- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,57 Кб
Педагогические воззрения святого праведного Иоанна Кронштадтского
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования
Саратовская православная духовная семинария Саратовской Епархии Русской Православной Церкви
Кафедра Церковно-практических дисциплин
Направление 48.03.01 «Теология» (профиль «Православная теология»)
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Тема:
Педагогические воззрения святого праведного Иоанна Кронштадтского
Выполнил студент 4 курса
Данилов Роман Александрович
Научный руководитель ст. преп.,
к.ист.н., доц. Новопольцева Е.М.
Саратов 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Жизнь и пастырское служение святого праведного Иоанна Кронштадтского
Глава 2. Пастырская и законоучительная деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского
.1 Святой праведный Иоанн Кронштадтский о воспитания священства
.2 Педагогические основы законоучительной деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей задачей современного российского общества. Оно определяет духовное и культурное развитие личности и возможно только в контексте отечественной культурно-исторической традиции.
С начала XX века дважды менялась сложившаяся в нашей стране система воспитания. С приходом к власти большевиков были разрушены основы православного воспитания, а в конце века была пересмотрена система атеистического советского воспитания. Углублению духовного кризиса способствуют насаждение западной культуры и образовательной модели, изменение отечественной системы образования, исчезновение в ней важнейшей – воспитательной составляющей.
Путь решения данной проблемы – обращение к духовно-нравственным традициям православия, определявшим на протяжении веков своеобразие её исторического и культурного развития, в том числе способы решения педагогических проблем. В этих условиях сложилась объективная потребность в обращении к святоотеческому духовному наследию как основанию русских, православных национально-воспитательных традиций.
Многие святые отцы и пастыри Православной церкви внесли неоценимый вклад в развитие отечественного образования и воспитания. Среди них особое место принадлежит святому праведному Иоанну Кронштадтскому, педагогический опыт которого даёт возможность принципиально по-новому строить воспитание человека основываясь, прежде всего на его духовном начале, целенаправленно развивающем внутреннего человека.
Если богословские труды святого праведного Иоанна Кронштадтского изучались достаточно серьёзно, то опыт его воспитательной деятельности, имеющий огромное значение и для современной педагогики, до сих пор систематически не исследован. В связи с этим, обращение к духовному наследию святого праведного Иоанна Кронштадтского, педагогический аспект которого рассматривается в данной дипломной работе, имеет важное практическое значение, что определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучить педагогический аспект духовного наследия святого праведного Иоанна Кронштадтского
Объект исследования: духовное наследие и пастырско-педагогическая деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского
Предмет исследования: педагогическое содержание духовного наследия, пастырско-педагогической деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского
Задачи исследования:
проанализировать педагогическую деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского как основание его теоретических взглядов на процесс христианского воспитания;
охарактеризовать основные направления пастырско-педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского;
рассмотреть вопрос о подготовке пастырей и воспитании священства в свете рекомендаций святого праведного Иоанна Кронштадтского;
показать понимание христианского воспитания и образования святым праведным Иоанном Кронштадтским;
раскрыть принципы, содержание и методы законоучительной и воспитательной деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Основные методы исследования: теоретический анализ творений святого праведного Иоанна Кронштадтского, святоотеческой литературы, современных работ по православной педагогике, сопоставительный анализ, теоретико- ретроспективный метод, направленный на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого.
Научная и теоретическая значимость исследования состоят в том, что сделана попытка в одном исследовании выделить педагогический аспект богословского наследия святого праведного Иоанна Кронштадтского, обобщить опыт имеющихся в этой области исследований.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в ней материалы могут применяться преподавателями светских и религиозных учебных заведений, а также могут послужить основой для создания методик по вопросам нравственного воспитания.
Методологической основой исследования являются христианская антропология, которая связывает личностное начало в человеке с наличием и проявлением в нём образа Божьего, религиозно-антропологические и педагогические идеи святых отцов и учителей церкви, культурологический, аксиологический и личностно-биографический подходы, принцип единства теоретических воззрений и практической деятельности.
Источниковедческая база исследования.
Основанием трудов самого святого праведного Иоанна Кронштадтского были Священное Писание и Священное Предание православной церкви, святоотеческая, житийная, богослужебная литература. Богооткровенные истины этих источников, нашли воплощение в личном духовном опыте отца Иоанна, стали предметом его дневниковых записей-размышлений, проповедей, поучений.
Важнейшую и самую обширную часть письменных трудов Иоанна Кронштадтского составляют его дневниковые записи, которые он вел регулярно, в течение всей своей жизни. В них мы видим уникальный опыт духовного роста отца Иоанна Кронштадтского, его путь к святости. На их основе был составлен сборник богословского и нравственно-поучительного характера «Моя жизнь во Христе». До революции 1917 года дневник издавался в России более 10 раз, был переведен на английский и немецкий языки.
Протоиерей Георгий Флоровский, осмысливая богословское значение дневника пишет: «…Редко кто читает его замечательный дневник «Моя жизнь во Христе» как богословскую книгу…в ней нет богословской системы, но есть богословский опыт и свидетельство о нём». Дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского имеют важное значение и для педагогики, поскольку направлены на внутренний духовный опыт, самовоспитание и самопознание человека.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был подлинным пастырем всей России. Круг людей, лично знавших его, был необычайно широк и потому неудивительно, что о нём сохранились многочисленные воспоминания, которые нашли отражение в большом количестве книг, статей, публикаций. Наиболее полное на сегодняшний день исследование, посвящённое жизни, деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского и систематическое изложение его учения содержит труд митрополита Вениамина (Федченкова). Особая ценность данного труда заключается в том, что митрополит Вениамин был лично знаком с отцом Иоанном, не раз встречался с ним, беседовал и даже сослужил.
Большой по охвату биографический материал содержит труд епископа Александра (Семёнова-Тян-Шанского). В нём не только подробно изложены факты жизни выдающегося пастыря, но и сделана попытка показать цельность его мировоззрения, отношение к разным церковным и общественным явлениям, людям разных сословий. Епископ Александр показывает нам отца Иоанна как педагога и дает возможность понять духовную основу этой стороны его деятельности..
