- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 44,8 Кб
Реализация образа дракона в китайской культуре Средневековья
ВВЕДЕНИЕ
Одной из интереснейших цивилизаций является китайская цивилизация. Китайская культура восходит к очень глубокой древности. Мы очень мало знаем древнейшую историю Китая. Тогда люди ещё не умели писать, и до нас дошли только памятники, найденные в раскопках, – это каменные и костяные орудия, скелеты первобытных людей, глиняные горшки. Но об этих древнейших временах китайцы рассказывали мифы и легенды, складывали песни. Многие из этих сказаний сохранились до наших дней. Они были созданы в глубокой древности, а певцы и сказители передавали их «из уст в уста» от отца к сыну и внуку.
Мифы прошли длинный и сложный путь. Их создавали многие люди, и каждый вносил свои добавления, изменял подробности рассказа. В таком виде мифы и сохранились до наших дней. Тем не менее, мифы помогают узнать, как понимали мир и во что верили древние китайцы. Китайская мифология, так же как и мифология всех народов древности, восходит к древним формам культа природы, культа предков и тотемизма.
Издревле китайцы почитали животных. В число священных животных входили: дракон, феникс, единорог, черепаха.
Дракон считался символом весны и востока, Феникс – лета и юга, Тигр – осени и запада, а Черепаха – зимы и севера.
У китайцев из мифических существ особенно любимым был дракон. Хотя существовали свидетельства очевидцев, что драконы иногда появлялись в нашем пространстве. Вот описание дракона, как его изображали на картинах и описывали в книгах: глаза дракона похожи на кроличьи, уши- на коровьи; длинные усы свисают, туловище как у змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы с орлиными когтями. Весь облик чудовища величественный и суровый.
Почему дракон был на особом значении? В этом я и хочу разобраться.
Данная работа посвящена рассмотрению образа дракона в китайской мифологии и культуры.
Актуальность темы. Выбранная тема является актуальной, так как ее раскрытие помогает нам как осознать основные этико-эстетические концепции древнекитайского общества, так и выявить основополагающие черты искусства и культуры данной цивилизации.
Целью данной работы является культурологический анализ образа дракона в китайской культуре … веков, а именно установление условий его возникновения, сущности и значения в становлении средневековой китайской культуры.
Достижение поставленной цели становится возможным благодаря решению следующих задач:
рассмотреть особенности понимания и восприятия китайцами такого существа, как дракон;
проанализировать роль дракона в формировании мировоззрения средневековых китайцев;
рассмотреть взаимосвязь между возникновением мира и причастности к этому процессу драконов в представлениях древних китайцев;
рассмотреть основные черты, характерные для культуры указанной эпохи;
попытаться разобраться в сложнейшей мифологии Китая и определить значение дракона как первопредка.
Объектом курсовой работы является культура Китая в эпоху Средневековья.
Предметом курсовой работы выступает реализация образа дракона в китайской культуре данной эпохи, а именно в архитектуре и прикладном искусстве и роль дракона в праздниках Китая.
Методы исследования. Методологической основой для написания данной курсовой работы является культурологический и исторический методы исследования. В ходе создания курсовой работы использовался также метод анализа визуального материала по теме, метод классификации и метод синтеза. Помимо этого было осуществлено изучение литературных различных монографических публикаций и статей.
Историография:
Возникновение образа дракона в китайской культуре тесно связан с его мифологией. Мною были рассмотрены работы Юань Ке «мифы Древнего Китая». Его подход внес весомый вклад, как во всеобщее понимание китайской мифологической традиции, так и в написание данной работы. Говоря о развитии мифологии, я воспользовалась теоретическими выводами А.М. Самозванцева, В.В. Ежова, К.М. Королева. Теоретические и технические основы культуры и искусства Китая изложены в работах Н.А. Виноградовой, М.Е. Кравцовой, В.Н. Шейко и А.В. Кравченко. Для понимания общей истории Китая очень полезными оказались работы А.В. Меликсетова и В.Н. Малявина.
Структура. Данная работа призвана рассмотреть проблему реализации образа дракона, как идеала божества Китая, в культурном наследии Китая. Сама курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и приложения, иллюстрирующего основные фрагменты архитектуре, анализ которых осуществляется мною в курсовой работе. В свою очередь, первая глава раскрывается в двух подпунктах, вторая глава потребовала также двух подпунктов.
мифология дракон средневековый
РАЗДЕЛ 1.
.1 Мифология Средневекового Китая
На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, расположен Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем – Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки – Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Основной территорией, где развивалась цивилизация Китая, был бассейн реки Хуанхэ. Долина реки была покрыта густыми лесами. Климат был теплый, но было много осадков. В пойме рек рос бамбук. Эти условия были очень благодатны для земледелия. Но близость к реке было опасна для китайцев. Частые наводнения на протяжении всей истории Китая приносят большие неприятности для жителей. Это заставляло людей строить плотины и рыть каналы, но это не сильно спасало ситуацию. Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками – Великий канал (2000 г. – почти с 11 в. до н.э. – по 19 в. н. э.) – сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена. Однако, Китай знаменит не только достижениями инженеров. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо – прообраз современной иероглифической каллиграфии.
Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.
На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано "Фармакологию", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.
В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как "китайская церемония". «Китайские церемонии – это определенные ритуалы, правила поведения в каждой ситуации». [22, c. 101] Тщательное соблюдение всех церемоний и правил – в общении, одежде, украшениях – чайных церемоний и даже особых церемоний в движении – было не только обязательным, но и показывало образование и положение в обществе китайцев. Что же касается религиозно-мифологического мировоззрения жителей Поднебесной, то китайская мифология совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности.
Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Кроме того, китайцы с большим уважением относились к своим предкам. На их могилы они приносили жертвы и считали, что за это духи прадедов помогут им в жизни. Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Однако эта реформация религиозных мировоззрений наступила позже, в начале цивилизации у древних китайцев были разные мифы, которые мы сейчас рассмотрим.
