- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,09 Mb
Организация кружка по росписи ткани
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
На тему:
Организация кружка по росписи ткани
План:
Введение
Глава 1. История возникновения батика
.1 Зарождение искусства батика
.2 История батика в России
.3 Основные виды художественной росписи ткани
а) Узелковый батик
б) Горячий батик
в) Холодный батик
г) Свободная роспись
.4 Основы композиции в батике
.5 Колорирование
.6 Разработка дипломного проекта
Глава 2. Методы обучения в системе дополнительного образования
.1 Методические рекомендации в проведении кружков младших школьников
.2 Календарно-тематическое планирование для кружка по батику
.3 Конспекты кружков по батику
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В жизни нашей страны многое меняется, но мастерство у русских людей всегда было в почете, а те, кто обладал им, пользовались большим уважением. Ведь в каждое произведение мастера вкладывали частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало работу уникальной, неповторимой, ценной.
Ежедневно мы соприкасаемся с искусством, будь то архитектурные памятники на улицах города, реклама, которая прочно вошла в нашу повседневную жизнь, произведения декоративно-прикладного искусства, украшающие интерьеры квартир, офисов и нас самих (ювелирные украшения, элементы одежды и костюмы в целом). Идея сохранения, возрождения и развития народной культуры, является основной частью в образовании и воспитании детей. «Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием» (Кузин В.С. 1996 г.) Художественная роспись тканей является неотъемлемой частью в культурном наследии нашей страны.
Авторские изделия, выполненные ручной росписью, всегда эксклюзивны, в каждом из них душа художника, поэтому они вызывают интерес и желание приобрести, а новые технологии позволяют увидеть это произведение вписанным в окружающую среду или стать деталью вашего костюма.
В кружке на занятиях по батику не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их практические навыки, но и развивается их мастерство. Содержание занятий в системе дополнительного образования расширяет и углубляет понимание школьниками вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоятельной творческой работе.
Объектом исследования определены технологические особенности художественной росписи ткани. Предметом исследования является процесс преподавания батика на кружковых занятиях учащихся начальной школы.
Целью данной работы является исследование художественно-творческого развития детей в работе с техникой «Батик» и разработка методических особенностей преподавания батика на кружковых занятиях начальных классов.
Основная цель кружка: формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение учащихся к творческой деятельности.
В результате изучения курса ученик должен: знать историю художественной росписи ткани; владеть терминологией, встречающейся при изучении темы; уметь анализировать результаты своей творческой работы.
Глава 1. История возникновения батика
.1 Зарождение искусства батика
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей.
Слово «батик» – явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира – индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Существует красивая легенда о батике – «искусстве, радующем глаз и освежающем душу». В незапамятные времена на вершину горы Аллу-Алу, что на острове Ява, спустился Батар Гуру и увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей – ба. И простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся воск свой из глубин лесных. Растопил он воск, ударил в барабан, сгустил разноцветные тучи и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый узор – тик, тик, тик.До народа доносилось батик-тик, ба-тик-тик.
В каждый узор был заложен сакральный смысл, как это произошло, уже неизвестно, до нас дошли лишь способы окраски ткани и трактовка символов, которых насчитывается около тысячи.
Некоторые эксперты считают, что батик изначально было искусством предназначенным исключительно для Яванской знати. Принцессы и благородные женщины проявляли свое вдохновение для создания изысканных рисунков. Маловероятно, однако, что они трудились сами. Вероятно, что большинство работ по окраске производилось ремесленниками, которые работали под их руководством.
Часть ученых не соглашается, что батик был искусством исключительно для знати, они считают, что батик был также распространен и среди народа. Батик рассматривался как одно из умений, которым должна обладать каждая Яванская женщина, также как и кулинария и домоводство.
Различные способы окраски ткани известны давно, достаточно вспомнить финикийских мореплавателей, которые доставали со дна моря моллюсков, способных дать лишь одну каплю драгоценного красителя. Разбавляя этот краситель водой, можно было добиться богатых оттенков пурпурного цвета.
Способ окраски ткани индонезийцы хранили как великую тайну, распространялись только готовые изделия.
Родиной шелка считают Китай (провинция Шан- Тунг). Шёлк ещё называли «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло дальней, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающее «китайская материя». В Средние века вместе с шелковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что преобразовать «сильки» в «шелк» не так уж трудно. Возможно, что словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Уже в 12 в. до н.э. в Китае изготовлялись тончайшие, особо искусственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень долго держали секрет получения шелка- сырца. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. Дошедшая до нас книга древнего Китая «Чжоу ли» периода Хань (2 век до н.э.) раскрывает некоторые тайны красильного мастерства, передававшиеся от поколения к поколению, и даже содержит описание рецептов получения красок, изготовления и окраски шелковых тканей и других таинств шелка, в том числе и его лекарских свойств.
Существовала глубокая вера в благотворное влияние шелка на здоровье человека, тело которого было им окутано. В старинных китайских рукописях упоминается также о целебных искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которого лечили людей. Более поздний китайский манускрипт 8 в. рассказывает об особой росписи шелковых тканей посредством воскового рисунка, который выполняется на ткани с помощью кисточки, окунаемой в горячий воск. Рисунок, выполненный таким образом, не окрашивается никаким цветом, а остается белым.
В эпоху феодализма китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности шелковые свитки с первыми в мире пейзажными композициями. Шелковые свитки – это своеобразная форма картин, помогающих показать природный мир во всем его многообразии. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, что позволяло взгляду разом охватить изображенные на них просторы. Уже в 8 в. китайцы наравне с прозрачными водяными красителями стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же начинали складываться различные способы и приёмы живописного изображения. С одной стороны, очень тщательная и подробная прописка натуры – «чун-би», что в переводе означает «прилежная кисть», а с другой стороны- как бы незавершенный сюжет, быстро написанный, позволяющий зрителю дофантазировать идею художника- «сё-и», в переводе- «живопись идеи».
Этот вид живописи на шелке писался не с натуры, а по памяти и вбирал в себя все самые характерные черты природы.
В 3 в. до н.э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т.е. получение белого рисунка на цветном фоне.
Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском; последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, удаляют воск или другой резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Описанный способ резервирования сохранился и до нашего времени под названием «восковой батик» или просто «батик».