Особый интерес в контексте данного исследования представляют воспоминания И.К. Сурского. В главе «Отец Иоанн как педагог» он, рассматривая педагогическую деятельность отца Иоанна, использует повествование Н.В. Суровецкого, который был три класса гимназии учеником отца Иоанна. Это даёт нам возможность иметь представление о характере общения его с учениками и методах обучения.
Представление о педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского дают нам воспоминания биографа отца Иоанна иеромонаха Михаила (Семёнова). Интересны они ещё и тем, что содержат воспоминания современника, который общался с ним, у кого еще свежи были впечатления о личности отца Иоанна.
Свидетельства современников собраны в сборниках воспоминаний самовидцев, людей разных сословий, разного рода деятельности тех, кто лично знал, при каких-то обстоятельствах встречался с Иоанном Кронштадтским. Они дают возможность достоверно воссоздать личность кронштадтского пастыря в атмосфере его времени.
Подробные повествования о личности, служении, духовном облике святого праведного Иоанна Кронштадтского сохранили и передали в своих воспоминаниях выдающиеся пастыри и богословы Нестор (Анисимов), Серафим (Чичагов), современники и почитатели его, такие как игуменья Таисия (Солопова), профессор Сикорский и др.
В научных трудах современных педагогов получили развитие концептуальные основы воспитания в рамках отечественной духовной культуры, что даёт нам возможность использовать данные работы в настоящем исследовании. К ним можно отнести труды Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Ю.В. Головиной.
Вопросам христианского воспитания и образования в современных условиях посвящены работы – Л.В. Суровой, Скляровой О.Л. Янушкявичене и др., а также современных пастырей игумена Георгия (Шестуна), игумена Киприана (Ященко).
Структура дипломной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его проблема, цель, объект, предмет и задачи, охарактеризованы теоретико-методологическая основа и источниковедческая база, научная новизна, теоретическое и практическое значение исследования.
В первой главе «Жизнь и пастырское служение святого праведного Иоанна Кронштадтского» выявлены факторы, оказавшие влияние на формирование личности и религиозно-педагогическую деятельность великого пастыря и педагога, рассмотрены основные направления пастырско-педагогической деятельности. Во второй главе «Пастырская и законоучительная деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского» рассмотрен вопрос о подготовке пастырей, воспитании священства, выявлено понимание духовно-нравственного воспитания и образования, определены его цель, содержание и методы законоучительной и воспитательной деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В заключении определены основные результаты исследования и намечены его перспективы. Объём работы – 48 с.
Глава 1. Жизнь и пастырское служение святого праведного Иоанна Кронштадтского
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в Архангельской губернии в селе Сура Пинежского уезда девятнадцатого октября 1829 года в день памяти святого Иоанна Рыльского, именем которого и был наречен. Родился слабым и болезненным, и поэтому случаю из-за опасения смерти был вскоре крещен. После Таинства Крещения младенец стал заметно поправляться. Родители приписали чудесное исцеление благодатному воздействию святого Таинства.
Его семья с древности принадлежала роду священнослужителей Сергиевых. Отец будущего подвижника, Илья Михайлович, был причетником деревенского храма, как и большинство предков их рода, и являлся человеком глубоко верующим. Дед Иоанна Ильича по отцу был священником, а мать Феодора Власьева была глубоко верующей и отличалась твердостью характера, присущей русским северянам и добротой сердца. На протяжении всей жизни, особенно в сложных жизненных ситуациях Иоанн Кронштадтский обращался за советом к матери, духовный авторитет, совет и благословение которой были дороги для сына-священника.
Благочестивые родители с особым усердием стали воспитывать в младенце благоговейные мысли и чувства к Богу, в молитвах домашних и церковных. Маленький Иван, возрастал спокойным, добродушным и ласковым мальчиком, любил природу и богослужение. Отец прививал ему любовь и благоговение к богослужению. В возрасте шести лет Иоанн стал посещать местную сельскую школу. Проходя мимо старой церкви, он всегда старался остановиться для молитвы. При этом надо отметить, что уже в этом малом возрасте люди обращались к нему за молитвенной помощью в своих бедах. Живя в постоянной нужде и суровых условиях, отрок Иоанн рано соприкоснулся с картинами нищеты, горя и страданий. Все это повлияло на него и сделало не по возрасту серьезным, сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе. Вместе с тем воспиталось в нем глубокое сочувствие и сострадательная любовь к ближним. Особенно эта любовь у отрока Иоанна выражалась по отношению к бедным. Он не увлекался свойственными его возрасту играми, а старался постоянно носить в уме и сердце своем память о Боге. Чувства любви к творениям Божиим возбуждали в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.
По сложившейся в семьях священнослужителей традиции, родители решают дать Иоанну духовное образование и определяют его в Архангельское Приходское Училище. В начале обучения грамота отроку давалась плохо. Он сильно печалился и это подвигло его на молитву к Богу о даровании разумения в книжной науке. За свою горячую молитву он получил разрешение от неспособности к наукам. Вот как он сам описывает чудо внезапного внутреннего преображения, произошедшего в нем после молитвы: «Как будто завеса спала с глаз и раскрылся ум к разумению и стало легко и радостно на душе». Это укрепили его в вере. Показало, что с помощью молитвы и Божьей помощи можно преодолеть любые трудности жизни. Впоследствии он уже отлично усваивал все предметы и из отстающего ученика стал одним из первых.
Глубокая религиозность и благочестие родителей составили крепкую основу характера мальчика, утвердив его и направив на путь внутреннего духовно-нравственного совершенствования. Семья Сергиевых жила, строго соблюдая православные традиции русского народа, с постами и праздниками, обрядовой красотой и разнообразием, молитвенным духом. Все это способствовало воспитанию в Иоанне любови к православной вере. Принадлежность семьи к низшему сословию и ее тяжелое материальное положение заложили в будущем пастыре способность к сочувствию и стремление оказать помощь нуждающимся. Впоследствии это станет одним из основных направлений его пастырского служения.
