия состоит из тридцати человек. Это представители административного аппарата, специалисты, представители общественных организаций. Комиссия подготавливает заключения по всем вопросам, касающимся изучения, защиты и сохранения исторических, археологических и этнографических памятников в регионе.
В департаментах функционируют специальные департаментские органы по охране памятников истории и культуры, подчиненные префектам департаментов.
В 1970 г. были созданы высшая и департаментские комиссии по охране местностей и пейзажей, имеющих историческое, научное или художественное значение. Высшая комиссия является консультативным органом при министре культуры. Она состоит из представителей Парламента, Государственного совета и ряда ведомств, а также из четырех архитекторов и десяти иных специалистов. Комиссия имеет постоянную секцию, на которую возлагается подготовка вопросов к рассмотрению комиссией. Департаментские комиссии возглавляются префектом и. состоят из представителей ряда центральных и местных органов.
Ответственность за нарушение законодательства
Нарушение собственниками или владельцами охраняемых памятников возложенных на них обязательств влечет за собой ответственность – имущественную, административную или уголовную.
В тех случаях, когда министр культуры констатирует, что охраняемый памятник истории или культуры находится под угрозой разрушения, а собственник или владелец не хочет или не может принять соответствующие меры для сохранения, министр правомочен либо предписать проведение реставрационных работ за счет государства и взыскать затраченные суммы с собственника, либо передать памятник органам церковного управления или музеям, которые возьмут на себя сохранение и реставрацию памятника.
В тех же случаях, когда собственник или владелец охраняемого памятника в нарушение установленных правил производит запрещенные работы (строительство в охранной зоне, перестройка и т.д…), он может быть оштрафован на сумму от 2 000 до 6 000 фр. Правом констатировать нарушения, влекущие за собой штраф, пользуются: полиция, представители Министерства культуры, члены комиссии по охране памятников, работники архитектурного надзора, местные органы власти, представители Министерства сельского хозяйства (последние только в отношении охраняемых ландшафтов, включающих реки, озера, леса).
Независимо от наложения штрафа работы, предпринятые в нарушение запретов, могут быть приостановлены по распоряжению прокуратуры на основании просьбы министра культуры, местных властей или следователя, ведущего расследование по делу о нарушении сохранности памятника. Собственник и другие виновные лица наказываются лишением свободы от одного месяца до двух лёт и штрафом от 500 до 4 000 фр. (ст. 257 УК). Решение о приостановке работ может быть вынесено и судом, и тогда оно подлежит немедленному исполнению.
В тех случаях, когда органы суда или прокуратуры медлят с вмешательством, местные органы власти (префект или мэр) могут вынести постановление о приостановлении работ. Постановление немедленно передается в прокуратуру, которая либо отменяет его, либо передает дело в суд. Если суд подтверждает постановление о приостановке работ и констатирует нарушение правил сохранения памятника, то он выносит решение обязывающее. собственника восстановить памятник и охранную зону вокруг него в первоначальном виде. Невыполнение решения суда в установленный срок может повлечь за собой для собственника наказание, в виде уплаты штрафа (от 5 000 до 100 000.pp.) или лишение свободы (от 15 дней до 3-х месяцев), а также уплату пени за каждый день просрочки (от 20 до 500 фр.). Если же, несмотря на эти санкции, собственник все же не выполнит решение суда о восстановлении памятника в. первоначальном виде, то Министерство культуры может либо осуществить эти работы за счет владельца, либо провести принудительный выкуп памятника.
Наказанию подлежат хранители памятников культуры и истории за пренебрежительное отношение к своим обязанностям, повлекшее разрушение или похищение памятника (лишение свободы от 8 дней до 3-х месяцев и штраф от 150 до 15 000 фр. или одно из этих наказаний).
Согласно ст.21 Закона "Об исторических памятниках" от 31 декабря 1913 г., вывоз памятников культуры и искусства, охраняемых государством, за границу запрещен, независимо от того, кто является собственником – государство или частное лицо. За нарушение этого запрета ст.31 Закона предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 до 40 000 фр. и тюремное заключение на срок от 6 дней до 3-х месяцев либо одно из этих наказаний.