«Китайский пантеон имел сложную структуру и внушительные размеры. Исследователи китайского фольклора насчитывают 500-600 божеств. Большинство из этих божеств имели как бы несколько ликов. Их соотносили в одно и то же с определенным явлением небесной сферы, историческим лицом и местностью. Так образы Богов символизировали единство трех сфер мироздания – Неба, Земли и Человека. Вместе с тем китайский пантеон в его окончательном виде был результатом антропоморфизации богов.»[1, c. 231]
По своему содержанию мифы подразделяются на несколько групп.
Среди космогонических мифов, трактующих происхождение природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции: деление и превращение. Согласно одной из них, неодушевленные вещи и живые существа возникают в результате деления хаоса на два первоэлемента – светлое (мужское) начало янь и тёмное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации.
Интересен миф о небесном духе Цзюйлин.
«Говорят, что он появился одновременно с первоначальной субстанцией, его же называют истинной матерью девяти начал. Он был настолько всемогущ, что смог создать горы и долины, пустить большие и малые реки, поэтому его можно считать первотворцом. Говорят, происходил он из верховьев реки Фынь-шуй и первоначально был духом реки. Издревле поперёк Хуанхэ стояла гора Хуашань. Цзюйлин, «пиная ногами и раскачивая её руками», расколол её и раздвинул, так что река потекла прямо. По сей день ещё сохранились на горе Хуашань следы, похожие на отпечатки рук и ног духа Цзюйлина.»[10, с. 288]
Также думаю, следует сказать о духе Чжу-лун – драконе со свечой с горы Чжуншань, рассказ о котором записан в древней «Книге гор и морей». «Этот дух с лицом человека, телом змеи, с кожей красного цвета был длиной в тысячу ли. У него были необычные глаза, похожие на два вертикально стоящих оливковых дерева, а когда он закрывал их, они были как две прямые вертикальные щели. Стоило ему лишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день, а когда он закрывал глаза, на землю спускалась ночь; стоило ему подуть, как появлялась пелена красных облаков, падал хлопьями сильный снег, и наступала зима; дохнёт – тотчас красное солнце начинало палить, текли металлы и плавились камни, и наступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея: не ел, не пил, не спал и не дышал,- как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светом свечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещё называли Чжу-инь (чжу – значит "свеча", инь – "темнота") – Освещающий мрак».[19, c. 33 ]
Чжу-лун и в самом деле похож на первотворца. Однако, сохранив явные черты живого существа, он всё-таки не смог, подобно другим знаменитым небесным духам, превратиться в человека. Он не стал в глазах людей первотворцом и остался лишь духом одной из гор, несмотря на свой удивительный облик и необычайную силу.»[12, с. 35]
При всех расхождениях в описании Пань-гу общим является то, что все люди почитали его как первопредка, отделившего небо от земли.
Выше было рассказано о том, как были сотворены небо и земля. Но как же появились люди на земле? Ответ на этот вопрос дают антропогонические мифы.
Сравнительно ранней версией о появлении людей является версия о том, что люди произошли в результате взаимодействия двух великих богов Инь и Ян. После того как были созданы небо и земля, из оставшихся грубых частиц они сотворили животных, птиц, рыб и насекомых, а из чистых частиц – людей. Этой версии никто не верил, и в конце концов она исчезла бесследно, не оставив сколько-нибудь значительного следа.
Существует удивительное и прекрасное сказание о том, как небесные духи сообща создали людей. Хуан-ди создал у людей различия между мужчиной и женщиной, Шань-пянь – уши, глаза, рот и нос, Сан-линь – руки и ноги. Следует упомянуть и о Нюй-ва, которая участвовала в этой совместной работе, но что она создала, не ясно.
Миф о том, как духи сотворили людей, в самом деле, очень интересен, но, к сожалению, записи о нём в древних книгах весьма скудны, и о божествах Шань-пань и Сан-линь нам ничего не известно. Мы совершенно не знаем, при каких обстоятельствах их совместными усилиями были созданы люди. Поэтому данный миф также не получил широкого распространения. Напротив, миф о сотворении людей одной богиней Нюй-ва, среди всех ранее упомянутых мифов пользовавшийся наибольшим доверием, так как он и необычен и в то же время близок пониманию людей, составил богатую поэтическую часть в китайской мифологии.
Имя Нюй-ва принадлежало не только имя богини, но и легендарной девочке, которая вместе со своим братом Фуси избежала гибели во время всемирного потопа для возрождения людей. Когда дети выросли, то брат решил жениться на сестре. Однако девушка отказала ему. Тогда он предложил ей ещё раз, она также его отвергла. И в третий раз Фуси предложил Нюйва им пожениться. Но в этот раз девушка согласилась при одном условии, если Фуси её догонит. Долго брат догонял Нюйву, но с помощью хитрости догнал девушку. Они поженились. Но это всего одна из двух версий. По другой версии, брат и Нюйва хотели поженится, но устыдились. «Тогда брат повёл сестру на вершину Куньлуня и произнес заклинание, что если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет,- пусть дым рассеется. Дым поднялся столбом. Обычно их изображают вместе, а их хвосты сплетены, указывая на их близость». [14, c.144]
Мифы о древних героях отражают стремление древних китайцев найти персонифицированных «авторов» важнейших технических достижений глубокой древности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь трением; впервые построил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу злаки; открыл способ варить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих героев изображались китайцами в виде полулюдей-полуживотных: с телом змеи, с головой быка, что, несомненно, является отражением древних тотемических представлений.