Суровая природа северного края, где он провёл своё детство определила особенности его характера и оказала существенное влияние на духовное его становление и способствовало развитию у него таких качеств, как тихость, задумчивость, созерцательность и наблюдательность. Всё это содействовало воспитанию в нём трудолюбия, организованности, самодисциплины.
Все трудности, с которыми Иоанн столкнулся с первых же дней своей самостоятельной жизни вдалеке от родителей – бедность существования, а также собственные неуспехи в учебе, которые преследовали несмотря на все прилежание и старание, – обратили его взор к духовному миру, во многом определив религиозную настроенность будущего подвижника, его поиск духовного содержания во всех сторонах жизни. Религиозность и крепкая вера, заложенные с детства, не ослабели в годы учёбы в училище. Впоследствии отец Иоанн говорил, что Евангелие, опыт чтения которого он получил ещё в детстве, было его «…наставником, руководителем и утешителем».
После окончания приходского училища Иоанн поступил в Духовную семинарию Архангельска и окончил её в числе лучших учеников. Блестящие успехи в учёбе способствовали тому, что он был принят на казённый счёт в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 15 августа он выезжает в столицу. Спустя годы, оценивая эту посланную Богом возможность учиться, он, пишет, что если бы после окончания семинарии он стал священником, то, в нём бы «…все доброе заглохло бы и пропало».
После смерти отца Иоанн решает даже оставить учёбу, потому что нужно было думать об обеспечении матери и сестры, забота о которых была для него превыше всего. Но мать не позволила ему оставить образование. Зная о его материальных затруднениях руководство академии предложило ему место писаря канцелярии. По должности письмоводителя он имел отдельную комнату, а это позволяло ему время досуга проводить уединённо и предаваться чтению и духовным размышлениям. Большое внимание в это время он уделял чтению Священного Писания, творений святителя Иоанна Златоуста <#”justify”>Глава 2. Пастырская и законоучительная деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского
.1 Святой праведный Иоанн Кронштадтский о воспитания священства
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был самым ревностным пастырем до революционной эпохи. На рубеже XIX-XX веков понятие священства в его пастырском аспекте было новым. На священника смотрели как на государственного служащего, исполняющего определенные предписания правительства о соблюдении лишь внешнего морального здоровья общества. Священник был не более чем совершитель Таинств и треб. Правительство видело в духовном сословии послушных исполнителей нравственных и бытовых нужд народа без выделения конкретно пастырского служения как такового. В свою очередь народ, не осознавая особенности священнического служения не хотел видеть в пастыре исполнителя социальных функций.
Протоиерей Иоанн Сергиев осознавая всю сущность пастырской деятельности рассматривал значение священника в более глубоком смысле и видел в нём не просто совершителя Таинств, но молитвенника – пастыря, посредника между Богом и людьми, для которых он является проводником благодати Божией для очищения, освящения, обожения церковного народа.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своём учении о священстве опирался на творения древних отцов и учителей церкви, в частности святителя Иоанна Златоуста. Он старался возродить опыт раннехристианского служения пастыря в современном церковном служении и укоренить его в сознании народа как идеал. Отец Иоанн считал, что главная функция священника – священнодействие у престола Божия, где он совершитель Таинства и сам освящается, вознося к Богу молитвы за людей, принося бескровную Жертву в Таинстве Евхаристии. Он говорил о нераздельности и единстве священнического служения с церковным собранием.
Для современников праведного Иоанна Кронштадтского использование им опыта святых отцов в практике священнослужения данного периода было новым. Отец Иоанн предвосхитил идею будущего устроения церковной соборности в ключевом значении пастырского служения, в первую очередь в Православной Церкви, а после и в западно-христианских религиозных деноминациях. Под церковной соборностью подразумевалось, – евхаристическое движение сторонников за глубоко осознанное участие в литургии и частого приобщения Святых Христовых Тайн.
Самым важным для священства по существу является соответствие его намерениям Божиим о них. Для этого необходимо постоянное «возгревание» данного, им при хиротонии «дара Божьего» (2Тим.1,16). Необходимо постоянное стремление к чистоте своего сердца, забота об усердном служении церкви Христовой, чтобы это не привело к утрате священнического и пастырского достоинства, чтобы священник не превратился в простого требоисполнителя что недопустимо и опасно, так как развитие корысти приводит к потери молитвенного настроя и способствует охлаждению в служении. Отец Иоанн говорит, что в Таинстве Священства священник получает особенную благодать и с помощью её он должен пасти стадо Христово. Он советует: «Будьте как адаманты тверды».
Величайшее и сложное дело доверено священнику на земле. На него возложено духовное развитие и наставление искупленных Кровью Христовой душ человеческих; а для этого необходима любовь, терпение, самопожертвование, безупречная личная жизнь как добродетельный пример. Ему даровано тайнодействие – пресуществление даров в Тело и Кровь Христову и приобщение ими чад Христовых. Подобно бесплотному, священник должен быть небесным на земле, всецело направляя свою духовную жизнь в русло литургической жизни во Христе. Митрополит Вениамин (Федченков) говорит о необыкновенном служении литургии отцом Иоанном: «…он служил с силой, восторженно, громогласно, дерзновенно-совсем необычно: не как мы – ровно; а порывисто, иногда – требующе. Велика у него была вера вообще».
Отец Иоанн, называя священника ангелом выделяет в иерархической среде епископа как первого правомочного представителя после Господа и Божией Матери в деле освящения своей паствы. Кронштадтский батюшка неоднократно упоминает о той ответственности, которая возложена на него Богом в великом деле совершения заклания Бескровной Жертвы для освящения людей. Он замечает, что, эта Жертва, есть воспоминание той высшей любви Бога к людям.
Священнослужителю необходимо посредством благодати Божией приобретать в себе – любовь Божественную, Евангельскую, которая необходима ему во всякое время, наиболее при совершении литургии, в Таинстве Таинств – Евхаристии, безмерной истощающей любви Господа Иисуса Христа к человеческому роду, дающего всего Себя в насыщение Своими Пречистыми Телом и Кровью верных чад Божиих. При совершении такого страшного Таинства как Евхаристия, священник должен весь быть охвачен любовью к Богу и ближним, выкупленными и сопричастными Кровью Христовой.