В случае рецидива предусмотренные минимум и максимум штрафа удваиваются (ст. 34-1 Закона 1913 г.).
Наказания назначаются с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств, указанных в ст.463 УК Франции.
Заключение
Понятие "Культурное наследие" крепко закрепилось в международном праве, от его понимания зависят основные векторы и положения в культурной политики любой страны. Зарубежное законодательство осознало это и разрабатывает свои концепции в этом направлении. Россия значительно отстает от стран запада. Необходимо разрабатывать новые правовые нормы в отношении культурного наследия, и быстрее всего эту проблему можно решить, обратившись к опыту зарубежных специалистов и накопленному ими опытом.
Важнейшим документом в области охраны всемирного культурного наследия является "Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия" (Париж, 1972 г.). Она касается памятников, культурных и природных объектов, имеющих исключительную ценность для всего человечества. Значимость международных организаций сложно переоценить, их деятельность положила начало общемировому охранному законодательству. Россия входит во множество общественных международных организаций, и ратифицировала множество общественных договоров, конвенций и рекомендаций, однако степень их соблюдения желает оставлять лучшего и еще есть над чем работать. Наиболее значительный вклад по сохранению культурного наследия осуществляют международные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций, особенно ЮНЕСКО и организации Системы Всемирного наследия.
Опыт Франции и Италии в сохранении культурного наследия является наиболее значимым в этой области. Изучение их национальной политики в области культуры, а также тесное сотрудничество с ними может способствовать появлению национальной политики в области культуры в нашей стране. Культурное достояние народов всех стран входит в общее наследие человечества. Благополучное развитие невозможно без сбережения достижений прошлого. В настоящее время культурным ценностям многих стран угрожают опасности самого различного характера, поэтому забота о сохранении этих ценностей становится необходимостью для существующих и грядущих поколении на пути к цивилизованному и высокоразвитому мировому сообществу. Уникальные памятники пострадали не только в годы войн или экономических кризисов. Процесс разрушения активен и в настоящее время, для этого вполне достаточно отсутствие государственной поддержки, коммерческих средств, а главное – из-за отсутствия заинтересованности сохранения культуры. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что национальное наследие представляет собой специфическую сложную систему, основной функцией которой является передача особой социокультурной информации. Передача подобной информации требует постоянного международного диалога и России с нынешним положением вещей необходимо опереться на зарубежный опыт, и поэтому он требует детально изучения и анализа со стороны российских исследователей.
Список литературы
1. Александров Е. Пакт Рериха и международная охрана памятников истории и культуры. София Пресс. 1978.
. Богуславский М.М. " Международная охрана культурных ценностей ". М., Международные Отношения, 1979.
3. European Cultural Convention (ETS No.18) (1982), ISBN 92-871-0074-8;
. Convention for the Protection of the Architectural Heritage of Europe (ETS No. 121) (1985), ISBN 92-871-0799-8.
5. Галенская Л.Н. Музы и право (прав.вопросы межд.сотрудничества в области культуры ), Л., Изд-во Ленингр.ун-та , 1987.
. Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.
. Клименко Б.М. Общее наследие человечества. М., МО., 1989.
. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Изв. АН РФ. Сер.геогр. М., 1992. №3. с. 90-99.
. Барчукова Н.К. Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям //Московский журнал международного права.-1996.- №2.
. Международное право и охрана культурного наследия: Документы, библиогр./Сост. М.А.Полякова; Ред. С.И.Сотникова- Афины: Б.и., 1997.
. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему /Ред. И.А.Бутенко; М-во культуры Рос.Федерации.-М.: Либерея, 1998.
. Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М., 1999.
. Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства: Учеб. пос. для гуманитарных вузов.- СПб.: Алетейя, 2001
. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Науч. – попул. справочное изд./Максаковский В.П.-М.: Логос, 2002.
. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность: Хроника, факты и цифры/Сост. Ройтер В., Хюфнер К.; Ред. Дроздов А.В.-М.: Рудомино, 2002.