Вот, например один из них, Стрелок, или Лучник И (Хоуи), был в числе тех, кого Небесный владыка послал на землю, чтобы помочь людям. Он совершил ряд подвигов, которые с полным основанием позволяют причислить его к культурным героям, – победил нескольких чудовищ (то есть упорядочил хаос); впоследствии за эти подвиги его стали почитать как божество, прогоняющее бесов. Еще он сражался с божествами, мешавшими людям, – Ветром-Дафэн, Хэбо, богом реки Хуанхэ, Девятью Младенцами. Главный же подвиг И – уничтожение «лишних» солнц. Это случилось во времена легендарного правителя Яо, правление которого в конфуцианской традиции служит олицетворением «золотого века». На небосвод одновременно поднялись десять солнц, жар которых испепелял все живое. Тогда И взял красный лук и белые стрелы – подарок Небесного правителя – и меткими выстрелами поразил девять солнц из десяти. «Эти девять солнц рухнули наземь в облике золотых воронов. И тогда в Поднебесной широкое стало узким, опасное – легким, далекое – близким. И с тех пор установился в мире порядок». [4, c. 133]
Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия. Прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, а мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д.
Представление иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому, как в Поднебесной верховная власть принадлежала Вану, полагали иньцы, так и на небе всё и вся подчиняется Верховному Божеству (Ди). Ди всемогущ – это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависят дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляют усопшие предки Вана, являющиеся его слугами. Предки Вана выполняют различные поручения Ди, они же передают ему просьбы Вана о ниспослании благоговения и помощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, Ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции Вана как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общение со своими предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов.
В раннечжоуское время эта система религиозных представлений не претерпела ещё сколько-нибудь значительных изменений. Позже происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков и мира богов, что приводит к обособлению культа предков от культа Верховного Божества. Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице – лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами. Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало с одной стороны, усилению культа предков, с другой – трансформации представлений о Ди и культе Неба.
Особенно велика роль дракона в древних космогонических представлениях. На одном бронзовом блюде эпохи Инь изображены два дракона; на дне – безногий, покрытый чешуйками, каждая из которых имеет рисунок спирали-молнии, а по краю – дракон с лапами, а также птица и рыба. Некоторые исследователи (Л.П. Сычев) считают, что во втором случае дракон олицетворяет землю (птица – небо и рыба – водную стихию).
Лунарные мифы явно беднее солярных. Если солнце ассоциировалось с трёхлапым вороном, то луна первоначально, видимо, с жабой («Хуайнаньцзы»). Считалось, что на луне живёт белый заяц, толкущий в ступе снадобье бессмертия (средневековые авторы рассматривали жабу как воплощение светлого начала ян, а зайца – тёмного начала инь). Наиболее ранняя фиксация образов лунных зайца и жабы – изображение на похоронном стяге (2 в. до н. э.), найденном в 1971 под Чанша в Хунани.
«Если солярные мифы связаны со стрелком И, то лунарные – с его женой Чан Э (или Хэн Э), которая похищает у стрелка И снадобье бессмертия и, приняв его, возносится на луну, где и живёт одиноко. По другой версии, на луне живёт некто У Ган, посланный туда срубить огромное коричное дерево, следы ударов топора на котором тут же зарастают вновь. Миф этот сложился, видимо, уже в средние века в даосской среде, но представление о лунном дереве зафиксировано ещё в древности («Хуайнаньцзы»). Важное значение для понимания китайской мифологии имеют представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай И («великая единица»), Цинлун («зелёный дракон»), Чжуцяо («красная птица»), Байху («белый тигр») и Сюань У («тёмная воинственность»). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющим графическое изображение. Так, на древних рельефах кружочками изображали звёзды созвездия Цинлун и тут же рисовали зелёного дракона, Сюань У изображалось в виде черепахи, перевитой (совокупляющейся?) со змеей. Некоторые звёзды считались воплощением богов, духов или местом их обитания. Большая Медведица (Бэйдоу) и населяющие её духи ведали жизнью и смертью, судьбой и т. п. Однако в сюжетных мифологических преданиях фигурируют не эти созвездия, а отдельные звёзды, например Шан в восточной части небосклона и Шэнь – в западной».[7, c. 31]
Про драконов я расскажу поподробнее чуть позже.
Китай развивался, а с ним менялось и мировоззрение китайцев. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, которые остались в почете, избавились самого малого человека подобия и стали холодными, абстрактными божествами – символами.
В мифологии даосизма большую роль играли и предания о трёх мифических горах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, плавающих в море, представление о которых было заимствовано из древнекитайской мифологии. Острова эти – своеобразный вариант даосского рая, где живут сонмы бессмертных. За даосизмом оказалось целиком «право» изгнания всяческих злых духов, унаследованное от шаманизма. В силу этого особую роль в даосской мифологии стали играть различные повелители духов и бесов.
« Даосский пантеон насчитывает тысячи всевозможных бессмертных, святых, духов, бесов, героев местных культов, персонажей «низшей мифологии», а также более 30 тысяч духов человеческого тела и т. п. Весь этот необозримый пантеон возглавлялся первоначально тремя абстрактными мистическими символами Тайчу, Тайсу, Тай И. В процессе развития даосской мифологии постепенно абстрактные категории этой триады были персонифицированы в образах Лаоцзы, Хуанди и Паньгу (иногда Тай И)».[17, с. 89]
В первых веках н. э. в Китай из Индии через Среднюю и Центральную Азию начинает проникать буддизм со своей развитой мифологической системой. Приспосабливаясь к местным условиям, буддизм в Китае включил в свое учение некоторые кардинальные идеи традиционной китайской морально-этической доктрины (напр., идею сяо – сыновней почтительности). Со временем (к 8-9 вв.) буддисты стали использовать для своих проповедей и старинные китайские сюжеты, в т. ч. и восходящие к древней мифологии («Сказ бяньвэнь о почтительном сыне Шуне»). Постепенно происхождение тех или иных буддийских персонажей стало связываться с китайскими героями. В средние же века происходит «натурализация» и других буддийских персонажей, в качестве которого, по одной из версий, будто бы был обожествлён некий буддийский монах из корейского царства Силла. Под непосредственным влиянием буддизма происходит и развитие мифологических представлений китайцев о потустороннем мире и преисподней. В древности взгляды эти были, видимо, весьма смутны.