В украшении японского интерьера очень широко использовались ширмы с росписью по ткани. Они украшались живописью, каллиграфиями и стихами. Живописные приемы, техника, сами материалы (тушь, шелк) весьма близки к китайской каллиграфии. Техника росписи требовала большого умения, шелк предварительно обрабатывался специальными составами, рисовым крахмалом, квасцами, и на нем писали, как на бумаге.
Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом; после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.
Жители Африканских стран Нигерии и Сенегала, используют технику «батик» вот уже на протяжении 1500 лет. Вместо воска, для нанесения узора на ткань, они использовали пасту в виде смеси из муки, маниоки, риса и квасцов (или сульфат железа), сваренных вместе. Технику росписи горячим воском праздничных ритуальных яиц «писанок», предки современных жителей Украины начали применять за 5000 лет до Рождества Христова. При помощи специального инструмента «кистки» или «писачка», рисунок наносится горячим воском на поверхность яйца. Затем яйцо опускается в растворы красок. Места, покрытые воском, остаются незакрашенными. До сегодняшнего дня вид искусства является одним из самых популярных направлений народного искусства в Украине.
В одном из древних штатов Индии Бихар сохранилось с давних времен искусство росписи тканей, которое называется «мадхубани». Возникло оно от обычая нанесения рисунков, обладающих магической силой, на стены домов. Такие же рисунки, якобы изгоняющие злых духов из жилища человека, украшали и чистую площадь земли во дворах. У каждой отдельной семьи, живущей в своем доме, были определенные, свойственные только ей, узоры. Эти же узоры переносились и на ткань, из которой шили свадебную одежду для дочери. Узоры эти наделялись магической силой, связывающей узы новой, мужниной семьи с отцовской. Примечательным является то, что этим видом декоративно-прикладного искусства владел очень ограниченный круг лиц – только женщины из местных каст.
Узоры «мадхубани» отличаются специфической композицией. Фигуры богов, людей и животных помещаются обычно в рисованную рамку, всё пространство которой заполнено изображениями цветов, птиц, рыб, змей, условных символов космогонического содержания, религиозных символов. Все это рисуется от руки и отличается чрезвычайной, как бы нарочитой примитивностью, непосредственностью и живостью изображения. Его яркость и красочность делают узор необыкновенно привлекательным.
Из-за постепенно проходящего интереса к ручной росписи ткани в XIX веке метод батицирования переходит в сферу кустарного ремесла, и лишь благодаря германцам сохранялись традиции, появлялись новые технологии, способы окраски, красители и другие материалы.
1.2 История батика в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившее название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать».
Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.
Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв., хотя дошедшие до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к 10 в.
Для выбойки характерна ткань с окрашенным фоном и не закрашенным узором, а для набойки отличительным признаком является цветной набивной узор по неокрашенному или светлому фону.
Несколько позже появился еще один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался не закрашенным с помощью резерва. В качестве резервирующего состава применялись глина и воск. А затем и вообще отказались от доски.
С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали, а резервирующий состав смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название кубовой набойки.
Для нанесения узора на ткань требовалось относительно несложное оборудование. Оно состояло из верстка – стола, на котором находились ровно выструганные доски, покрытые сукном. Рядом на скамейке ставился штрифовальный ящик, дном его служило натянутое сукно, кошма, куда наливалась краска, которую мальчик – штрифовальщик растирал кистью после каждого прикладывания резной доски к сукну. Над столом находились жерди – вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань для просушки. Имелись также орудия для растирания и смешивания красок, котлы или чаны для их заваривания. Процесс набивания заключался в том, что мастер, ровно расправив на верстаке ткань, накладывал доску сначала на сукно с краской, находящееся в штрифовальном ящике, а затем эту окрашенную доску опускал на ткань в местах, обозначенных по углам иголками. При набивке крупного узора с большой доски мастер стучал по доске киянкой (палкой с утолщением на конце) для лучшего отпечатывания краски.
Большую известность на всемирных выставках приобрели набойки ивановских и костромских мастеров. Мастера – рисовальщики и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости. В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.
И здесь в полной мере раскрывались природная одаренность и художественное чутье ивановских мастеров, которые с поразительным эстетическим чувством умели сочетать материал, красители и технологию для получения наибольшего художественного эффекта в своих произведениях.
Более совершенным был так называемый «заварной» способ крашения. Его освоил О.С.Соков на мануфактуре в Шлиссельбурге близ Петербурга, чем и удивил ивановских мастеров. При этом методе на ткань наносились досками так называемые «закрепы» – вещества, которые в соединении с красителями давали на волокне нерастворимые лаки. После набивки «закрепов» ткань «заваривали» – кипятили ее в красильном растворе, а затем промывали. Там, где не было «закрепов», краски смывались, там же, где были набиты «закрепы», на ткани оставался красочный узор. Иногда таким образом окрашивался фон ткани, а оставшийся белый узор дополнительно раскрашивали другими цветами. В прочных ситцах каждый новый оттенок узора «заваривали». Часто дополнительные цвета набивали и «верховыми» красками, что значительно удешевляло производство.
Несколько позже появился также способ «вытравки»: предварительно окрашенную ткань набивали составами, которые разрушали краску, и таким образом получали белые неокрашенные узоры на окрашенном фоне. Чтобы не уничтожать дорогостоящие красители, этот способ применяли главным образом для мелких узоров.
В XX веке, вместе с всеобщим увлечением стилем модерн, батик получает новое рождение. В этот же период батик появляется и в России. Развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. У истоков развития батика в нашей стране стояли такие великолепные художники, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и многие другие.
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозаса Бальчикониса (советский языковед, специалист в области балтийских языков).
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
· Художественно-производственный Фонд, в котором художники-профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий,
· Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ,
· Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках,
· Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки.
Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова – монументальный батик. Станковое направление: Сергей Давыдов – «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева – «повествовательный» батик; Виктория Кравченко – «офортный» батик; Юрий Булычев – «традиционный» батик: Виктор Парийский – «живописный» батик; Евгений Архиреев, Юрий Ярин – «обратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев – «экспериментальный» батик. Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие.
Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.
Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды. Именно сегодня для этого искусства открылись новые возможности. Научиться ему, освоить все техники можно в любом возрасте, (в соответствии с нормами СЭС) начиная с детского сада, не говоря уже о программе изобразительного искусства средней школы. Творческий учитель может использовать технику батик на занятиях по программе пятого класса, посвященных декоративно-прикладному искусству. Конечно, на уроках продолжительностью 40-45 мин. все возможности батика не охватить, так как ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности. Поэтому целесообразней организовать кружок по росписи тканей, во время которого дети смогут познакомиться подробнее с каждым видом батика, изготовить несколько работ для себя, своих родных и для интерьера своего дома.
