- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,99 Кб
Роль искусства в человеческой жизни
Введение
искусство религия художественный
Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Интерес к проблеме происхождения искусства и религии связан, во-первых, с многочисленными открытиями произведений первобытного искусства, которые вот уже в течение ста лет удивляют мир. Эти открытия заставляют пересматривать прежние представления о жизни и культуре первобытных людей, их материальных и духовных потребностях. Публикации по вопросу о происхождении искусства и религии вызывают интерес и в связи с тем, что в них затрагиваются коренные мировоззренческие проблемы, от решения которых во многом зависит понимание как искусства, так и религии. Поэтому тема данной контрольной работы является весьма актуальной для рассмотрения.
Цель работы – изучить архаические формы религии, рассмотреть проблему происхождения искусства и выявить его роль в человеческой жизни. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
.Изучить период появления религии, показать характеристику ее основных древнейших форм;
.Рассмотреть связь образцов художественной деятельности с архаическими формами религии;
.Продемонстрировать полифункциональность первобытного искусства, основные периоды его развития.
В работе были использованы материалы монографий, учебных пособий, книг, журналов таких авторов Борев Ю.Б., Крывелёв И.А., Анисимов А.Л. и других.
1.Появление религии, характеристика ее основных древнейших форм
Религия (лат. religare – воссоединять) – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). У религии существует не одно определение, она так же считается учением о воссоединении человека с Богом, одной из форм общественного сознания, духовной формацией, особым типом отношения человека к миру и самому себе, обусловленному представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.
На проблему возникновения религии сейчас существуют три основные точки зрения:
·атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организации человеческого общества.
·религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с богом напрямую не разрешено, а необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством.
·промежуточная точка зрения, учитывающая современное состояние научных знаний и общественные настроения, базирующаяся, однако, на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия – это путь поиска возвращения к Богу [3 c. 220-225].
Итак, необходимо выяснить: присуща ли была религия человеку изначально или появилась на определённом этапе его развития? Ориентируясь на археологические раскопки захоронений древнего человека, можно сказать, что религиозные верования людей возникают несколько позже, чем появляется homo sapiens – человек разумный. Данные раскопки, датируемые временем 80 – 40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни). В захоронениях, сделанных 30 – 10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, украшения, плоды, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся и ему могут понадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна. Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться [4 c.290].Так появляются специальные места для религиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту его обитания (это происходит примерно 10 – 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные святилища (например, Стоунхедж в Великобритании, поставленные в круг камни, расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли; или статуи длинноухих гигантов с острова Пасхи).
Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности [3c.301].
О существовании безрелигиозного периода в истории человечества можно сделать вывод на основе данных этнографии. В Малайзии, на острове Ридан, обнаружено несколько племён этнической группы кубу. Они не имеют общепринятых религиозных представлений, не боятся грозы, не задумываются о смерти, не знают, как возник мир и его объекты. Правда, они предполагают существование мира духов, не имеющих, однако, связи с миром материальным. Чтобы вступить в контакт с миром духов, жрецы племени кубу вынуждены временно покидать этот мир и переходить в мир духов, совершая иступлённые танцы, одурманиваясь наркотиками и доводя себя таким образом до экстаза [5].Смутность представлений о духовном мире позволяет предположить, что они у кубу только начинают формироваться и был период, когда их не было. Итак, религиозные представления появляются на определённом этапе развития человечества. Каковы же основные причины возникновения религии?
·интеллектуальная: нуждаясь в объяснении природных и социальных явлений и не имея достаточного уровня знаний для научного обоснования наблюдаемого, человек создаёт кажущееся ему правдоподобным фантастическое толкование путем аналогии с понятными ему фактами;
·психологическая: осознавая окружающий мир как нечто непонятное и враждебное, древний человек искал поддержку могущественных сил, способных справится с неразрешимыми проблемами и защитить его от мнимых и реальных опасностей. Осознав конечность земной жизни, люди захотели избавиться от страха смерти и получить надежду на вечное существование хотя бы части своей личности в виде души или иной какой-либо иной форме.