Таким образом, для китайской мифологии характерно то, что его древняя мифология стала частью истории. Основные персонажи древнекитайской мифологии первопредки, представленные в древних историзованных памятниках как реальные правители и сановники глубокой древности. Они выступают как создатели культурных благ и предметов. Мифические герои превратились в исторических личностей, а многие исторические деятели посмертно были вознесены к рангу божеств и героев. Это смешение на сегодняшний день не дает возможности восстановить подлинную мифическую составляющую истории. Также характерно то, что мир отнюдь не появился из ничего в едином акте творения; такая идея чужда китайской мысли.развитием мифологических и космогонических представлений связан образ дракона. Они занимали одно из центральных мест в китайской мифологии. В Поднебесной драконы в большинстве своем были существами добрыми и благодатными. За это им воздавалось множество почестей. В древнем Китае в существование драконов верили не только обычней люди, а и довольно серьезные ученые. Некоторые из них даже пытались логически доказать их существование. Драконов любили и уважали. Они – неотъемлемая часть китайской культуры, мифологии и истории.
.2 Возникновение образа дракона. Дракон в различных мифологиях
Пожалуй, нет на нашей планете места, где бы ни знали легенд и мифов о драконах. Эти существа занимали умы и сердца людей с древнейших времен, постепенно изменяясь и обретая все новые черты и формы, дракон воплощает то силу жизни, то силу разрушения.
Образ дракона характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, но представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так наз. ирригационные, или гидравлические общества), благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более ранних времён культ водоёмов, связывавшийся с драконом.
«Легенды о драконе зафиксированы в первых письменных памятниках человеческой истории. Раньше других они появляются в шумерских источниках.»[20]
Дракон появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом. В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир.
О значении дракона для людей и появление этого мифического существования в сознании древних людей существуют разные версии.
Одни (В.Я. Пропп) говорят, что у древних первобытных народов образ дракона состоял из птицы и змеи. Эти животные в первобытном обществе, как полагает исследователь, являлись самыми распространенными и олицетворяли душу. В драконе же они сливались.
Другие (Уолтер Ауффенбер) считают, что впервые миф о драконе возник в то время, когда змеи выползали из-под земли после зимнего сна.
Иные исследователи, одной из них является Хамитбаева Н.С., которая пишет в Казанском «Зиланте»: «На наш взгляд, образ дракона возник на основе искажения существовавшего у многих народов символа, изображавшего птицу со змеем в когтях. По мнению А.А. Горбовского, это изображение везде имело единый смысл: борьбу жизненного начала над гибелью и хаосом вод.»[21]
Дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом – это ритуальная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе ритуальную тематику с инверсией отношения инициант – змееобразный патрон ритуала.
«На наш взгляд, изображение в виде птицы со змеем в когтях означало не только борьбу противоположностей, но прежде всего единство мира, в котором жизнь и смерть – это две основные, равнозначные, равновеликие движущие силы дуального мира. А поскольку каждый символ многозначен, то в него, очевидно, вкладывалось не только философское понятие единства добра и зла, но и космогоническое понятие единства земли и вселенной, метафизическое понятие единства духовного и материального и т.д. в зависимости от сопровождавшего символ контекста. Кроме того, по мнению П. Гуревича «метафоры и символы древних текстов содержат зашифрованную информацию о свойствах сознания». Тогда изображение птицы со змеем в когтях может обозначать два разных уровня сознания, которые в единстве дают мудрость в своем высшем проявлении. Именно это значение мудрости сохранилось за образом дракона у некоторых народов до настоящего времени».[21]
Существует и другие версии, однако, не имеющие широкого распространения.
Также как и в Древнем Китае, дракон существовал и в других мифологиях, например, у славян, у греков, у древних шумеров, как я раньше упоминала, у египтян, у индусов. Однако дракон не был однотипным существом и в каждой культуре он представлялся по-разному.
Давайте рассмотрим драконов из некоторых культур. Начнем, пожалуй, с самого известного сказания о драконе, чуда Георгия о змие, описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти, но в греческих редакциях указано, как единственный прижизненный подвиг Георгия. Сюжет мифа заключается в том, что в окрестностях города Бейрута <#”justify”>8. Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве и потому что драконы – искусные мастера в боевых искусствах;
. Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склонность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.
10. Баси – также большой любитель воды; изображения его вырезали на столбиках мостов, лестниц.
. Биси – дракон-черепаха, силач и любитель словесности, поддерживающий на своей спине-панцире массивные каменные стены.
. Цзиоту – нелюдимый грубиян, никого не пускавший в дом. Поселялся на воротах с кольцом в зубах.
Изображения священных драконов можно встретить везде. Они охраняли кровлю, двери и ворота во дворцы, храмы, гробницы. Входы обычно ориентировали на восток, а потому драконы, сидящие у входа, каждое утро встречали Солнце. Своим грозным взором они также останавливали людей, идущих в храм с недобрыми мыслями. Каменные драконы украшали дворцовые лестницы, изогнутые мосты. Их хищные силуэты можно встретить возле водных источников. Считалось, что драконы охраняют их от злых духов и всякой нечисти. Нередко их изображения помещали на защитные ширмы ин-би, устанавливаемые перед входом в дом, храм или императорский дворец.
Встречаются также многочисленные изображения драконов в прикладном искусстве стран Дальнего Востока. Зачастую изображения писались на веерах, ширмах, свитках и в альбомных листах, на одежде и зонтах.