1.3 Основные виды художественной росписи ткани
а) Техника узелкового батика
С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Слово «шибори» – японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Главный секрет – это узел. Множество вариантов узлов и их комбинаций гарантирует бесконечное разнообразие получаемых рисунков.
Так называемая узелковая техника росписи является простейшей разновидностью батика, не требующей никаких труднодоступных специальных приспособлений. В качестве материала можно использовать хлопчатобумажные, шелковые, льняные ткани, даже бархат. Типы изделий, расписанных в технике узелкового батика, – платки, шарфы, блузы, сарафаны, занавески и т. д., а характерные узоры – «дрожащие» круги, полосы, крапинки их комбинации.
Используемый в узелковом батике метод можно охарактеризовать как «сырой по сырому», хотя можно работать и по сухому: при окраске сухой ткани границы окрашенных участков будут резкими, при окраске влажной ткани – более плавными. Предварительный эскиз в этой технике не требуется, так как работа строится на импровизации. Для работы хорошо взять крепдешин или шифон, но и вещь из тонкого батиста, окрашенная узелковым способом, будет смотреться наиболее удачно.
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру (окончательная отделка тканей, придающая им гладкость и лоск), которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.
Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк – в теплой.
После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
Для завязывания узлов и перевязывания сложенной ткани используется хлопчатобумажная или бумажная веревка, которая не красит материал.
Основные приемы батицирования:
. Следует набрать определенное количество мелких предметов, способных выдержать кипячение. Это могут быть камушки, бусинки, пуговицы. Их надо разложить на высушенном материале в художественном беспорядке либо в соответствии с задуманным орнаментом (если даже просто класть предметы на одинаковом расстоянии, то при окрашивании появится подобие орнамента).
Когда мелкие аксессуары размещены на выбранном фрагменте, следует взять прочную нитку и туго завязать предметы, предварительно обернув их материалом. В один узелок можно класть не один предмет, а стразу несколько.
Если опустить в раствор красителя всю ткань, то в результате получится окрашенная ткань со светлыми кругами на месте обвязки. А, если опустить только узлы с мелкими предметами – на ткани появятся цветные пятна, форма которых будет задана содержимым узлов.
. Все полотно складывается определенным образом и обматывается нитью. Обмотку можно делать равномерной или то плотнее, то реже – от этого зависит степень проницаемости красителя в ткань.
. Полотно складывается определенным образом, и перетягивается или зажимается отдельные его участки.
. Перетягиваются отдельные участки произвольно сложенного полотна.
. Все полотно или отдельные его участки скручиваются и перетягиваются или зажимаются (например, бельевыми зажимами).
. Приемы, описанные выше, можно сочетать с так называемым шитым батиком: полотно прошивается плотным стежками толстой пряжей, затем нить стягивается, ткань присобирается (степень натягивания влияет на создаваемый рисунок). После окрашивания нить удаляют, и открывается рисунок, напоминающий зерна риса.
. Роспись на шелке в технике «Шибори – шпагатная» на трубе включает в себя технические приемы, при которых ткань обматывается вокруг труб, закрепляется тонким шпагатом, а затем сильно спрессовывается. Для всех приемов используется канализационная пластиковая труба с утолщением в нижней части, чтоб ткань не съезжала при стягивании.
. техника «Шибори – комбинированная» создается методом соединения двух различных техник: росписи расплавленным воском при помощи штампа и «Шибори – шпагатная» на трубе. При создании композиций в этой технике вначале наносится рисунок при помощи штампов с расплавленным воском, а потом расписанная ткань обрабатывается в технике «Шибори – шпагатная».
Пользуясь основными приемами узелкового батика и умело их сочетая, можно создавать уникальные, удивительные по красоте вещи.
б) Техника горячего батика
С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. Этот метод традиционно использовался на островах Индонезии и был достаточно трудоемким.
Перед началом работы, следует обмотать раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы. Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.
Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
Для традиционного горячего батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом – чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке и позволяет наносить сложнейший узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в разные цвета.
В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска на батик. Резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая его на ткань.
В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике батика можно выполнять декоративные подушки, скатерти, шторы, а также ткань для платья, юбки или блузки. Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов – они более живописны.
в) Техника холодного батика
Холодный батик отличается от горячего методом резервирования областей. Области которые резервируют от окраски покрывают специальным прозрачным резервным составом, растворимом в бензине (резиновый клей, парафин, бензин, канифоль).
Этот метод был придуман в начале 20-ого века в России. Этот метод более прост для начинающих, т.к. нет необходимости плавить воск и применять специальные инструменты. Также это очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.
При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.
Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме так же, как и в горячем батике.
г) Свободная роспись
Третий способ ручной росписи тканей – свободная роспись. Она предполагает отсутствие каких-либо контурных средств, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя специальный уплотнитель для красок.
Уплотнитель могут с успехом заменить концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, и др.) Порошок КМЦ, продающийся в хозяйственных магазинах в качестве обойного клея, или соль разводят в теплой воде, щетинистой кистью наносят на ткань, высушивают и рисуют на ней растворами красителей также как акварелью на бумаге.
1.4 Основы композиции в батике
Композиция – основа росписи, и от того, насколько она будет продумана, зависит конечный результат. Батик и роспись на шелке относятся к декоративным видам искусства и имеют свою текстильную стилистику. Независимо от того, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. Очень важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и монументальных композиций и т.д.
Работа над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных себе художником задач, от всего его творческого отношения к миру.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом – одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства.
Ритм – это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. С ритмическим началом человек постоянно сталкивается, наблюдая природные явления: в естественном распределении листьев на стеблях растений, в чередовании набегающих волн, кругах, расходящихся по воде от брошенного камня. Велика роль ритма в музыке. Существуют свои системы в простой ритмике народной песни, состоящей из повторяющихся куплетов, и в сложной композиции симфонического произведения, порой построенного на основе той же народной песни, но обогащенной более сложными ритмическими вариациями и разнообразной оркестровкой, дающими возможность придать той же мелодии новое звучание, более монументальное и значительное.
Последовательное распределение элементов композиции художественного произведения – увеличение или уменьшение расстояний между ними, изменение заполненности узором к краям или середине изделия – также варьирование движения в определенном ритме.
Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами:
а) раппортным повторением узора, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости изделия на основе различного типа сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов или прямоугольников, расположенных в определенном порядке. Такое расположение чаще всего встречается в метровых декоративных и плательных тканях. В штучных изделиях этот прием применяют тогда, когда по принципу раппортного построения решается середина, заканчивающаяся гладкой каймой. В отличие от метровых тканей здесь размер и расположение раппорта должны быть рассчитаны таким образом, чтобы по краям изделия он укладывался целиком. Даже при очень четкой и простой сетке отказываются от многократного повторения одних и тех же элементов на всем поле декорируемого изделия, часто разряжают или, наоборот, нагружают центр;
б) расположением элементов рисунка по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием можно проследить в старинных образцах народного искусства: в тканых и вышитых фартуках, полотенцах, рукавах, подолах женских и мужских рубах-с характерным для них необычайным богатством ритмических сочетаний орнаментальных полос. В простейших композициях из полос создается впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим;
в) симметричным построением рисунка. Симметрию следует понимать не только как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Она может иметь и диагональное направление или произвольный наклон. Зачастую ритмическую организацию рисунка упрощенно понимают только как симметричное двух- или четырехкратное повторение какого-либо мотива. Как правило, при таком композиционном построении получаются механические стыки в местах соединения повторяющихся орнаментальных групп. Из всех возможных симметричных построений наиболее интересна обратная симметрия, когда орнаментальная группа повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении. Рисунок должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением;
г) свободным распределением орнамента по всей плоскости украшаемой вещи.
В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия, уравновешены – они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона расписного платка, тканой скатерти, вышитой салфетки. Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением, Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент – основу композиции. Не следует думать, что орнамент только многократное повторение сходных элементов рисунка. На головном платке или в небольшом ковре, например, может быть изображена одна ветка, свободно вписанная в квадрат или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения воспринимаются как орнамент, так как они образуют ритмический повтор сходных между собою форм. Очень важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок.
Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств.
Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность.
Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема – основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается централь-нос поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.
По схемам построения и характеру трактовки орнамента композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки (полосы и клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. Орнамент располагается в основном, по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия, изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы, и место их в композиционной схеме четко определено.
В динамичных по решениям композициях элементы узора располагаются по диагональным осям или свободно распределяются на плоскости. В них ярче выражено движение, схемы более разнообразны, здесь возможно смелое нарушение симметрии. Контур рисунка зачастую бывает смещен относительно цветового пятна, цветы и листья изображаются на энергично и упруго согнутых ветках. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.
В композициях, построенных на ритмическом сочетании полос и клеток, основой служат цветовой и линейный ритм, соотношение ширины полос и расстояний между ними. Эти работы можно отнести к статичным композициям. При таком решении платков, косынок, вышитых и тканых полотенец, дорожек, ковровых изделий тщательно соизмеряются ширина полос и расстояния между ними. Промежутки между полосами не должны быть равны ширине близлежащей полосы, ибо это создаст монотонность. Рисунок может быть построен в затухающем ритме к центру изделия или к его краю. Суживающиеся полосы и постепенно увеличивающиеся между ними расстояния создают постепенное облегчение рисунка, и мягкий переход от яркой каймы к нейтральному цвету середины или, наоборот, от легкой по цвету каймы к яркой, насыщенной середине. На том же принципе ритмического членения строятся и рисунки в клетку типа “шотландок”.
Надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок, плотная или легкая, гладкая прозрачная ткань с росписью, рельефная хлопчатобумажная, шерстяная ткань или ворсистый мягкий ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет меняться. Следует учитывать особенности восприятия цвета: в фактурной ткани или ковре он будет восприниматься плотным, а на прозрачной ткани в расписных изделиях-облегченным.
Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. При большом увеличении рисунок становится огрубленным, не текстильным. Более приемлемы в крупном масштабе так называемые цветочные рисунки. Естественно, огромное значение приобретают хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов, даже если изделие выполняется от руки приемами кистевого мазка. Ведь неряшливо прорисованные формы цветов и листьев не передают очарования и красоты растения. Поэтому на занятиях с учащимися следует придавать большое значение декоративным зарисовкам с натуры.
При создании произведений с растительным орнаментом необходимо уделять большое внимание степени художественного обобщения образа. Для этого следует изучать старинные образцы народного искусства, как народные мастера находят переход от природной формы растения к его декоративному выражению, не утрачивая при этом реальный образ цветка.
Современные приемы росписи с применением солевого раствора, роспись жидко разведенными масляными красками, применение “сухого мазка” дают, например, в росписи тканей большие возможности в изображении растений, достаточно выразительные, но не нарушающие в то же время плоскость изделия. Объем может быть передан условно, можно разрабатывать цветок в двух-трех планах, используя эту разработку не для передачи собственно объема, как это делается в станковой живописи, а для более интересного цветового решения данной формы. Но эти приемы требуют от мастеров и художников высокого исполнительского мастерства. Ведь ручная работа тем и должна отличаться от механического воспроизведения узоров, что в каждой новой вещи сохраняется прелесть индивидуального творчества. Ручная роспись тканей и вышивка обогатились рядом приемов, позволяющих практически неограниченно разнообразить манеру исполнения цветочных узоров. В холодном батике, например, это контур, который не только резервирует границы цветового пятна, но и дает возможность разнообразить графику рисунка, в горячем батике – метод последовательного перекрытия краской различных частей рисунка или фона, позволяющий применять отдельные живописные приемы, в свободной росписи кистевой мазок, набрызг, обработка форм различными штампами и т.д. Важнейшим художественным мерилом произведения декоративно-прикладного искусства может быть хорошо продуманный общий колорит. Цельное решение всей вещи, возможно, только при обобщенности орнаментальных форм; раздробленный орнамент влечет за собой и пестрое цветовое решение. Кроме того, для современного стиля в декоративно-прикладном искусстве характерно бережное отношение к красоте обрабатываемого материала, а обобщенность форм позволяет ярче выявить естественные его качества.
Большая группа текстильных изделий с геометрическим орнаментом строится на ритмическом сочетании полос, горохов, колец и т.п. Пример использования красочного декора дымковской игрушки, которая своими росписями и забавным силуэтом очень привлекает художников, работающих в области оформления текстиля, говорит о правомерности таких творческих переработок.
Тематическая орнаментальная композиция в текстильном произведении, прежде всего композиция на плоскости. Собирая материалы для работы на ту или иную тему, художник должен представить себе, насколько они по своему содержанию, по возможностям декоративного обобщения могут быть использованы для создания декоративного произведения.