Священнику также необходима добродетельная жизнь чтобы быть достойным дара Духа Святого – Божественной любви, в принятие которой заключается суть христианской жизни. Он должен не иметь в себе никакого пристрастия со стороны какой либо, вещи, пищи, лица, или славы. Ведя борьбу с этими греховными проявлениями страстей и пороков, искушающими на зло, он должен понуждать себя с помощью молитвы и поста, путем всецелого вручения себя Богу, и через стяжание кротости и смирения очистить свое сердце, и достичь преобладания в христианских добродетелях. Ему нужно всегда стремится в небесный мир и полностью принадлежать Богу, быть святым.
Основным преимуществом в деле несения священнического служения и для исполнения согласно его сану жизни, должна быть молитва и богослужение. Молитва – это жизнь души священника – уверяет праведный Иоанн Кронштадтский – Без молитвы он не может жить. Для священнослужителей необходимо взять за правило постоянно поддерживать в себе теплоту молитвенного настроения, посредством благодати не прерывать связи с Богом, стараться со вниманием и благоговением чаще служить литургию с заблаговременной и обязательной подготовкой. Необходимо достойно приобщаться Святых Тайн – Тела и Крови Христовых, при этом каждый раз находя в этом величественнейшем источнике щедрые благодатные дары для различных священнических служений.
Отец Иоанн приводит пример и показывает каким бесстрастным должен быть священник, чтобы гореть пламенем любви к Богу и людям, которые вместе составляют единое Тело Христово – церковь. В ней происходит «синергия» – соработничество благодати Божией и священнослужителя. Священник должен заботиться в первую очередь о том, чтобы быть истинным служителем церкви, соработником Христа. По словам отца Иоанна, он должен быть как ангел чистым от порока страстей, возвышаясь над немощами человеческими гореть огнем веры и любви к Богу и ближним. При этом ему нужно хранить свои уста от празднословия и сквернословия, по словам отца Иоанна «иметь уста не скверные – уста Истины», потому что священник часто славословит Бога и проповедует Евангелие, дает нравственные наставления верующим. Ему нужно непрерывно прибывать в благодати Христовой, не допуская до себя «ни малейшей перемены» (Иак.1.17) по примеру Самого Пастыреначальника и не уклонятся в сторону плотских удовольствий чтобы через пристрастия к чувственному не лишится благодати Святого Духа.
Служение священника в деле спасения человека не должно ограничиваться его личными недугами, связанными с пристрастием к славе и деньгам, а напротив оно должно укрепляться благодатью при добросовестном исполнении своих пастырско-священнических обязанностей. Напоминая часто о высоте священнического служения отец Иоанн наставляет священство словами о том какое величайшее и обширное предприятие доверено священникам на земле.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о достоинстве священника, он приравнивает его к Небесным Силам в горении духа любви, славословия, благодарения перед Богом за такие милости Его к нам и в нас, беспредельного благоволения и высоты премудрости. Он считает себя не достойным совершать столь великое Таинство и показывает на своем примере что никто из духовенства не может быть достоин совершать Его, ибо каждый имеет плотские пристрастия и иные грехи будь то, мнительность, маловерие или недоверчивость. Силой Божией Таинство совершается мгновенно. Важное значение имеет частная жизнь священника, как пастыря порученных словесных овец стада Христова. Достоверно известно – говорит отец Иоанн, – что от образа жизни священника, от его стремления добросовестно исполнять свои пастырские обязанности зависит духовное состояние и внешнее поведение паствы.
Поучительно и назидательно отношение отца Иоанна к материальной стороне священнического служения. Необходимо обратить внимание на то как батюшка Иоанн распоряжался материальными средствами во время своего священнического служения. Были моменты в его служении, когда ему приходилось сталкиваться с искушением деньгами со стороны благодарного человека в храме, при совершении Таинства Исповеди, перед Крестом и Евангелием. В таком случае он советует, чтобы избежать соблазна для себя и окружающих что Таинство или обряд совершается за деньги, необходимо избегать принятия денег, а, чтобы не оскорбить жертвователя нужно попросить положить его пожертвование в церковную кружку.
При подготовке и во время служения литургии священнику нужно посредством молитвы бороться и не допускать до сердца возникающих в уме различных скверных и хульных помыслов, сребролюбия, страха, уныния и маловерия. Особенно необходимо бороться с помыслом сребролюбия потому что, помысел пристрастия к материальному расхищает молитвенное устроение души. Но самое главное при совершении Евхаристии важно не допускать помысла маловерия или безверия в отношение совершаемого Таинства, а для этого необходимо не обращать внимания на помыслы, но сосредоточится на словах молитвы при совершении Божественной службы и помышлять о том, что он служитель Христов, и совершает великое дело Божие.
При общении с людьми священник не должен показывать свое малодушие и боязнь перед власть имущими и помнить, что он поставлен на свое служение самим Богом и дело, требуемое совершения превыше всех дел человеческих. Священнику часто по роду его деятельности приходится сталкиваться не только с материальными заботами прихода, но и оказывать помощь прихожанам и всем обратившимся с бытовыми вопросами. В виду этого ему необходимо по совету отца Иоанна не привязываться к житейским заботам, чтобы через попечения не потерять память Божию, а постоянно пребывать в молитве с Богом.
В начале своего служения священник, как правило, с усердием исполняет свои обязанности, но со временем они становятся привычными, и он охладевает к служению, становится безразличным в совершении церковных служб, приходит в забвение относительно постоянности своего духовного чувства.
Священнику необходимо всегда обращать внимание на то, с какими он мыслями и чувствами совершает служение Богу и помнить, что он предстоит Господу и от Него все блага для души. Священнику нужно приобретать в себе дар молитвы и благоговейных помышлений, а при чтении молитв и совершении треб необходимо всегда помнить, что Бог присутствует везде и проявлять такое же усердие, как и при совершении богослужений в храме. Отец Иоанн говорит о необходимости преодолевать свое небрежение, вспоминая свою священническую присягу и слова Священного Писания что «Проклят тот, кто дело Господне совершает с небрежением» (Иер.48,10).