Чем же можно объяснить столь широкую популярность драконов в культуре Китая? Вряд ли этот феномен связан с традиционным почитанием императорской власти. Причины следует искать в культах природы.
Следует напомнить, что в Древнем Китае священные драконы были повелителями не только воды или подземелья, но и владыками воздушного океана. Была создана подробная классификация драконов по внешнему виду, возрасту, месту обитания, функциям и цвету. Различают, по крайней мере, четыре типа драконов:
·небесный дракон, охранявший обитель богов;
·божественный дракон, посылавший ветер и дождь;
·земной дракон, определявший направление и глубину рек и ручьев;
·подземный дракон, охранявший сокровища.
У дракона есть девять сыновей, они различаются внешне, обладают разными качествами и силой. По традиции драконов можно увидеть на колоколах, крышах часовен и дворцов, на мечах. Они символизируют собой девять способов дракона использования как амулета.
Бу лао – первый сын дракона, защитник. Вырезается на колоколах и гонгах, возвещающих об опасности; гарантирует вам защиту от всех врагов.
Чжу ню – второй сын дракона, вырезается на музыкальных инструментах и помогает достигнуть мастерства в исполнении.
Суанни – третий сын дракона, вышивается на халатах и блузах. Он наполняет жизнь комфортом, великим богатством и роскошью. Найдите халат или блузу, на которой золотой или серебряной нитью вышит дракон, и тогда вы сможете жить как сам император!
Яйцзы – четвертый сын дракона, изображается на рукоятке меча. в том месте, где лезвие крепится к рукоятке. Он смело вступает в бой и вдохновляет многих честолюбивых воинов.
Чжи вэнь – пятый сын дракона, украшает собой мосты, крыши храмов, дворцов, защищая хозяйство от пожара. Если вы живете рядом с вулканом или в местности, в которой часто случаются пожары, поместите изображение дракона на крышу и вы оградите свой дом от возгорания.
Чжао фэн – шестой сын дракона дракона, он тоже вырезается на крышах храмов. Он способен победить темные силы зла и побороть блуждающих духов, защищая дом и преграждая дорогу злу. если вы поместите этого дракона над дверью, вы сольете воедино силы пятого и шестого сыновей.
Бисю – седьмой сын дракона, только он наделен сверхъестественной силой. Этот дракон обладает огромной мощью и необыкновенными знаниями в области литературы. Он вырезается на каменных плитах и тумбах. Если вы хотите обрести удачу в учении и опыт мудрецов, поместите пару плиток с вырезанными на них драконами в доме.
Бахсиа – восьмой сын дракона, вырезается в основании памятников. такой памятник никогда не обрушится.
Бигань – девятый сын дракона, покрытый чешуей однорогий дракон. похожий на Пи яо. Пи яо – это существо, способное успокоить Великого князя Юпитера – Бога Года. Бигань обладает силой, способной превзойти силу Юпитера. Если вы выбрали для ношения или поместили в своем доме именно этого Дракона, вы можете смело сидеть лицом к Великому Князю.
Выгравированный на кубке или на бокале дракон означает изобилие, а изображенный на пузырьке с лекарством – пробуждает исцеляющую силу сыновей дракона. Книги, украшенные изображением дракона, значительно обогатят ваш запас знаний. Вырезанный на деревянной ручке дракон предвещает добрую дорогу.
А если у вас есть изображение драконьего карпа или лун мэнь – рыбы, которая перепрыгивает через ворота дракона – вы привлечете могущественную ци. способствующую успехам в учебе. Многие китайцы верят в то, что если вы поместите образ драконьего карпа над главной дверью, то каждое утро, переступая порог, будете превращаться в дракона!
.2 Дракон в празднествах Китая
Так как дракон – это неизменная часть в культуре Китая, то и, следовательно, он принимает участие во всех ее «отраслях». Также дракон принимает участие во многих праздниках.
Фестиваль Дуань-у цзе (Duanwu Festival) – это один из трех важнейших традиционных праздников Китая. Этот день также называют праздником двойной пятерки, праздником Дуань-ян, Днем поэта. Праздник приходится на пятое число пятого месяца по лунному календарю. По наиболее распространенному мнению, возникновение этого праздника связано с памятью о древнем китайском поэте-патриоте Цюй Юане. Цюй Юань жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств (V-III вв. до н.э.). Много раз обращался он к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации, упадка и коррупции. Hо царь, поверив доносам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал поэта из столицы. В 278 году до нашей эры войска царства Цинь захватили столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, не смог этого перенести и пятого числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, узнав о его смерти, люди в горе и ужасе бросились в лодки и долго искали тело поэта в реке, но так и не нашли.
«С тех пор, ежегодно в день, т. е. 5-го числа 5-ого месяца по лунному календарю, люди на лодках, выполненных в виде дракона, снуют по водному пространству рек и озер, бросают специально приготовленную пищу из риса, постепенно эта церемония памяти поэта Цюй Юань вошла в привычку и перешла в народное увлечение, т. е. состязание – гонки лодочек, украшенных как драконы».[6, с. 27]
Одновременно с этим они бросали для Цюй Юаня в реку бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом. Hо однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу сам Цюй Юань и сказал:«Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей».
Таким образом появилась традиционная еда этого праздника – цзунцзы (zongzi) – завернутый в листья тростника клейкий рис. В настоящее время праздник Дуань-у цзе является государственным выходным днем – выходные длятся три дня, начиная со дня праздника.
Особого значения этот праздник не имеет, но вид лодок лишний раз указывает нам на морского дракона, на желания китайца уберечь самого себя, с помощью божества.
Другой праздник, не менее интересный, это весело танцующий дракон.