·моральная: любой социальный коллектив нуждается в правилах взаимодействия между его членами, при этом, чем сложнее его организация, тем опаснее опираться только на силу. Общество, чтобы быть устойчивым должно защищать и слабых своих членов. Всеобщая сознательность недостижима, поэтому необходим ограничитель более сильный, чем физическая сила. Религия – сила, способная контролировать общение между людьми, поскольку заявляет о себе, как о высшей силе, способной постоянно и жёстко контролировать каждого и неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм.
Развитие религии происходило параллельно с развитием миросозерцания человека и отражало уровень его мировосприятия. На ранних стадиях этого развития религиозные представления были достаточно примитивны. К древнейшим религиозным воззрениям относятся: тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, шаманизм. Рассмотрим их подробнее.
Тотемизм (яз. индейцев-оджибве – тотем – его род), термин впервые употреблён в европейской литературе в конце ХVIII в. – вера в сверхъестественное родство, якобы существующее между определённой группой людей (примитивным родом) и каким-либо видом материальных предметов, чаще всего животных, реже растений и т.д. В процессе наблюдений за своей деятельностью, люди обратили внимание на сходство отдельных черт характера родичей с повадками животных, проявлением природной стихии. Члены данного рода считали себя связанными каким-то особым родством с тотемом; его не почитали, но считали отцом, старшим братом и пр. Это выражалось в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу. Тотемизм возникает в связи с необходимостью самоидентификации человека, осознанием своей самостоятельности, потребностью в интегрирующей идее, единой для всей общины. Тотемизм отражает и неразрывную связь человека и природы [5].
Это верование было мощной психологической поддержкой: избавляло от страха смерти, поскольку первобытные люди верили, что человек не прекращает жить, а перевоплощается в тотемное животное, сбрасывая слабую человеческую оболочку. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытного коллектива [3 c. 320].Тотемистические верования сохранились и в наши дни. Коровы являются священными животными индуистской религии, их нельзя тревожить, когда они отдыхают, даже если поперёк дороги. В Египте почитают кошек, собак, крокодилов, змей и других животных. Тотемистические корни имеет деление животных на чистых и нечистых в иудаизме и исламе.
Среди первобытных верований встречается анимизм – вера в существование души и духов. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов. Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях. Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу – все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие – оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков[5].
Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.). Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии [8 c.112].
Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер, видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений [7]. Несомненно, одно – магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное.
У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Данная форма архаической религии называется фетишизм и является разновидностью магии. Наши прапредки справедливо полагали, что от совершенства инструмента во многом зависит успех дела, поэтому неуспех в магических обрядах объясняли несовершенством применяемых инструментов, а если инструмент, как им казалось, способствовал благополучному исходу дела, то он признавался обладающим магической силой и становился фетишем. По поводу места фетишизма в процессе становления религии существует ряд точек зрения. Одна признаёт его завершающей стадией развития первобытных религиозных верований, поскольку изготовление фетиша требовало значительных познаний и умений, которые жрецы хранили, так как обладание ими давало возможность влиять на поведение людей, и, что немаловажно, получать значительную долю добычи. Это явилось первым шагом на пути расслоения общества, приведшего к разложению первобытных отношений. Другая точка зрения: появление фетиша – результат недостаточного развития абстрактного мышления человека, которому был нужен видимый, осязаемый символ. Это не лишено резона, по той причине, что даже в последующих эпохах встречаются подобные материальные воплощения божества: греки почитали Геру в виде доски, Аполлона в виде пирамиды и т.д. Есть мнение, что в процессе трудовой деятельности человек выделял наиболее удачные орудия труда и, не имея другой поддержки, надеялся на свои удачливые инструменты. Он одушевлял их (начало анимизма), уговаривал и дальше хорошо помогать (элементы магии), оберегал от посторонних, а если подводили, ломал. Таким образом, выходит, что фетишизм – самая древняя форма религии [5].