В постоянной духовной брани с врагами спасения, направленной против души священника, особенно в момент совершения Евхаристии, помыслами малодушия и неверия он советует священнослужителям приобретать и воспитывать в себе добродетели веры, решимости, мужества, дерзновения к Богу, прибегать к молитве и покаянию. Важно знать, что под действием страстей священник находится в состоянии пассивности и не может быть настоящим служителем Божьим и не сможет наставлять и обличать человеческие пороки. Отец Иоанн настаивает на том, чтобы священник при совершении Таинства Причащения усиленно молился, не обращая внимания на проявление страстных помыслов, помнил бы свое призвание от Бога, свое не достоинство и величие Божие.
Жизнь каждого христианина, заботящегося о своем спасении, проходит в различных искушениях, но особенно они проявляются в священническом служении. Священник по своему чину призван Богом быть духовным военно-начальником, обученным и вооруженным Словом Божиим и святоотеческими писаниями для ведения духовной брани. Святой праведный Иоанн говорит о том, что и он сам не раз испытавший на собственном опыте всю злобу и коварство от бесовских влияний, направленных на священнослужителя через воздействие на сердце страстных помыслов, лишающих благодати, а также и со стороны людей проявляющих свою страстность по отношению к священнику. Главным средством против искушений Иоанн Кронштадтский, считает молитву и покаяние со слезами и осознание своего не достоинства. В таком случае священник избегает искушений при священнодействии и не теряет чистоту совести.
Основная опасность в духовной жизни священника − гордость. Отец Иоанн советует остерегаться гордости в разных ее проявлениях начиная от смущения, ложного стыда, боязни, тщеславия и до превозношения. Нужно постоянное внимание, чтобы заметить и не допустить развития гордости. Она проявляется в ситуациях, не имеющих основания к огорчению и раздражению на ближних, из-за самых малых причин. Один из моментов обнаружения гордости – это любовь к славе, когда принимаешь похвалу. Люди, льстящие нам – враги наших добрых дел. Они приводят нас в состояние духовной слепоты и через ложную похвалу закрывают от нас истинное состояние нашей души, и мы не можем видеть своих огромных изъянов, особенно самолюбия и непредусмотрительности.
Не всегда есть возможность уклониться от похвал, даже если эти похвалы нелицеприятные они способствуют зарождению тщеславных помыслов в душе пастыря. При всех возникающих случаях относительно преодоления похвал важен опыт отца Иоанна. В своих дневниковых записях он пишет, что при множестве справедливых слов похвалы в свой адрес о его служении он считал себя недостойным этих одобрений. Считал себя самым последним из священства и все совершения служб и пастырских попечений приписывал действию благодати Божией совершающейся в немощи человеческой.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своём учении о священстве опирался на творения древних отцов и учителей церкви. Он видел в священнослужителе не просто совершителя Таинств, но молитвенника – пастыря, посредника между Богом и людьми.
Рассматривая вопрос о подготовке пастырей, воспитании священства, святой праведный Иоанн Кронштадтский определяет требования, которым должен соответствовать священнослужитель и качества, которыми он должен обладать: – священник как пастырь есть посредник между Богом и людьми;
служение священника должно быть тесно связано со служением самого Пастыреначальника Христа;
священническое служение и церковное собрание нераздельны в своем единстве;
священнослужитель должен посредством благодати Божией приобретать любовь Божественную, Евангельскую;
главная функция священника – служение у престола;
его задача – очищать и исцелять человечество через молитвословия и
Таинства;
священнослужитель должен стремиться к чистоте своего сердца, заботиться об усердном служении церкви Христовой;
должен обладать добродетельной жизнью, чтобы быть достойным дара Духа Святого – Божественной любви;
обязательно заблаговременно готовиться для достойного приобщения Святых Тайн – Тела и Крови Христовых.
Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о воспитании священства актуально и сегодня и имеет большое значение для молодого поколения священнослужителей.
2.2 Педагогические основы законоучительной деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского
Святые являются нашими лучшими учителями. Бог прославляется во святых своих (ср.: 2 Фес 1:10). Именно поэтому мы обращаемся к святому праведному Иоанну Кронштадтскому к его жизненному и педагогическому опыту, который имеет огромное значение для современного процесса возрождения традиций духовного воспитания современной России.
Вопросы семейного и школьного образования были предметом внимания общественности и во времена Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Рассуждая по этому поводу Отец Иоанн замечает, что в школе учат всему чему угодно, но не учат главному: как преодолеть грех, сохранить душу в чистоте. Хотя в духовных трудах отца Иоанна нет стройной педагогической системы, но его поучения, беседы и наставления, дают нам возможность познакомиться с его педагогическими взглядами, принципами воспитания и обучения.
Более тридцати лет жизни Иоанна Кронштадтского были связаны с законоучительством и церковно-педагогической деятельностью. Это семилетний опыт преподавания Закона Божьего в Кронштадтском уездном училище, а затем более 25-летний опыт работы в Кронштадтской гимназии. Как пастырскому служению, так и делу школьного образования и воспитания он отдавал все свои силы, считая попечение о школе важнейшим делом святой Церкви, потому что школа воспитывает и готовит человека не только для жизни земной, но и небесной.
Большое значение святой праведный Иоанн Кронштадтский придавал духовному-нравственному воспитанию детей. Главным средством формирования души детей и подростков является, по его мнению, любовь. Только с помощью любови, ласки, добра можно, считал он, добиться положительных успехов в воспитании детей. Сам святой праведный Иоанн Кронштадтский обладал поистине ангельской любовью к детям. Любовь вдохновляла его на труд и наполняла всё его существо.
В основе всей жизни человека, его воспитания и образования должно быть Евангельское учение Христа, «без Христа суетно всё образование». Правильное образование, по его мнению, должно соединять в молодом человеке светскую образованность с высоким духовным просвещением и благочестием. В этом единстве заключается «прекрасная и приятная гармония, красота духовная».