В праздничные дни, по случаю торжественных событий, в стране всюду можно увидеть весело шествующих, танцующих драконов и радостные лица людей. По-китайски это называют У Лун, т. е. танцы драконов. Эти танцы разнообразные. К примеру, есть танец с фонарями в виде огненного дракона. Еще до династии Цинь (221 – 206 гг. до н. э.) люди исполняли танцы – шествие с драконами, моля Небо послать на землю дожди. Во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) эти церемонии проводились еще более торжественнее. Вероятно, сейчас танцы драконов – это желание людей о даровании счастья благополучия.
На юге страны очень популярны драконы, которых мастерят из ивовых прутьев, зеленых лиан и рисовой соломы. В туловище такого дракона втыкают зажженные курильные палочки в темноте. Танцующий дракон выглядит красивым и веселым. После окончания празднества, под грохот барабана, гонга, хлопушек, люди торжественно, с большими почестями, спускают такого дракона в воду, чтобы он вернулся к себе в подводной дворец и не забывал приносить людям благополучие. Такого дракона по-китайски называют Сян Лун, т.е. дракон, утыканный горящими курильными палочками.
В провинции Гуандун очень знаменит Цай Лун местности Фошань, Цай Лун означает ярко разукрашенный дракон. Когда они величаво шествуют, впереди них идут люди, несущие разные знамена и флаги, за ними макеты: маяк, карп, большая рыба, которая по поверью волшебная, большая жемчужина, и следом шествует весело танцующий дракон. А за ними идут музыканты, это оркестр состоит из разных гонгов и барабанов. Танцы дракона очень разнообразные и богатые по содержанию и его исполнению. К примеру, танец «Драконы, играющие жемчужиной», где представляются как оба танцующих дракона под удары барабана, извиваются и стараются схватить жемчужину, а жемчужина весело убегают и прячется, драконы быстро поднимаются или опускаются, чтобы найти ее, и так шествуя и танцуя, привлекают внимание и вызывают восхищение людей.
Очень интересный праздник Новый Год, при завершении которого празднование праздника фонарей, которые зажгутся около пятнадцатого дня первой луны. Чем искуснее сделан фонарь, тем выше престиж семьи, которая его демонстрирует. Поэтому каждый год появляются все новые и новые типы фонарей: в виде больших шаров, в форме правильных кубов и других геометрических фигур, фонари бумажные и стеклянные, в виде китайских пагод, овец, вееров, домов, автомобилей, аэропланов и трамваев. Некоторые фонари представляют собой чудо фантазии: например, ледяные фонари – ледяные блоки, вырезанные в форме человека; в верхней части фонаря расположено отверстие, в котором горит свеча. Встречаются фонари и более сложной конструкции: внешняя поверхность ледяной фигуры порывается молодыми ростками пшеницы, выращенными еще до намерзания льда. Сочетание свежей зелени молодой пшеницы и холодного белого света, идущего сквозь лед, создает необыкновенно красивое зрелище.
Фонари некоторых видов зажигаются в самый день Нового года, но большинство изготовляется в течение первых десяти дней года и в первый раз зажигается ночью тринадцатого дня года. Начинается великий праздник фонарей. Ночью 13, 14 и 15 дней каждый выходит на улицу, демонстрирую свои фонари; дети надевают маскарадные костюмы, часто с ужасными масками. В это время в столице на улицах устраиваются карнавальные процессии – с танцорами на ходулях, в фантастических одеяниях. Также восхищают шествие с драконом-фонарем: большой причудливый дракон длиною более 10 метров строится из бамбуковых прутьев и ткани. У него золотистые и синие глаза, серебряные рога, украшенные красными кисточками, длинная зеленая борода и открытая пасть со свисающим красным языком. Животное несет группа мужчин, каждый из которых держится за палку, поддерживающую одну из конечностей дракона. Тело чудовища озарено многочисленными свечами, установленными по всей длине тела. Дракон следует за раскрашенным шаром, символизирующим солнце, которое преследует символ облаков – дракон, приносящий дождь.
В Китае праздник фонарей уходит корнями в глубокую древность и связан он с ритуалами, посвященными плодородию. Красочные и веселые ночи праздника фонарей завершают праздник Нового года – после более чем месяца церемоний, пышных зрелищ и торжеств. В этом праздничном цикле перед нами проходит пышная и яркая панорама Китая, застывшего в своих традициях и формах быта, но бесконечно разнообразного, с жизнью, бьющей ключом в пределах этих ограничений.
В мае проводили и проводят праздник дракона. Он чем-то напоминает праздник фонарей. Весной в китайском городе Вэйфань фестиваль воздушных змеев, в котором принимают участие более 1000 человек из многих стран мира.
Одна из самых радостно-праздничных картинок китайской жизни – небо, усыпанное воздушными змеями. Оказавшись впервые на главной площади столицы Тяньаньмэнь, не сразу понимаешь, что означают эти парящие высоко в небе точки. Но потом видишь людей, чьи глаза прикованы к тем же летающим объектам, замечаешь в их руках тонкую веревочку-леску, и лишь затем понимаешь – воздушные змеи. Хотя почему их называют змеями? У них тысяча форм и расцветок, и змеи – лишь небольшая их часть.
Нас, конечно, понятием «воздушный змей» не удивишь: даже если в детстве мы не развлекались подобным образом, мы знали об их существовании. Ничего удивительного – воздушные змеи известны в Европе с XVI века. Занимательно другое: их изобрели в Китае очень давно – в V или IV веке до н.э. Так что, как водится, мы снова немного отстали – в этот раз на 2000 лет. Утверждают, то авторство в создании воздушного змея принадлежит человеку по имени Лу Пань, который жил в V в. до н.э. и был прототипом божественного покровителя ремесленников, которого века спустя называли Куншу Пянь.