. Дайфуку, Хирохи. Задачи охраны памятников (Национальные законодательные документы. Международные соглашения) /’/ В книге: Консервация и реставрация памятников и исторических зданий (Перевод с французского).- М., Стройиздат, 1978, с. 34-60.
. Домрин, А.Н. Правовое регулирование охраны и использования памятников градостроительства и архитектуры Великобритании // Тр. / ВНИИ сов. гос. стр-ва и законодательства. – М., 1991. – N 49. – С. 81-98
. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991.
. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / Под ред. Глухарева Л.И. М., 1998 г.
. Охрана памятников истории и культуры. М., 1993, вып. 6. С. 2-3, 7, 9-11, 19-21; 34-36, 45, 46.
. Охрана памятников истории и культуры. М., 1993, вып. 8. С. 5, 6, 8, 12, 13, 30, 31, 42, 43, 48, 49.
. Жолондзь А.Г. Опыт охраны памятников церковной культуры в странах Западной Европы. // Научно-информационный сборник "Материальная база сферы культуры", Вып.3, РГБ Информкультура, М., 2000, с. 115-120.
. Запесоцкий А.С. Международно-правовые документы по вопросам культуры.-СПб.: СПбГУП, 1996.
. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия (Информационный сборник). М.: Институт наследия, 1999.
. Клименко Б.М. Общее наследие человечества (международно-правовые вопросы) – М.: Межд.отнош-я, 1989.
. Крогиус В.Р. Особый правовой статус – важное условие устойчивого развития и рационального использования культурного наследия исторического города: проблемы стран в переходном состоянии. // Развитие исторических центров сибирских городов с учетом сохранения историко-культурного наследия: проблемы и новые подходы (Материалы международного научно-практического семинара 28-30 октября 1997). Новосибирск.1999. с.28-31.
. Кузьменков С.Ю. Принятие Второго протокола к Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.// Материальная база сферы культуры (научно-информационный сборник)., вып. 3, РГБ., Информкультура, М., 1999, с. 3-27.
. Культурные ценности: понятие, значение, отношение к ним общества, признаки и классификация, причины утрат. Обеспечение сохранности и защиты, организация работы по их спасению. Международные законодательные акты о защите культурных ценностей.- Сохранность и защита культурных ценностей: Учеб. пособие / Санкт-Петербург. гос. Акад. культуры; Сост.: Ласкавый В.С., Абалян И.Г., Касторский В.С. – СПб., 1994. – 60 с.
. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие М., "Логос", 2002.
. Мартынов А.И. О зарубежном опыте охраны и использования археологических памятников. // Материалы научно-практической конференции: Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1996, с. 12-19.
. Материалы ИКОМОС (научно-информационный сборник). М.: изд. РГБ.
. Международные нормативные акты ЮНЕСКО/ Сост. И.Д. Никулин.- М.: Изд.фирма " Логос ", 1993. – 640 с. (Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО). ISBN 5-85998-015-9.
. Нахлик С.-Международное гуманитарное право-Защита культурных ценностей – Ин-т проблем гуманизма и милосердия-М.-1993. с. 277 – 292.
. Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия / Сост.С.Н.Молчанов; – Научн.-производств. Центр по охране памятников Свердл.обл. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001 – 520 с. ISBN 5-7851-0347-8
. Рубаник К.П. Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Советское государство и право. 1957, № 8.
. Совет Европы : документы по проблемам средств массовой информации. 2-е изд ., доп . – СПб .: Информационно -издательское агентство "ЛИК ", 2000. – 152 стр . – ("Права человека ") ISBN 5-86038-08 1 -Х
. Шульгин П.М. Всемирное наследие: идеи и воплощение.// В кн.: Всемирное культурное и природное наследие (документы, комментарии, списки объектов.) – М.: Институт наследия, 1999, с.242-252.
. Щенникова Л.В. Культура и право. – М.: Рос.право, 1992.
. Материалы 3-й Конференции "Музей и национальное наследие – история и современность" 2010 г.
. Материалы 4-й Конференции "Музей и национальное наследие – история и современность" 2011 г.
42. GEORGES SALLES Les musées de France 1 The Museums of France// MUSEUM (Museum International) №1-2, 1948. p.7-11.