Шаманизм – вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями. Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных [5]. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.
Таким образом, первобытные религиозные верования послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества.
. Связь образцов художественной деятельности с архаическими формами религии
Интерес к проблеме происхождения искусства и религии связан, во-первых, с многочисленными открытиями произведений первобытного искусства, которые вот уже в течение ста лет удивляют мир. Эти открытия заставляют пересматривать прежние представления о жизни и культуре первобытных людей, их материальных и духовных потребностях. Хотя искусство и религия порождены принципиально различными социальными потребностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в единой, не расчлененной системе духовно-практической деятельности, которую представлял собой первобытный мифологически-обрядовый комплекс.
Зачатки художественного творчества возникали в непосредственной связи с двумя сторонами жизни первобытных людей. Во-первых, в процессе трудовой деятельности, прежде всего изготовления орудии труда. Во-вторых, в процессе развития средств общения между людьми. Эта связь отчетливо прослеживается в эпоху, которую археологи называют «верхним палеолитом» (40-10 тыс. лет назад), то есть временем, когда впервые появились люди современного физического типа (кроманьонцы). Археологи нашли многочисленные орудия труда того времени, украшенные разнообразным орнаментом, а иногда резными или скульптурными изображениями животных [2 c.156]. Важно отметить, что в этих изделиях украшения подчинены функциональному назначению орудия: красота не противостоит пользе, а лишь дополняет её. Выдающимся образцом подобных изделий служит копьеметалка, найденная в 1940 году в Мае д’Аэиле (Франция). Один её конец – крючок, в который при метании копья упирался конец его древка, – представляет собой скульптурное изображение козла.
Зачатки искусства связаны не только с изготовлением орудий труда, но и с развитием общения между людьми. Первоначально (у формирующихся людей – питекантропов и синантропов) средства общения, по-видимому, были непосредственно вплетены в процесс деятельности и представляли собой нечленораздельные жесто-звуковые комплексы. В дальнейшем процесс общения отделяется от процесса труда. В верхнем палеолите, у людей современного физического типа развивается членораздельная звуковая речь, которая служит формой выражения логического понятийного мышления [5]. Но, кроме того, средства общения реализуются в рисунке и жесте, которые в большинстве случаев являются элементами обрядового комплекса.
Содержание этой информации было различным, оно включало в себя и иллюзорные магические представления, но это не меняет сути дела. Рисунок с самого начала был не только реализацией эстетической потребности, но и средством выражения определенных образов и мыслей, передачи их другим людям. Обе эти стороны находились в неразрывном единстве, о чем говорят многие наблюдения этнографов. Так, например, индейцы племени бороро, нарисовав на песке животное в натуральную величину (тапира, пантеру), вынимали песок из контура, углубление засыпали пеплом от костра, а места глаз и пятен на шкуре животного покрывали темным песком. При лунном свете, в багровых отблесках костра рисунок казался реальной, расстеленной на песке шкурой зверя [2 c. 49].
Говоря о Центральной Азии, следует отметить, что корни религиозных верований данного региона уходят в глубокую древность. В неглубоких, но труднодоступных гротах ущелья Зараутсай в горах Кухитанг (Сурхандарьинская область) сохранилось около 200 рисунков человека, самые древние из которых относятся к периодам мезолита и неолита, а самые последние – к эпохе бронзы. Наскальная живопись Зараутсая является уникальной и признана памятником мирового значения (12-5 тыс. лет до н.э.).
Одним из наиболее ранних среди наскальных рисунков магического значения исследователи считают мотив руки – пятерни, который был весьма распространен и в последующие времена. Отпечаток или контур руки считается знаком присутствия в данном месте оставившего его человека. Позднее он приобретает значение символа обладания или оберега. В бассейне среднеазиатского Междуречья круг, ромб и крест служили символами или атрибутами солнечных божеств. Сосуды со знаками, сделанными от руки в виде креста, позднее встречаются в памятниках разных эпох. Этот знак интерпретировался как охраняющими содержимое сосуда.