Есть объяснение и попроще: когда-то очень и очень давно крестьянин работал в поле и, спасаясь от нестерпимой жары, одел на голову бамбуковую шляпу, сделанную из мягких тканей дерева. Однажды налетел сильный порыв ветра, а с ним с головы крестьянина улетела и шляпа. Он бросился вдогонку, но смог поймать только тесемку – так и бежал, держа за тесемку шляпу, которая продолжала лететь по ветру. В какое-то мгновение он понял, как это забавно – летающая бамбуковая шляпа, которая и стала прототипом первого воздушного змея.
Утверждают, что легендарный Куншу Пянь и философ Мо Ти (который умер в 380 г. до н.э.) делали змеев в форме птиц, которые могли летать три дня и кувыркаться в воздухе. Несмотря на то, что запуск воздушных змеев – дело действительно веселое и забавное, на протяжении долгой истории их часто использовали в военных целях, например, начиняли порохом и взрывали, когда они достигали стана противника – такие вот воздушные бомбы. Создание воздушных змеев Создание воздушных змеев – традиционное искусство, требующее сосредоточенности, мастерства и вдохновения. Первый шаг – дизайн. На ровной поверхности расстилается большой кусок шелка, и рисунок наносится сразу на ткань. Чуть дрогнула рука – будьте любезны, новый кусок шелка, но настоящий мастер делает это с первой попытки. Затем к рисунку крепится бамбуковый каркас, лишняя ткань обрезается. После этого к созданному "телу" крепится нитка или веревка.
Так создается большинство змеев. Но, например, на дракона нужно затратить гораздо больше усилий. Самое сложное в огромном драконе – голова. Сначала тонкие полоски бамбука нагреваются над спиртовой лампой, затем очень аккуратно гнутся – в соответствии с замыслом создателя приобретают желаемую форму. После этого несколько согнутых полосок крепятся вместе с помощью нейлоновой нитки – так создаются отдельные части будущей драконьей головы. Затем к каждой части прикладывается шелковая ткань, на которой обозначаются контуры. После того, как эта работа выполнена, бамбуковый каркас покрывается шелковой тканью, излишки которой обрезаются.
Затем разные части головы собираются воедино, после чего приходит время сделать дракона видящим – сотворить глаза. Их обычно делают из двух выпуклых пенных дисков, прикрепленных к круглым картонным основаниям. В каждом основании есть небольшое отверстие, которое позволяет воздушным течениям вращать глаза вокруг горизонтальной оси, расположенной в глазной впадине. Кстати, воздушные змеи с вращающимися глазами были известны в Китае уже в III в. до н.э.
Я бы хотела рассказать о других праздниках, которые не касаются в дракона, однако для китайцев имеют не меньшее значение.
Вот, например, праздник Дунчжи. Каждый год зимнее солнцестояние приходится на период между 21 и22 декабря <#”justify”>Миф о Запрете на разжигание огня в этот день связан с одним историческим событием. Это было во времена царства Цзинь эпохи Весны и Осени (770 – 476 до н.э.). Сын императора по имени Чжун Эр был вынужден бежать из дворца, так как его хотели убить, чтобы трон унаследовал его брат. Большинство министров и слуг, которые бежали вместе с ним, постепенно бросили его. Одного из верных слуг наследника престола, который не оставил его, звали Цзе Цзыдуй. Однажды принц потерял сознание от голода и верный слуга, отрезал кусок мяса из своего бедра, поджарил и накормил его, спася таким образом от смерти. Через несколько лет Чжун Эр вернулся в страну и взошёл на трон, став императором Вэнь-гуном, впоследствии одним из самых выдающихся монархов того времени. После получения власти, он щедро наградил тех, кто прошёл с ним через все тяготы и лишения, когда он был отлучён от престола, но забыл наградить Цзе Цзыдуя. Бывший преданный слуга принял это близко к сердцу и, забрав свою пожилую мать, ушёл жить на гору Мяньшань. Прошло несколько лет, императору напомнили о бедном слуге, он вспомнил всё и сильно раскаялся. Затем он приказал своим людям пригласить Цзе во дворец и собирался назначить его на должность чиновника. Однако Цзе не мог простить его и не пришёл. А когда император лично поехал к нему, тот с матерью спрятался в лесу и их не смогли найти. Император сильно разозлился такому неповиновению и приказал сжечь лес на горе, чтобы выкурить оттуда Цзе. Когда все деревья сгорели, слуга так и не появился. Его останки нашли возле обугленной ивы. Он сидел, обнимая свою мать. Их похоронили там же под ивой. В честь слуги император переименовал гору в Цзешань и построил там храм, а день сожжения леса был назван «Ханьши» («холодная еда»). Во всей стране в этот день было запрещено разжигать огонь.