Художник-живописец вправе пользоваться живописными средствами для передачи ощущения пространства, объема, так как станковое живописное произведение, заключенное в раму и повешенное на гладкую стену, – не только красочное пятно, украшающее ее, оно несет в себе сложные задачи рассказа о реальной природе, о людях, об их живых делах, Другое дело, когда создается декоративное произведение; пространство и объем, переданные живописными приемами и средствами перспективы, нарушают плоскость декорируемого изделия. Так как в декоративном искусстве важна не информация, а образные ассоциации, то изобразительные элементы могут трактоваться с разной степенью условности, но всегда декоративно, а не иллюзорно.
Батик и роспись на шелке относятся к декоративным видам искусства и имеют свою текстильную стилистику. Независимо от того, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. Очень важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и монументальных композиций и т.д.
· Плоскостное решение;
· Отсутствие планов;
· Сочетание орнамента и декоративной живописи;
· Сочетание графического пятна и линии.
При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе композиции действуют законы: целостности восприятия, контрастов форм и цветов, выразительности линий и объемов. Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное настроение – движение, покой, динамику, статичность, свежесть, радость, свет, тепло.
Если необходимо, то композицию можно изобразить на бумаге в предварительном эскизе. Затем карандашом на бумаге необходимо нарисовать шаблон задуманной композиции. Шаблон делается с учетом всех требований текстильной специфики. Все возможные промахи лучше исправить на бумаге, чем на шелке, где это сделать гораздо сложнее.
1.5 Колорирование
Колорит в декоративном текстильном изделии-неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Для того чтобы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цветов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное состояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений.
Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски или пряжа. Колорит – одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но только обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные ощущения, сказать, почему – то или иное произведение, его колорит хороши или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения, и передать эти знания ученикам.
1.6 Разработка дипломного проекта
Практическая часть дипломной работы состоит из трех панно. Все изделия формата 130х95 см. Они выполнены в технике холодного батика и обогащены декоративными эффектами. Цветовая гамма выражена в одном стиле.
Работа над авторской композицией началась с поиска сказочных образов. Увидев работы члена Союза художников России Любви Тощевой (рис.1) было решено взять их за основу и создать в таком же стиле и технике несколько панно (рис. 2, 3, 4, 5). Разработка эскиза проводилась с помощью программы Photoshop CS4 (рис. 6, 7, 8, 9, 10).
Колористическое решение всей серии выбиралось по предварительно сделанным выкраскам, с учетом мнения научного руководителя.
Материал для панно выбирался с учетом того, что изделия будут выполнятся в технике холодного батика, для которой очень важно чтобы ткань, на которой исполняется роспись, не имела ткацких дефектов ( узлов, петель, утолщенных ниток и т.д.). Также учитывалась се толщина и плотность, ткацкое переплетение. От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань, а также яркость красок. Был выбран натуральный шелк высокой плотности.
После утверждения эскизов началось поэтапное выполнение работы в материале (рис. 11,12, 13). Перед началом работы ткань была выстирана и проглажена утюгом, чтобы удалить покрывающий ее специальный состав. Затем, ткань была закреплена кнопками на квадратной раме размером 130×95 (рис. 14). На закрепленную ткань был переведен рисунок. Затем пришла очередь резервирования (рис. 15). Линии проводились с помощью серого резерва «Гамма» стеклянной трубочкой с резервуаром. Резерв втягивался внутрь резервуара трубочки, затем обводилась главная часть рисунка с двух сторон ткани. После этого, подготовив рабочее место, светлыми красками был нанесен фон (рис. 16, 17). Краски наносились кистью после полного высыхания резервирующего состава (рис. 18, 19, 20). Затем, уже с помощью прозрачного резерва, были нанесены мелкие детали, произведена разбивка орнаментом больших фрагментов (рис. 21, 22, 23, 24, 25). Вторым слоем краски наносились яркие цвета на композицию переднего плана и мягкие, пастельные тона на задний фон – город (рис. с 26 по 38). В ходе работы применялись различные декоративные эффекты: цветной резерв, графическая проработка отдельных образов и т.д. Они не только украсили работу, но и помогли так же в обогащении и объединении всех панно.
Как известно, образы птиц в русской культуре имеют особое значение: им издавна отводилась роли оберегов-покровителей. Птица издревле была хранительницей семейного счастья и благополучия у русских людей. Образ птицы – это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся. Такой оберег раньше висел в каждом доме, размещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, тогда в доме нет предрасположенности к скандалам, и все добрее друг к другу относятся.
Так же образ птицы связан с образом правителя. Правитель управляет полётом птицы в сознании людей, являющихся частью общего образа, который одновременно делается частью жизни каждого. Правитель, управляя через образы, получает возможность управлять полётом духа во времени, направляя движение птицы русского духа в сознании каждого представителя народа, населяющего его страну. Образ птицы позволяет описать качества Духа русского народа, появляется возможность увидеть в образах широту и размах русской души, стремление к обретению высших ценностей, вольность и волю, веселье воздушных струй в небесных просторах, движение реки небесной в каждом сердце русском.
батик кружок роспись ткань
Глава 2. Методы обучения в системе дополнительного образования
.1 Методические рекомендации в проведении кружков младших школьников
Основной целью современного дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.
В программе внеклассных занятий изобразительным искусством школьников I-IV (обучение детей с шести лет) решаются следующие задачи:
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;
формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;
овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;
формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.
У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.
Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка.
Любой вид искусства оперирует образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область
«Искусство» способствует решению еще одной важной задачи – задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.
В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира.
Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
На дополнительных занятиях важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д.
Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края.
Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на занятиях искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей – методы словесно-информативные.
Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» -гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.
Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.
Прежде чем начинать работу в технике «батик», необходимо познакомить учащихся с историей возникновения росписи по ткани. Для этого следует подобрать необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий. Учащимся будет интересно узнать о разных видах росписи: холодный батик, горячий батик, свободная роспись, узелковый батик. Лучше остановитесь на каждом из видов. Не нужно торопиться и стремиться объять все за одно занятие. Сфера дополнительного образования, которой в рамках современной концепции художественного образования уделяется большое внимание в средней общеобразовательной школе, дает возможности для детского творчества.