В учебно-воспитательном процессе святой праведный Иоанн Кронштадтский исходит из принципа приоритета воспитания над образованием и отводит обучению вспомогательную роль. Но это не значит, что нужно пренебрегать другими науками. Наоборот, он призывает учиться «охотно и прилежно» потому, что научные знания даны Богом, который есть «источник разума и премудрости».
Христианское воспитание, считает Иоанн Кронштадтский, это прежде всего воспитание сердца и необходимо учить детей науке кротости, смирения, послушания, целомудрия, милосердия, а больше всего нужно научиться владеть языком любви. Без него знание других языков не принесёт никакой пользы. Можно много знать, говорит отец Иоанн, но быть «негодным человеком». Богобоязненных, добрых христиан можно воспитать только в лоне церкви Христовой с помощью таинств её и проникающего в душу богослужения.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл христианское воспитание «передовой борьбой за спасение детских душ». Потому главная задача учителя – уберечь детей от греха, показать его последствия, опасность греховной жизни, умело искоренять греховные наклонности и привычки. Он пишет. «…Враг спасения и плоть грешная, не щадят и детей, семена всех грехов есть и в них».
Для Иоанна Кронштадтского педагогическая деятельность – служение и потому он предъявлял высокие требования к учителю считая, что Бог доверил педагогам воспитание детей и вправе требовать заботливого и ответственного отношения к своему служению. Задача педагога заключается в том, чтобы все свои силы и способности отдать этому «скромному, но трудному и хлопотному делу» и исполнившего свой долг ждёт награда.
Главное для школы, считал отец Иоанн не методики, программы и научные разработки, а живая личность учителя. Его сравнение учителя с садовником помогает раскрыть и понять сущность педагогической деятельности. Школу он называет питомником, где «возделываются» детские души. Образно и удивительно тонко сравнивает педагога с садовником, детей с растениями и цветами, гимназию с садом. Сам процесс, преподавания – это «поливание», когда мы наполняем души детей христианскими добродетелями: милосердием, послушанием. терпением, любовью. Когда мы переводим ученика из класса в класс, то как бы пересаживаем растение и меняем грунт. А сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго нрава и нежелающие учиться, «бесплодные».
Он рассматривает сам процесс учительства как величайшую тайну. Учитель, считает он, должен вести себя в классе перед учениками благоговейно, кротко, смиренно как в храме, перед Богом, осознавая свою ответственность за то, что и как говорит, чему учит. Во время урока «священнодействует» Сам Господь, а учитель только посредник между Богом и детьми. Это важнейший принцип воспитательной системы праведного Иоанна Кронштадтского. Он подчёркивает мысль о том, что Истинным Педагогом является Господь наш Иисус Христос, который совершает попечение о каждой душе человеческой. Всё совершается Им и в душе ребёнка, и учитель должен вслушиваться в Промысл Божий и следовать Ему.
Излагать свой предмет учитель должен доступно и просто, «хитросплетения» речи отталкивают потому, что «человеческая душа проста, как и её творец». Основным средством преподавания должно быть живое, одухотворённое Евангелием Слово. Силу имеет и слово человеческое, которое остаётся в памяти, но слово Божье, подчёркивает отец Иоанн, проникает в душу и преображает её Оно «…было, есть и будет».
Учительство, считал отец Иоанн есть высокое служение, «милостивый» дар Божий. «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу». Педагог должен обладать духовным горением, горячим стремлением всего себя посвятить служению Богу и вверенным ему детям. Он подчёркивает отличие законоучителя от просто учителя и считает грехом относиться к Евангелию как к учебной книге, ибо она является руководством всей жизни человека.
Иоанн Кронштадтский даёт совет учителю как нужно готовиться к занятиям. Необходимым условием успешного проведения урока он считает обращение к Богу, призывание помощи Божьей. Нельзя забывать, говорит он, о «вопле к Богу», чтобы Господь сам помог найти доходчивые, живые слова. Для того, чтобы успешно учить, педагог и сам должен постоянно учиться и совершенствовать свои знания. Без этого, считает он, «наступает смерть души».
По воспоминаниям очевидцев мы можем судить о методике преподавания святого праведного Иоанном Кронштадтского Закона Божьего. Так, Николай Васильевич Суровецкий, один из учеников отца Иоанна вспоминал о том, что тот с первых дней умел привить учащимся серьёзное отношение к Закону Божьему и его наставления, полные любви, принимались с готовностью им следовать.
Закон Божий, считал отец Иоанн, должен занимать особое место в образовательном процессе и его нельзя поставить на один уровень с другими предметами. Закон Божий – связующее звено для всех наук он «…не есть предмет умствования и преподавания, а закон жизни». Это предмет, считал он, с помощью которого мы призваны закладывать в детях основы христианской веры, формировать христианскую нравственность, готовить человека к главному своему предназначению – жизни вечной.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, помня и о своём тяжком опыте обучения грамоте, никогда не унижал неспособных учеников, «не ставил двоек, на экзаменах не резал» Его уроки были живой, захватывающей, увлекательной беседой и их ждали с нетерпением. Иметь "три" по Закону Божию считалось среди его учеников величайшим позором. Они искренне уважали и любили отца Иоанна и старались не огорчать его невыученными уроками.
Иоанн Кронштадтский очень доброжелательно относился к ученикам, не наказывал, а старался вразумлять в процессе беседы, чтобы слова дошли до сердца. В сложных ситуациях заступался за оступившихся перед начальством, брал на поруки и часто бывало, что «трудные» ученики исправлялись. Благожелательное отношение к детям не означало, что отец Иоанн отрицал всякое педагогическое принуждение. Навык к исполнению предписаний веры, трудолюбие нельзя воспитать без принуждения себя к ним. Если не принуждать к учению и молитве, особенно мальчиков, то выйти из них, считает Иоанн Кронштадтский, могут только «ленивцы» и научатся они только злу. Он предупреждает родителей не допускать развитие капризов и не послушания в детях, ибо «каприз – зародыш сердечной порчи.