Первобытные изображения зверей выполняли несколько практических функций, в том числе и функцию иллюзорного, магического замещения реального зверя. В тех условиях магическое отношение к животному не только не препятствовало, но, напротив, способствовало его реалистическому воспроизведению: чем более был похож «заместитель» зверя на него самого, тем сильнее были иллюзии, что обрядовое действо обеспечит обильную добычу [4 c.327].
Танец, как часть искусства, так же связан с древнейшими формами религии. Так, А. Ф. Анисимов приводит свидетельство одного этнографа о так называемой «бизоньей пляске» индейского племени майданов в Северной Америке. Бизоний танец они устраивали тогда, когда бизоньи стада удалялись от стойбищ индейцев. Танец преследовал цель вернуть добычу, обеспечить успех в охоте. В каждом туре пляски участвовали от пяти до пятнадцати индейцев. В руках – оружие. Танец, изображающий охоту, длится непрерывно две, а то и три недели, пока не появятся бизоны. Танцоры сменяют друг друга. Когда кто-либо из танцоров устаёт, он падает, подражая бизону, и в него пускают стрелу с затупленным наконечником. Присутствующие за ноги оттаскивают упавшего из круга и копируют свежевание бизона. Подобные обряды известны и у других народностей. В этом обряде можно четко выделить нисколько существенных особенностей первобытной магии. Во-первых, становится ясно, что охотничья магия возникает как продолжение охотничьих, то есть трудовых, действий людей. Во-вторых, в «бизоньем танце» чётко выступает главная особенность магических обрядов овладения добычей. Этот танец – попытка выдать желаемое за действительное, подменить реальный процесс охоты его имитацией [8,c 98].
В этих первоначальных формах магический ритуал хотя и содержит в себе элементы веры в сверхъестественное (в виде веры в сверхъестественную связь между ритуалом и результатами самой охоты), но они здесь сочетаются с многими другими его сторонами: и с упражнением охотников в силе и ловкости, и с точным воспроизведением повадок зверя, и, наконец, с эмоционально-эстетическим освоением ритма телодвижений, что в дальнейшем послужит основой возникновения танца. Это слияние и переплетение происходило прежде всего в обрядах. Обряд никогда не выполнял только одну магическую функцию. Он представлял собой сложное многостороннее образование, которое служило формой реализации сразу нескольких социальных потребностей. Помимо удовлетворения потребности в иллюзорном восполнении практического бессилия первобытных людей (эта потребность реализовалась в вере в магическую, сверхъестественную силу обряда), обряд удовлетворял их познавательную, эмоционально-экспрессивную, учебно-воспитательную и эстетическую потребности. В охотничьем танце, в изображениях и масках, которые были его компонентами, по свидетельству этнографов, очень точно фиксировались особенности поведения зверей, их повадки. В обряде тем самым находила свою реализацию потребность познания особенностей животных – объектов охоты и передача этих знаний новым поколениям. Немаловажную роль играл первобытный обряд и как форма проявления эмоций, как способ эмоциональной разрядки.
Наконец, обряд удовлетворял и зарождавшуюся эстетическую потребность первобытных людей. Он органически включал в себя компоненты как изобразительного искусства (рисунки, скульптуры зверя, его маски), так и танцевально-музыкального. Археологические данные свидетельствуют о том, что значительная часть рисунков животных на стенах пещер, а также их скульптурные изображения использовались первобытными людьми в обрядовых церемониях [8c.360].Так, в пещере Монтеспан (Франция) были найдены остатки трех скульптур пещерных львов. Шея и грудь одного льва были испещрены следами попаданий дротиков и копий. Другие две скульптуры были почти разбиты – также, очевидно, в результате попаданий в них копий и дротиков. В той же пещере обнаружена глиняная скульптура медведя. Между его передними ногами лежал череп молодого медведя, который, очевидно, первоначально увенчивал скульптуру. Эта скульптура была изрешечена круглыми дырками, вероятно, следами попаданий копий или дротиков. Подобные примеры свидетельствуют о несомненной связи между изобразительным искусством эпохи палеолита и обрядами первобытных охотников.