На нескольких занятиях можно попробовать все способы и приемы росписи ткани, выбрать любую ткань, от шелка до хлопка, даже резервирующий состав можно сделать своими руками и добиться колористического разнообразия. В технике узелкового батика можно выполнять крупномасштабные вещи, расписать занавески для любого кабинета школы или выполнить наволочки для подушек на диван в приемной директора, тем самым обновив и придав изысканность интерьеру школы.
Кроме того, в технике батик девочки могут расписать юбки, сшитые на занятиеах технологии (труда), а школьницы постарше способны украсить сшитые блузки орнаментом или узором. Более смелые в творчестве могут расшить орнамент и узор бисером, стеклярусом и стразами. Причудливых узоров на ткани можно добиться при использовании крупной или мелкой поваренной соли (и даже соли для ванн), которая, впитывая влагу, притягивает вместе с водой краситель. Краска светлеет, образуются контуры, абстрактные узоры, всегда необычные, не похожие друг на друга. Интересные эффекты получаются при использовании мочевины – минерального удобрения. Мочевина, в отличие от соли, не притягивает влагу, а растворяется в ней, разъедая краску и образуя фигурные пятнышки белого цвета.
В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам.
В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт) где в числе других определено содержание образовательного компонента «Изобразительное искусство». Однако часто детям мало времени отведенного на занятия ИЗО. Чтобы полноценно раскрыть его талант нужна внеклассная работа.
Занятия в кружках, секциях, клубах проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а так же по программам разработанным отдельными педагогами.
Программа внеклассных занятий изобразительным искусством школьников 1-4 классов (обучение с шести лет) ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с культурой и искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В данной методической разработке предлагается календарно-тематический план на год для кружка по батику и план-конспект урока из программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Кузина В.С. Его программа в основном ставит задачу духовного развития личности. Она знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.
2.2 Календарно-тематическое планирование для кружка по батику
2.3 Конспекты кружков по батику Конспект кружка 3-их классов по предмету "Батик" на тему: Декоративная салфетка «Морское дно»
Тип занятия: декоративно-прикладное искусство.
Цели урока: Совершенствование изобразительной деятельности учащихся и развитие их творческого воображения, развитие индивидуальных творческих способностей средствами изобразительной техники батик.
Задачи:
· приобретение новых знаний;
· закрепление и применение полученных навыков;
· формирование умений.
· ознакомить с искусством художественной росписи ткани, со специальными красителями, инструментами и приспособлениями.
· Обучить приемам узелковой росписи с помощью специальных красителей.
Зрительный ряд: платок с морским орнаментом, образцы детских работ по этой теме, схемы композиций, рисунки и фотографии ракушек, изображение морских обитателей, иллюстрации с изображением водорослей, несколько фотографий морского дна; стилизованные рыбки, ракушки, водоросли.
Материалы: нитки, ножницы, хлопчатобумажную белую ткань, пуговицы, шелк, краски для батика «хобби», краски для батика «Ява», одноразовые тарелки, резерв, трубочка, рамки, кнопки, стаканчики, кисточки 2 и 5, соль, лист А3, черный фломастер или маркер, гелевые ручки или маркеры для ткани.
Ход урока (план)
1) Начало урока. Приветствие. Организационный момент.
2) Объяснение нового материала. Объяснение задания на этот урок.
) Самостоятельная работа учеников. Проверка домашнего задания.
) Объяснение домашнего задания. Материалы на следующее занятие.
Ход урока (конспект)
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет занятие по «Батику» на тему Декоративная салфетка «Морское дно». Мы будем с вами учиться расписывать ткань с помощью узелкового батика.
1) Объяснение темы:
Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает "капля воска" Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. Ручная художественная роспись тканей – это своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящих своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в "Естественной истории". По дошедшим до нас письменным источникам и археологическим находкам можно предположить, что многие народы открыли этот способ росписи самостоятельно. Издавна при помощи красок расписывали ткани в Индии, Индонезии, Ираке, Шри-Ланке, Египте, Перу, Китае, Армении, Азербайджане и на Руси. Способ получения рисунка на ткани путем нанесения на нее резервирующего состава из воска перед окунанием в краску получил название "Батик". В древности ткань окрашивали с помощью природных красителей. Сейчас для росписи используют анилиновые красители или специальные краски для батика и тканей. Узелковый батик – это нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов и тугого скручивания. Для завязывания узлов используются х/б верёвки или тонкий шнур белого цвета. Затем ткань окрашивают в красителе, просушивают, не развязывая узлов. После просушки развязывают узлы и изделие проглаживают утюгом. А сейчас подробно рассмотрим образцы узелковой росписи: (Пособия)
Прежде чем приступить к выполнению практического задания следует соблюдать технику безопасности. Помните: от капли краски попавшей на одежду остается пятно.
Технология узелковой росписи.
· Намочить ткань и отжать ее;
· Разложить ткань на столе;
Завязывание узелков на пуговицах
Складывание углами
Завязывание узлов
· Плотно обмотать нитью ткань;
· На выбранный участок салфетки нанести краску одного цвета мягкими и быстрыми движениями кисти.
· Используя краски других цветов закрасить оставшиеся участки салфетки в произвольном порядке;
· Окрашенную салфетку подсушить с помощью фена;
· Удалить ножницами нитки, расправить салфетку;
· Отутюжить (запарить) салфетку с изнаночной стороны для фиксации краски.
Вот и закончилось наше занятие. Давайте устроим небольшую выставку. Проанализировать и оценить каждую работу. Запишите, что вы должны принести на следующее занятие: шелк, краски для батика «хобби», краски для батика «Ява», резерв, трубочка, рамки, кнопки, стаканчики, кисточки 2 и 5, соль, лист А3, черный фломастер или маркер. Провести уборку рабочего места. Конспект кружка 3-их классов по предмету "Батик" на тему: «Настенное панно «Аквариум»
Тип занятия: декоративно-прикладное искусство.
Цели урока: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.
Задачи:
· приобретение новых знаний;
· закрепление и применение полученных навыков;
· формирование умений.
· ознакомить с искусством художественной росписи ткани, со специальными красителями, инструментами и приспособлениями.
· Обучить приемам холодного батика с помощью резерва и специальных красителей.
Зрительный ряд: платок с морским орнаментом, образцы детских работ по этой теме, схемы композиций, рисунки и фотографии ракушек, изображение морских обитателей, иллюстрации с изображением водорослей, несколько фотографий морского дна; стилизованные рыбки, ракушки, водоросли.