Ученики Иоанна Кронштадтского рассказывали впоследствии о не забываемых урока по Новому Завету. Он так восторженно, трепетно говорил о Спасителе и его страданиях, что казалось, что, все они были участниками этих событий и слёзы выступали у них на глазах. Отец Иоанн учил не текстам, а Евангельскому закону, связывая его с жизнью слушателей и это была подлинная наука жизни, Царства Божия на земле.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что духовные предметы должны восприниматься не только умом, но главным образом – сердцем. В сердце он видит «источник мысли и духовного познания». При их изучении не допустимы методы «долбёжки», бессмысленного зазубривания. «Лицемерным» называет отец Иоанн отношение к вере, если предмет этот и знания по нему оцениваются только цифрой балла и пунктами программы. Нужно учить детей применять эти знания в жизни, уметь жить по законам, данным Богом. Отец Иоанн подчёркивает отличие законоучителя от просто учителя и считает грехом относиться Евангелию как к учебной книге, ибо она является руководством всей жизни человека.
Процесс образования должен способствовать развитию «разумного миропонимания». Главное не объём знаний, а прочное их усвоение…». Оно может быть таковым, когда процесс обучения направлен к живой душе человека, преподаётся не искусственно, а живо и интересно. Не все знания полезны для человека. В стройную систему нужно приводить всё необходимое по всем предметам.
Большое значение в процессе воспитания, считает Иоанн Кронштадтский, имеют молитва, богослужение и Таинства Церкви. Преподавать богослужение, как и Закон Божий нельзя формально и сухо. Вся значимость его должна доходить до детских сердец, найти отклик в их душах. На своих уроках он стремился воспитать в детях любовь к церкви, Божественной литургии. Молитву он называл «водой живой», которая утоляет жажду. Причащение для детей он считал креугольным камнем христианской педагогики потому, что в Таинстве этом мы соединяемся со Христом и в духе Его любви со всеми людьми.
В своих трудах он постоянно проводит мысль о том, что богослужение может и должно быть лучшим воспитательным средством для созидания христианской души. Часто он проводил душеполезные беседы, объяснял значение христианских праздников, а раздавая книжечки с житиями святых говорил, «Читайте. дети, внимательно, сколько в них благодати Божьей»
Любили ученики посещать и службы отца Иоанна, и он старался утвердить их в мысли о том, что в храме все мы находимся перед лицом Божьим. И они ощущали благотворное влияние богослужения, видели какой любовью и авторитетом обладал их любимый учитель и это, безусловно, укрепляло авторитет Иоанна Кронштадтского как преподавателя.
Основываясь на воспоминаниях современников, учеников отца Иоанна, можно выделить приёмы воспитания, которые он использовал: отсутствие наказаний; опрос в первую очередь учеников, желающих отвечать; живой пересказ Священного Писания, сопровождаемый чтением избранных мест из Евангелия или жития святых, вопросы, которые переводили урок в беседу. С современной точки зрения мы можем говорить об использовании святым праведным Иоанном Кронштадтским активных методов обучения.
Протоиерей Александр Зелененко в своей статье выделяет важнейшие рекомендации к педагогической деятельности, которые даёт нам святой праведный Иоанн Кронштадтский.
– Бог есть основа и Источник всей жизни и всякого познания
преподавание должно быть простым и цельным.
в процессе образования необходимо исходить и приоритета воспитания над обучением.
педагогу нужно иметь дар любви к детям.
педагог должен быть носителем дара Духа Святого и нести ответственность за свою деятельность перед Богом.
методика преподавания должна быть простой, доступной и наглядной
недопустима погоня за обилием знаний.
Хотя в духовных трудах отца Иоанна нет стройной педагогической системы, но его поучения, беседы и наставления дают нам возможность познакомиться с его педагогическими взглядами, методикой воспитания и обучения.
Рассмотрев особенности законоучительной деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского, можно утверждать, что в основе её была любовь. к детям, как часть его пастырской любви ко всем. Освящалась она любовью ко Христу как источнику жизни и к ней он стремился приобщить всех, с кем соприкасался.
Исходя из своего опыта педагогической деятельности Иоанн Кронштадтский делает вывод о том, что
истинным Педагогом является Господь наш Иисус Христос;
учитель должен вслушиваться в Промысл Божий и следовать Ему.
необходимо церковное воспитание;
роль и значение в процессе христианского воспитания молитвы и Таинств церкви;
причащение для детей – краеугольный камень христианской педагогики.
Преподавательский успех отца Иоанна был обусловлен прежде всего его личностными качествами и пониманием сущности педагогической деятельности. Он выделяет следующие главные качества педагога:
любовь к детям;
любовь к отечеству и своему народу;
духовное «горение» как основание педагогики;
осознание ответственности за порученное дело;
твёрдость характера;
справедливость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотрения первой главы исследования «Жизнь и пастырское служение святого праведного Иоанна Кронштадтского» можно сделать следующие выводы:
. Пастырско-педагогическая деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского оказала существенное влияние на формирование культурно-образовательного пространства России второй половины XIX – начала ХХвв.
. Духовному становлению его личности и формированию религиозно-педагогических взглядов способствовали следующие факторы:
происхождение из священнического рода;
глубокая религиозность родителей;
традиционный, православный уклад жизни;
тяжелое материальное положение семьи;
суровые условия родного отцу Иоанну северного края;
неуспехи в учебе и чудесное просвещение;
уединенный досуг академической жизни.
Все это во многом определило духовно-нравственное развитие и характер будущего пастыря, его неутомимость в труде, самоорганизованность, дисциплинированность, умение сострадать и сопереживать другим. Целостное духовное образование, полученное им, сформировало стремление к непрерывному самообразованию и совершенствованию.