. Полифункциональность первобытного искусства, основные периоды его развития
Первобытное искусство имеет несколько периодов развития, Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного – прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека, ведь жизнь первобытного охотника напрямую зависела от знания животных и их повадок.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы [8 c.412].
Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) – главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании [8 c.419].
При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.) [4 c.63].
Искусство мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10 – 8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен [4 c.93]. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.
В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. – начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность.
Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства. Здесь уже в 3-м тыс. до н. э. сложились основные виды искусства – архитектура, скульптура, живопись.
Высокого уровня здесь достигло искусство керамики – строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками. Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).
В более отдалённых районах (например, на Севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тыс. до н. э. сохранились видоизменённые древние формы искусства. Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (преимущественно голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), чаще всего составляющих часть культовой деревянной утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тыс. до н. э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2 тыс. до н. э.; единичные находки в Финляндии, Швеции и др.) [5].
Средневековой Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культурных центров. Простые, преимущественно округлые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территория Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы) и в Средней Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе; сырцовые дома в Средней Азии и др.). О прогрессе строительной техники говорят многочисленные мегалитические постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно.
В эпоху бронзы повысилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Древней Греции. В Европе и Азии в 1-м тыс. до н. э. продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние германцы, иллирийцы, кельты, норманны, саки, сарматы, скифы, славяне древние, древние тюрки, финно-угры древние, фракийцы, этруски). Для этого времени в средневековой Европе характерны скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментированными в геометрическом духе рукоятями. [6].Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков.
С середины 1-го тыс. до н. э. искусство «варварских» народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры. Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до XIX-XX вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки).
Искусство обладает множественностью целей или полифункциональностью. Функция искусства (от лат. function – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности ее при родных, социальных и личностных моментов [1c.180]. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через нее к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.
Некоторые исследователи искусства насчитывают десять ее функций, рассмотрим некоторые из них. К духовным (идеологическим) функциям относятся эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты). Желание творить и созерцать красоту заложено в человеке изначально [1.c 110]. Откуда в человеке эта потребность и что за этом стоит – это уже другой вопрос. Но сам «инстинкт красоты» у человека несомненен. Даже маленькие дети проявляют «эстетическую заинтересованность», т. е. предпочитают красивые предметы некрасивым. Если мы искусственно блокируем удовлетворение эстетических потребностей, т. е. лишим человека возможности созерцать прекрасное, он будет испытывать колоссальные трудности.
Следующая функция гедонистическая (доставление удовольствия, наслаждения). Искусство доставляет людям наслаждение и создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Гедонистическая функция (вторая сущностная функция) как и эстетическая пронизывает все другие функции искусства [1c.204]. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий.
Предпосылки гедонистической функции искусства:
) художник свободно (мастерски) владеет жизненным материалом и средствами его художественного освоения; искусство – сфера свободы, мастерского владения эстетическим богатством мира; свобода (мастерство) вызывает восхищение и доставляет наслаждение;
) художник соотносит все осваиваемые явления с человечеством, раскрывая их эстетическую ценность;
) художественная реальность упорядочена и построена по законам красоты;
) реципиент испытывает приобщенность к порывам вдохновения, к творчеству поэта (радость сотворчества); 6) в художественном творчестве есть игровой аспект (искусство моделирует деятельность человека в игровой форме); игра же свободных сил – еще одно проявление свободы в искусстве, доставляющее необычайную радость [1,c 115].
Одной из важнейших функций является воспитательная (духовно-нравственное становление личности). Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, вызывает ощущение эстетической радости.