Материалы: нитки, ножницы, хлопчатобумажную белую ткань, пуговицы, шелк, краски для батика «хобби», краски для батика «Ява», тряпочки, резерв, трубочка, рамки, кнопки, стаканчики, кисточки 2 и 5, соль, лист А3, черный фломастер или маркер, гелевые ручки или маркеры для ткани.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Как вы помните меня зовут Алёна Алексеевна, и сегодня я проведу у вас следующее занятие по «Батику» на тему «Настенное панно «Аквариум». Мы будем с вами учиться расписывать ткань с помощью холодного батика.
1) Объяснение темы:
С учащимися проводится опрос:
1. Что узнали на прошлом занятии?
2. Что такое "Батик"?
. С какими техниками батика познакомились?
. Что научились делать?
. Какую технику применяли в практической работе?
. Какие способы образования узелков узнали?
. Где можно применить технику батика в интерьере?
Техника эффектного и лаконичного «холодного» батика стала популярна в Европе в начале ХХ-го столетия. Эта техника проще, чем выполнение воскового «горячего» батика, поэтому, как только в Европе появились восточные ткани, здесь тут же прижился и «холодный» батик. Это самая простая и безопасная техника батика, поэтому она пользуется наибольшей популярностью. В России эта техника применяется еще с 1936-го года. Она использовалась при изготовлении галстуков, шарфов, скатертей, занавесок, салфеток, абажуров. 70-80-е годы стали пиком славы «холодного» батика во многих странах мира. И в наши дни эта техника не утрачивает своей популярности. Традиционно «холодный» батик выполняется на натуральных шелковых тканях. Роспись таких тканей выглядит очень лаконично и красиво. При росписи ткани техникой «холодного» батика можно использовать лессировочные и акварельные техники заливки, а также различные солевые эффекты. Но воплощение ваших идей может преподнести неожиданные сюрпризы. Например, в руках неопытного человека, красители могут дать черные или серые цвета на ткани. Поэтому вам необходима не только прекрасная фантазия и чувство художественного вкуса, но также опыт и даже интуиция. Резерв для «холодного» батика должен быть прозрачным, и это одно из его преимуществ по сравнению с восковым резервом для «горячего» батика. Ведь прозрачный резерв не нужно удалять после выполнения росписи ткани. Также необходимо, чтобы резерв для «холодного» батика являлся растворимым в бензине. Резерв может продаваться в специальных тюбиках или флаконах с насадками, которые приспособлены для аккуратного нанесения резерва. Но, как правило, резерв для «холодного» батика наносят при помощи специальной стеклянной трубочки с загнутым носиком. Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а только один ее фрагмент.
Такая фрагментальная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликаций скрыть дефект ткани или пятно. Обязательное наличие контура придает произведениям, выполненным в этой технике, дополнительную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием. Именно в технике холодного батика расписывают платки на текстильных фабриках. Рисунок печатают резервирующим составом на машине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стеклянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас. Поэтому в практических занятиях для резерва мы будем использовать трубочки, а роспись производить кистями и тампонами.
Порядок выполнения работы следующий:
Этап 1. Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями.
Этап 2. Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.
Этап 3. Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.
Этап 4. Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.
Этап 5. Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).
Этап 6. Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.
Этап 7. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).
Вот и закончилось наше занятие. Давайте устроим небольшую выставку. Проанализировать и оценить каждую работу. Провести уборку рабочего места. Конспект кружка 3-их классов по предмету "Батик" на тему: "Головной платок «Цветы маме»"
Тип урока: декоративно-прикладное искусство.
Цели урока: познакомить с манерой росписи павлопасадских мастеров. Научить правильно пользоваться полученными знаниями, отработать умение применять орнаменты при оформлении работы: строить ритмичный рисунок, находить верное цветовое сочетание, создавать композицию в едином стиле.
Задачи:
· Воспитывать чувство восторга перед неизмеримой творческой фантазией природы, красотой ее цветосочетаний.
· Дать представления о работе декоративных искусств, их связи с красотой природы, влияния ее красоты на творчество художника.
· Дать сведения о ритме, композиции в квадрате, равновесии главного и деталей. Прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре.
Зрительный ряд: платок с растительным орнаментом, образцы детских работ по этой теме, схемы композиций платков, рисунки и фотографии цветов, изображение бабочки, иллюстрации с изображением павлопосадских платков, несколько фотографий платков с узорами.
Материалы: карандаш, фломастеры, стерка, альбом.
Задание: создание эскиза узора в квадрате с использованием увиденных растительных элементов и цветов с последующим цветовым решением узора.
Ход урока (план)
5) Начало урока. Приветствие. Организационный момент.
6) Объяснение нового материала. Объяснение задания на этот урок.
) Самостоятельная работа учеников. Проверка домашнего задания.
) Объяснение домашнего задания. Материалы на следующее занятие.
Ход урока (конспект)
2) Вступительное слово учителя: Встали все. Здравствуйте ребята. Могут садиться девочки, теперь мальчики. Меня зовут Алёна Алексеевна, и сегодня я проведу у вас занятие на тему "Головной платок «Цветы маме»"
3) Объяснение темы:
Как вы думаете, все ли равно вашей бабушке, маме, сестре, какой надеть платок? Какие бы платки выбрали бы ваша бабушка, мама, вы сами и почему?
В итоге приходим к заключению, что платок – это настроение. Платок может подчеркнуть красоту женщины, а может и не соответствовать тонкой красоте. Например: если на голове старушки яркий, броский платок, то он еще сильнее подчеркнет возраст, старость, усилит бледность лица, обострит морщинки. А темный платок приглушит молодость и красоту молодой девушки или женщины. Есть платки праздничные, будничные и скорбные… Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.)
Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный). Какой платок ближе женщине, когда у нее горе? (темный, черный). Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст. Как вы думаете, где делают такие красивые платки? (на фабрике). Сейчас я вам расскажу о том, где и как делают такие замечательные платки.