Служение святого праведного Иоанна Кронштадтского выражалась в следующих направлениях:
катехизаторском – при храме;
законоучительной деятельности в Кронштадтском уездном училище, в городской воскресной школе и в Кронштадтской гимназии;
социальной деятельности – помощи бедствующим слоям населения Кронштадта и организации для них Дома трудолюбия;
духовно-просветительской – организации и руководстве учебно-воспитательным процессом Сурской церковно-приходской школы; постройке монашеских обителей и заботе об образовании и духовном развитии их насельниц; подвиге молитвенного предстательства за людей пред Богом; написании религиозно-нравственных трудов; в ответах на многочисленные письма из разных уголков России и зарубежья; построении храмов, обителей, школ, просветительских учреждений на территории разных областей России; во взаимодействии с духовными академиями и различными российскими учебными заведениями, в оказании им материальной и духовной помощи; в поездках по городам России и зарубежья, носящих миссионерско-просветительский характер; в нравственном воспитании и преображении людей посредством молитвы к Богу.
В разделе второй главы исследования «Пастырская и законоучительная деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского» был рассмотрен вопрос о подготовке и воспитании священства. Святой праведный Иоанн Кронштадтский предъявляет определённые требования к священнослужителю и выделяет качества которыми он должен обладать:
священник как пастырь есть посредник между Богом и людьми;
служение священника должно быть тесно связано со служением самого Пастыреначальника Христа;
священническое служение и церковное собрание нераздельны в своем единстве;
священнослужитель должен посредством благодати Божией приобретать любовь Божественную, Евангельскую;
главная функция священника – служение у престола;
его задача – очищать и исцелять человечество через молитвословия и Таинства;
священнослужитель должен стремиться к чистоте своего сердца, заботиться об усердном служении церкви Христовой;
должен обладать добродетельной жизнью, чтобы быть достойным дара Духа Святого – Божественной любви;
обязательно заблаговременно готовиться для достойного приобщения Святых Тайн – Тела и Крови Христовых.
Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о воспитании священства актуально сегодня и имеет большое значение для молодого поколения священнослужителей.
СПИСОк ИСПОЛЬЗОВАННых источников и ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в рус. пер. с прил. – 4-е изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с.
2.Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Т. 1. Кн.2. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. – М.: Изд-во, Отчий дом, 2002. – 487 с.
.Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Дневник Т. 3. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. – М.: Отчий дом, 2005. – 844 с.
.Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: в 6 т. Дневник Т. 4. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. – М.: Отчий дом, 2012. – 680 с.
.Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения: Предсмертный дневник. /св. прав. Иоанн Кронштадтский. – М.: Отчий дом, 2009. – 184 с.
.Иоанн Кронштадтский св. прав. Творения Дневник. Т. 1. Кн. 2. / св. прав. Иоанн Кронштадтский. – М.: Отчий дом, 2002. – 487 с.
.Сергиев. И.И, прот. Полное собрание сочинений в 7 т. /прот. Сергиев И.И.- СПб.: Изд-во. Л.С. Яковлевой, 1994. – Т.3. – 508 с.
.Сергеев И.И, прот. Полное собрание сочинений в 7 т. / прот. Сергиев И. И. – СПб.: Изд-во. Л.С. Яковлевой, 1994. -Т.4-5. – 843 с.
Литература
9. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. / еп. Александр (Семенов-Тян-Шанский) – Париж: Имка-Пресс, 1990. – 380 с.
. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. / еп. Александр (Семенов-Тян-Шанский) – М.- Спб.: «Отчий дом»; Иоанновскй ставропигиальный женский монастырь, 2011. – 496 с., с ил.
. Аксенов, Роман, свящ. «Пастырство: традиции и современность» [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Архив официального сайта. – Электрон. ст.
. Большаков, Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. / Н.И. Большаков – СПб.: Царское Дело, 1995. – 855с.
. Великие русские старцы. Жития, чудеса. духовные наставления. Беседы отца протоиерея Иоанна с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игуменией Таисией. – М.: Ковчег. 2007.- 938с.
. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. / митр. Вениамин (Федченков). – СПб.: Воскресение, 2014. – 952 с.
. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. / игум. Георгий (Шестун) – 4-е изд. – М.: ПРО – ПРЕСС, 2010. – 672 с.
. Головина, Ю.В. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского: автореф. дис…канд. пед. наук / Ю.В. Головиной. – Курск, 2009. – 23 с.
. Зелененко, Александр, прот. «О жизни отца Иоанна Кронштадтского во Христе и его любви к детям» [Электронный ресурс] // сайт Спасо-Парголовского храма Школа радости. – Электрон. ст.
. Карпенко, Димитрий, прот. «Евхаристическая община как основа соборности» [Электронный ресурс] // Киевская Русь. – Электрон. ст.
. Киприан (Ященко), игум. Православное воспитание / игум. Киприан (Ященко). – М.: Благотворительный фонд «Покров», 2012. – 336 с.: цв. ил.
. Михаил (Семёнов), иером. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Полная биография с иллюстрациями. / иером. Михаил (Семёнов) Репринт. – СПб.: Изд-во: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 404 с.
. Николай (Касаткин) Японский, свт. Краткое жизнеописание, дневники 1870-1911 гг./ свят. Николай (Касаткин) Японский. – Спб.: Библиополис, 2007. – 760 с., ил.
. Никандров, Н.Д. Воспитание и религия. // Советская педагогика. – 1991. -№12. – С. 51-56.
. Сурский, И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. / И.К. Сурский. – М.: изд. Отчий дом, 2008. – 719 с.
. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев / сост. А.Н. Стрижев; – М.: изд. Отчий дом, 2004. – 352 с.
. Стрижев, А.Н., Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского. / А.Н. Стрижев. – М.: сб. «Школа православного воспитания», 1999. – 576 с.
. Сластенин, В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. – М.: Ярославль, 2004. – 576 с.
. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001. – С. 381-395.
. Сурова, Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 63 с.
. Склярова, Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы // Образование. 2004. № 9. – 53 с.
. Сурский, И.К «Отец Иоанн Кронштадтский» [Электронный ресурс] // Азбука веры. Православная библиотека. – Электрон. ст.
. Юферов, В.А. «Святой праведный Иоанн Кронштадтский в Казани» [Электронный ресурс] // Православный портал Трезвение. – Электрон. ст.