Праздник Чжунцю или Праздник Луны приходится на 15-е число 8-го месяца лунного календаря, что соответствует середине осени. Праздник Чжунцю зародился еще во времена династии Тан и в этот день поклоняются богу Луны. Истории возникновения этого праздника около 2 тысяч лет. По одной из них Весной сын Неба обращается к солнцу, а осенью он обращен к Луне, поэтому этот праздник еще называют праздником Луны. Изначально обряд почитания Луны исполнял сам император, однако позднее его место занимали его наместники, а впоследствии этот день просто стал национальным праздником. Этот праздник связан с мифом о стрелке И, о котором я писала ранее. Именно потому ранее был обычай – дарить дедушку-зайца в честь праздника детям. Еще существовал обычай – сжигать табличку, на которой предварительно рисовали Великий Инь, а под ним лунный дворец, в котором находился нефритовый заяц, толкущий в ступке свои снадобья. Считается, что заяц обычно сидит под кронами волшебного дерева и толчет в ступке порошок бессмертия, который готовится из листьев этого дерева. Рядом с зайцем обычно изображали тигра, оленя или другого животного, на котором он путешествовал. Заяц всегда изображался с добрым и одухотворенным лицом, величественного вида. В древности из лапы жертвенного зайца вырезали коленную чашечку и добавляли ее в ритуальную пищу. Это делали потому, что именно этой части тела приписывались магические свойства. Тот, кто находил коленную чашечку в пище, мог рассчитывать на большую удачу. В этот день китайцы поклоняются своим предкам и богам, а также луне. Поклонение луне совершается на открытом воздухе. В связи с тем, что согласно китайским поверьям луна соответствует женскому началу, то жертвы приносят ей только женщины как подобные луне. С утра обычно приносятся различные жертвоприношения на семейном алтаре, а ближе к вечеру, а еще лучше после восхода луны, которая в этот день сияет особенно ярко, женщины совершают поклонение луне, а точнее, Хозяйке Луны. Вечером женщины облачаются в красивые и нарядные одежды и бьют поклоны перед Лунной госпожой, прося ее разделить с ними трапезу в виде лунных лепешек, а также жгут так называемую «лунную бумагу», пепел от сжигания которой раздают своим близким и родным. В этот день принято готовить обильный обед и наедаться до отвала, что призвано олицетворять процветание дома и хороший достаток семьи. Принято готовить множество мясных блюд, особенно блюд из утки и свинины, а также едят много фруктов, орехов, пьют чай и вино. Причем, чем более круглую форму дары, предназначенные лунной хозяйке, тем набольшее благополучие может рассчитывать просящая семья. Ну и конечно же во время праздника все угощают друг друга лунными лепешками, с которыми связана интересная легенда, по которой китайцы с помощью этим лепешек смогли свергнуть монгольское иго. Монгольские наместники, которые правили в Китае, чтобы предотвратить восстание, разослали по всем городам и селениям своих шпионов, которые зорко смотрели за людьми и следили, чтобы они не распространяли мятежные мысли между собой. В итоге, кто-то предложил во время праздника середины осени вместе с традиционными лунными лепешками, направить всем своим друзьям и знакомым прикрепленную к лепешке записку с местом и временем поведения восстания. Таким образом, восстание было проведено и монгольские захватчики выдворены из страны. Эта легенда не подтверждается никакими историческими фактами, однако она объясняет то, что лунные лепешки во многом являются символом национального единства народа в этот день и укрепляют это чувство.
А напоследок, хочу упомянуть еще один фестиваль – «праздник пьяного дракона», который растягивается не на один день. Иногда целый месяц продолжаются различные культурные мероприятия. Начинается празднование на восьмой день четвертой луны в мае месяце. Легенда гласит о жителях одной деревни, длительное время которые страдали от дракона. Однажды, в селение пришел монах, который расправился с драконом, избавив народ от многих неприятностей. С того времени, ежегодно, последователи буддизма начищают до блеска статуи своего бога, а во многих рыбацких поселках проводят представления с «пьяным драконом». Гостям региона предоставляется прекрасный шанс полюбоваться традиционными танцами, исполнители которых создают яркое шоу, используя деревянные головы и хвосты змея. В городе, шествие танцующих людей отправляется от площади Сенандо до внутренней гавани. На пути у туристов встречается большое количество баров и кафе с местной кухней. Также, можно найти подходящие сувениры. В шествии принимают участие львы и драконы (не настоящие конечно же), танцы, фейерверки, костюмированные артисты. Также, проводятся различные интересные культурные мероприятия, которые соответствуют тематике праздника. Этот праздник популярен как среди рыбаков, так и среди остальных жителей.
Таким образом, дракон, как священное животное, одно из четырех в китайской культуре играл очень большую роль в жизни китайцев. Праздники в Китае имеют традиционный характер. Их празднуют множество людей, не только китайцев, но так же люди из других стран. Ведь многим интересно посмотреть на то, как в Китае проходят праздничные дни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»,IV-II вв. до н.э.;), а также в поэзии Цюй Юаня (IV век до н. э.).
Одна из отличительных черт древнекитайской мифологической историзации – (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим тотемом ласточку, племена ся – змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона <#”justify”>Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги).
Дракон с расписной, узорчатой кожей считался символом китайского императорского дома. Его называют родоначальником всех императоров. Этот дракон – символ животворных сил. Но при этом дракон считается и символом воды и водной стихии, символом плодородия.
Древние китайцы, как и другие народы, пытались с помощью мифов объяснить окружающий мир, истолковать явления природы. Унаследованные от древнего Китая предания о божествах, добрых и злых духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни китайского народа. Таким образом, мы можем говорить о том, что китайская мифология восходит к древним формам культа природы, культа предков и тотемизма.
В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены разнообразие китайских мифов, изучены разные мифы о происхождении мира, о первом предке человека, о всемирном потопе и о героях. В работе упомянуты культ предков и природы, которые в значительной степени повлияли на развитие мифологии Китая. Также было описано деформация мифологии на протяжении многих веков, указано, что мифология Китая – это совокупность мифологий, буддистской, даосской и древнекитайской мифологий. Кратко описана каждая мифологическая система. Например, указано, что в даосы уделяют большое внимание поиску бессмертия. Что же касается буддизма, то указано о его расцвете в империи Тан.
Исследован образ дракона в мировом масштабе. Освещены теории о появлении образа дракона, в общем. Указано на то, что первый источник, который упомянул, нечто похожее на дракона, был из Месопотамии, однако в мире признано считать родиной дракона – Китай. Также рассмотрено значение символа дракона. Доказано отличие китайского дракона с европейским. Например, то, что китайские драконы являются предками европейских, они совершенно не злые и кровожадные. В Поднебесной драконы в большинстве своем были существами добрыми и благодатными. Описаны драконы из разных культур. Например, рассказан, миф о Святом Георгии. Даны классификации драконов и рассмотрены четыре самых известных. Более тщательно рассмотрен китайский дракон. Указано распространение символа дракона. Рассказано о наиболее известных породах китайских драконов, о девяти сыновьях Луна.