Познавательная функция несет научный смысл (отражение объективного мира и его усвоение). Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов [6].
К практическим (социально-организующим) функциям искусства относится во-первых, воспитательная функция искусства, решающая задачу формирование человека, личности определенного типа общества. Искусство в этом отношении оказывается очень деликатным воспитателем, добирающимся ненавязчиво через чувства человека до самых глубин его натуры. Воздействие искусства так сильно, что оно может «научить» и негативному поведению в противовес интересам социума. Во-вторых, к этой группе отнесем и психотерапевтические функции искусства, такие как гедонистическая (наслаждение образным миром), эвристическая (побуждение творческой энергии), релаксационная (удовольствие – расслабление). Не случайно психотерапевты при общении со своими пациентами прибегают к услугам искусства, музыки. В этой же группе социально-организующая функция искусства, образы которого способствуют сплочению и организации социальных групп и общностей. Каждое государство, поэтому, имеет гимн, необходимую символику, так же как и каждая организованная в некоторое сообщество социальная группа [1.c 120].
Изучение первобытного искусства, места, занимаемого им в жизни древнейшей общины, и роли, которою оно там играло, показало, что искусство действительно с самого начала одухотворяло, облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первых порах духовные потенции. Но и в дальнейшем, на протяжении всей истории культуры, степень приобщенности к искусству характеризовала общий уровень духовности, эмоциональной «чувствительности», эстетической восприимчивости людей, их способность не ограничиваться удовлетворением одних только физиологических и утилитарных потребностей. Искусство развивает духовность человека всесторонне – целостно – в единстве мыслей, чувств, воли, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания.
Заключение
Цель данной контрольной работы является – изучение архаических форм религии, проблемы происхождения искусства и выявление его роли в человеческой жизни. Для достижения цели были поставлены задачи, такие как
Изучение периода появления религии, характеристики ее основных древнейших форм, обоснование связи образцов художественной деятельности с архаическими формами религии, и описание полифункциональности первобытного искусства, и основных периодов его развития.
В ходе написания контрольной работы были рассмотрены самые древние формы религии, присущие первобытному обществу. Особое внимание было уделено связи древнейших форм религии с искусством, их роли в первобытном обществе и для культуры в целом. Так же рассмотрена полифункциональность искусства первобытного человека, основные периоды его развития и становления.
Таким образом, анализ исторического процесса формирования художественной потребности человечества позволил определить ее как потребность очеловечивания человека, отрыва его от исходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическими и утилитарными практическими нуждами. Искусство выражает взгляд на человека и окружающий его мир в ракурсе вечности и всеобщности. В любом подлинном произведении искусства, независимо от времени его создания и от того, в системе какой национальной культуры оно возникло, выражается миросозерцание человека, ядром которого является духовность. Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали. Большую часть своей истории искусство по преимуществу существовало в рамках, устанавливаемых религией.
Сделаем вывод, что первобытные религиозные верования оказали значительное влияние на развитие человеческого общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под влиянием общественного развития. Они послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества.
В процессе написания работы были использованы материалы монографий, учебных пособий, книг, журналов таких авторов Борев Ю.Б., Крывелёв И.А., Анисимов А.Л. и других.
Итак, поставленные цели достигнуты, актуальность темы исследования доказана.
Список использованных источников
1.Борев Ю.Б. Эстетика – М, : Высш. шк., 2002. – 511с
2.Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. Спб.,1996.- 250с.
.Крывелёв И.А. История религий.- М.: Политиздат, 1988. 563 с.
.Тэйлор Э.Б. Первобытная культура.-М.: Изд-во полит.лит., 1989. 573 с.
.Д. М. Угринович, статья « Искусство и религия», журнал «Наука и религия» № 12, 1981г, №1 1982 г.
.Клейн Л., статья «Персонализм: «культура и личность», журнал «Развитие личности» №3,2014г. – [Электронный ресурс]
.Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества – М.; Л.: Наука, 1966 г. – 244 с.