История ее возникновения связана со старинным обрядом покрывать голову убрусами (полотенцами). Еще в более глубокой древности головы покрывали кусками ткани – платами (платками). И убрусы, и платы обычно повязывали поверх головного убора. В XIX в. платками начинают покрывать головы прямо на волосы. Наиболее крупными и известными центрами производства набивных платков и шалей являются Москва и Павловский Посад. Московская фабрика художественной росписи – одно из ведущих предприятий по художественной росписи тканей в Москве. Здесь сохранилось замечательное искусство ручной росписи платков. Изготавливают платки из крепдешина, креп-шифона, капрона и других шелковых тканей. Большинство платков имеют цветочный орнамент (изображение роз, маков, незабудок и других цветов). Есть и сюжетно-тематические и сувенирные рисунки (изображающие, например, хохломские изделия, памятники истории и архитектуры Москвы), и геометрические. Цветовая гамма фона платков многообразна: красный, черный, синий, белый, горчично-красный, желтоватый, оливковый, ярко-бирюзовый, зеленый разных тонов. Цветы выполняют в малиновых розовых, синих, фиолетовых, красных, желтых, оранжевых тонах, листья – в светло- и темно-зеленых, оранжевых, коричневых, золотистых, зеленых с голубым оттенком и пр. Цветы располагают и по середине платка, и по углам, они могут обрамлять гирляндами весь платок или его угол, могут быть разбросаны по всему полю платка (крупные или мелкие, либо сочетание их, например, крупные розы в окружении мелких цветков, а иногда к ним добавляют рисунки турецких огурцов).
А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов (рассматривание платков симметричных и асимметричных). – Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами (вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема). Посмотрите на данные платки (показ пособий), скажите где какая композиция? (центральная, диагональная) – Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию. Точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами. А теперь мы приступим к росписи платка. Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. Только не забывайте, для кого вы его будете создавать – для бабушки, для мамы или для сестры. Желаю вам творческой удачи!
4) Самостоятельная работа учащихся
По журналу вызов учеников с альбомами по одному к столу учителя на проверку предыдущего задания.
5) Итог урока:
Отметить разнообразие платков, их яркость, праздничность, неповторимость. Восхититься любовью ребят к бабушкам, мамам, сестренкам. Поблагодарить ребят за работу. «Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля». Сегодня на уроке вы научились выражать свои чувства и настроение на бумаге, узнали о царстве Цвета и его королеве, научились использовать цвет как средство выражения эмоций.
Кто не успел закончить работу, доделайте ее дома и принесите на следующий урок для проверки.
Заключение
В процессе работы мы познакомились с общими аспектами развития воображения детей, коснулись основных вопросов эстетического и духовного воспитания школьников. Это очень важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Приобщение к обычаям своего народа, развитие художественного вкуса, творческих способностей развитие эстетической личности- все это можно достичь через изучение традиционных народных ремесел. Народное декоративно – прикладное искусство отличается красочностью, жизнерадостностью, а самое главное, показывает сочетание цвета и формы, различных материалов.
Собранные материалы и полученные знания помогли наиболее полно раскрыть тему, глубже понять ее, решить цели и задачи поставленные перед нами:
– обучение технологии росписи по ткани учащихся,
– воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства,
– овладение умениями и навыками художественной деятельности,
– формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
– ознакомить учащихся с различными материалами, способами росписи ткани; дать знания по цветоведению;
– сформировать представление об историческом развитии художественной росписи ткани;
– сформировать представление о различных способах работы в технике батик;
– обучить техническим приемам для создания композиции.
В соответствии с этими задачами учащиеся были ознакомлены, с историческим развитием художественной росписи ткани, изучили основные виды росписи ткани, были приобретены знания по цветоведению.
Практическая часть дипломной работы состоит из трех панно, выполненных в технике холодного батика, поэтому внимание уделялось изучению традиций, без которых невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Современный художник не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, и то, что сегодня является достоянием культуры.
Надеюсь, с помощью этих методических находок преподаватели изобразительного искусства в школе научат детей создавать неповторимые, поистине уникальные вещи, которые не потребуют больших материальных затрат.
Список использованных источников
1. Аверьянова, А.П. «Детский батик».- М.: Карапуз, 2007. – 16с.
2. Алфёров, Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов Н/Д.: Феникс,2000.
. Аранова, С.В. «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического». – Санкт-Петербург.: Каро, 2004.
. Арманд, Т.А. Руководство по росписи ткани. – Спб.: Политехника, 1992. – 61 с.
. Вайткявичене, Р.В. Первоосновы техники батика // Школа и производство. – 1987. – №8.
. Галкина, М.В. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие.- М.: МГОУ, 2006.
. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Владос, 2008.
. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1991. – 413 с.
. Гурьева, Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. – Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.
10. Давыдов, С. «Батик».- М.: АСТ-пресс, 2005. – 183с.
. Дмитриева, А. Словесный художественный образ и детский рисунок. – Искусство в школе, 1993.
. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. – М.: Фонд «Мир»,2007.
. Кабанова,О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство СССР.-1987.
. Казанская Н.Р. Материаловедение и технология производства /художественная роспись тканей/. Программа курса для средних специальных учебных заведений. Специальности 0515. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы, М., 2000.
. Корюкин, В.Н. Батик. – Л.: 1978.
. Крут, С.Ю. Роспись по ткани, батик. – Спб.: Корона принт,2000.
. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение.1997.
. Ломов, С.П., Крылов, В.П. Орнаментальная композиция: На уроках изобразительного и прикладного искусства. – М.: Кн. Для учителя, 1997.
. Максимович, В.Ф. Народные художественные промыслы. – М.: Флинта, 1999.
. Махмутов, М. И. Современный урок. – М. : Педагогика, 1981.
. Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. Начальная школа.- М.2005.
. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство»:
Начальная школа.- М.: Дрофа, 2001. – 222 с.
. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 253 с.
24. Синеглазова, М.В. Батик. – М.: Издательский дом МСП, 2002.
. Синеглазова, М.О. Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2001.
. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вуз. – М.: Академия, 2008. – 365 с.
. Танкус, О.В., Сысоева, Н.И. Роспись ткани. – М.: 1960.
. Хансен, Б, Роспись по шелку, М., 1997
. Хроменков, П.А. Методология, теория и технологии межнаучных коммуникаций в высшем педагогическом образовании. – М.: МГОУ, 2005.
. Хроменков, П.А. Информационные технологии в межнаучной подготовке студентов. – М.: МПУ, 1997.
. Чарнецкий, Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня» – М.:Просвящение, 1991. – 5с.
. Шумяцкая, Н. Как создаются рисунки для тканей. – Декоративное искусство СССР. 19,58, №8.
Приложение
Рис. 1
Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13
Рис. 14 Рис. 15
Рис. 16 Рис. 17
Рис. 18 Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21 Рис. 22 Рис. 23
Рис. 24 Рис. 25 Рис. 26
Рис. 27 Рис. 28 Рис. 31
Рис. 32 Рис. 33 Рис. 34
Рис. 35 Рис. 36 Рис. 37
Рис. 38